152
153
СвоимиСлламиГЕПЛЫЙ ПОДХОД К ПЛАСТМАССЕ И... МЕТАЛЛУНЕ КЛЕИМ, А СВАРИВАЕМ Существует несколько способов сэкономить средства. Один из них - склеить деталь, положив три-четыре слоя ткани, пропитанной эпоксидным клеем. Увы, во многих случаях это невозможно - если повреждена деталь из полиэтилена или полипропилена, некоторых других пластмасс, клеи на них практически не держатся. Помимо традиционной склейки многие пластмассы можно сваривать. Самый примитивный способ - с помощью обычного паяльника. Но и здесь поджидают немалые трудности: паяльник не может прогреть достаточно глубокие слои материала (в частности, потому, что теплопроводность пластмасс невелика), а верхние перегревает, доводя до обугливания. Понятно, что заплатка будет держаться не очень долго. Более прочную сварку полимерных материалов позволяют выполнить сварочные аппараты горячего воздуха, которые называют еще промышленными фенами. Такие устройства выпускают все основные производители электроинструментов - "Бош", "Блэк энд Деккер", "Метаба", а один из лидеров здесь - швейцарская фирма "Ляйстер", для которой подобное оборудование - основная специализация. Коль речь зашла о сварке, подчеркнем, что она возможна лишь с термопластическими пластмассами (термопластами), которые при нагревании переходят в вязкотекучее состояние, а также с теми, что растворяются в соответствующих растворителях. К первым относятся полипропилен (решетки радиаторов, спойлеры, панели приборов, бамперы, рулевые колеса, внутренние накладки дверей), полиэтилены высокого и низкого давления (рукоятки, щитки, кнопки, кожухи отопителей) и полиамид; ко вторым - полистирол, целлюлозацетат и т. д. Термореактивные пластмассы (дуропласты) таких качеств лишены, поэтому изготовленные из них (меламин-формальдегид, фенол- формальдегид, эпоксидная смола) детали ремонтируют клеевыми композициями. Итак, перейдем к делу. У нас поврежденная деталь, идентичный ей по составу присадочный материал и сварочный аппарат горячего воздуха. Состав ремонтного материала особенно важен, поскольку свариваются лишь однородные пластики. "Опознать" его достаточно просто - марка обозначена рядом с каталожным номером. К примеру, аббревиа1 52 ЗА РУЛЕМ 12/97Многим начинающим водителям приходилось испытывать чувство досады когда разбивали пластмассовый бампер своего новенького авто. Приобрести эти детали проще простого, однако цена их - особенно импортных - непомерно высока. А ведь список деталей из пластмасс бамперами не ограничивается: решетки, кожухи, дефлекторы, накладки... И если бамперы можно еще подобрать по подходящему каталогу, то мелочевку, существующую к тому же во множестве невзаимозаменяемых вариантов, найти куда трудне Остается одно - чинить. О новой для нас технологии, позволяющей сдела это без больших затрат, расскажет Денис БОРОВИЦКИЙ. тура "PC" говорит о том, что перед нами поликарбонат. Из него делают бамперы автомобилей "Форд", "Мерседес", "Опель" и т. д. Однако не исключено, что маркисварке металлов, требуется сперва "разделать" трещину - например шарошкой.^ Далее, чтобы облегчить сварку, на фен надеваем специальную насадку-направ1. Так выглядит минимальный комплект оборудования для ремонтных работ 2. Подготовительные операции позади, идет процесс сварки. 3. Сварка тентовой ткани. 4. Изоляция силовых проводов быстро, просто, надежно.ляющую, вставляем в нее пруток и варим в свое удовольствие. Даже новичок за две-три попытки найдет скорость, с которой нужно вести аппарат вдоль трещин, чтобы не перегреть деталь (покоробится!) и равномерно проплавить шов.СКОЛЬКО СТОИТ? Присадки различных профилей и соровки вы не найдете. Тогда придется идстава фирмы "Ляйстер" обойдутся от 0,7 ти путем проб и ошибок, последовательдо 2,3 доллара за метр. Профессионально приваривая к детали прутки эталонных ный сварочный аппарат горячего воздуха присадок. Одноименные материалы да"Триак" того же производителя - 430 долдут прочное соединение, другие же проларов. Прибавим сюда стоимость различсто не взаимодействуют. Кстати, опреденых насадок - и цена комплекта приблилить тип пластмассы поможет приведензится к 600-650 долларам. ная здесь таблица. Такую сумму стоит затрачивать, поНо вот подходящая присадка найдена жалуй, лишь мастерской или ремонтнику, и теперь, совершенно так же как и при специализирующемуся на восстановлении С_.воимиС: воимич^илами1бамперов и других пластмассовых деталей. А частнику придется воспользоваться услугами последних или остановиться на более дешевом оборудовании. К примеру, пистолет горячего воздуха финской фирмы "Билтема" обойдется приблизительно в 350 тыс. руб. Учтем, что при наличии оборудования стоимость ремонта невысока (затраты лишь на расходные материалы). Для сравнения приведем усредненные расценки автосервиса. Заварка 10-сантиметровой трещины переднего бамкая модель автомобиля, альтернативы пера "Фольксвагена-Пассат" обойдется в сварке просто нет. 150 тыс.руб. Восстановить разломленный пополам бампер - в два раза дороже - "ОПЦИИ" ФЕНА Тепловой пистолет может послужить 300 тыс. руб. Прибавим солидные затраты на окраску (80-100 долларов), и в итоге вам и паяльником для работы с металлом. получим 120-150 долларов. И это все Посему тем, кто по роду деятельности равно выгодно. Стоимость новой детали в связан с кузовными работами, будет позависимости от цвета и наличия усилителя лезно иметь в своем арсенале подобное колеблется в пределах 300-450 долларов. оборудование. Вкратце о самом процессе. Конечно, некоторые смогут купить бампер В отличие от сварки, при пайке расплав"б/у" дешевле нового - но если у вас ред- ляется только припой, который смачивает соединяемые детали и заполняет зазор между ними. По температуре плавления МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО МАТЕРИАЛА припои делятся на мягкие (температура Прозрачность плавления ниже 500°С) и твердые (темпепрозрачный/непрозрачный: ABS, MF, РА, РЕ, PF, POM, РР, PS, PTFE, PUR, PVC-U, PVC-P, UF, ЕР ратура плавления выше 500°С). Для напрозрачный: СА, PC, РММА, PS, PVC-U, PVC-P, UP шего случая приемлемы в основном мягКачество на ощупь кие припои, такие как ПОС-90, ПОС-61, восковистость: РЕ, РР, PTFE ПОС-40, ПОССУ-30-2. Они плавятся при твердость/пластичность: ABS, СА, MF, PA, PC, РММА, PF, POM, PPS, РРО, PS, PUR, PVC-U, UF, UP, ЕР температуре 190-300°С, и их применяют Разрыв при растяжении для пайки стали, меди и их сплавов. Для нет разрыва: РА, РЕ, РР, PPS, PVC-U, PVC-P ремонта алюминиевых деталей (радиатомягкий разрывГгянучесть": ABS, PC, РОМ, РРО, PUR, PVC-U ры, панели кузова и т. д.) подойдут припои хрупкий излом: MF, РММА, PF, PS, UP, ЕР П575А, П-550А, В-61, которые обеспечиПлавучесть в воде вают прочное и коррозионностойкое со ­ плавает: РЕ, РР, PPS, PUR единение. Точка их плавления лежит в тонет: ABS, СА, MF, РА, РММА, PF, РОМ, РРО, PS, PTFE, PVC-U, PVC-P, ЕР пределах 500-575°С. Воздушную струю Горючесть такой температуры дает аппарат горячего воспламенимый: ABS, СА, РА, РЕ, РММА, РОМ , РР, PS, PUR, UP воздуха "Ляйстер-Электрон", отличаютрудновоспламеняемый: MF, PC, PPS, РРО, PVC-U, PVC-P, UF, ЕР щийся от уже упомянутого "Ляйстер-Трисамозатухающий: MP, PA, PC, РР, РРО, PTFE, PVC-U, PVC-P, UF ак" большей мощностью и, соответственкоптящий: ABS, CA, PC, PS UP, EP но, ценой ($460 против $430). некоптящий: PA, РЕ, РММА, POM, PP, PPS, UF Есть еще несколько функций фена, о Пламя которых стоит сказать. Например, им желтое, яркое: ABS, MF, PC, PMMA, PF, PS, PUR, UF, UP, EP можно сваривать материал, из которого светлое с голубым: РЕ, РР, PPS делают тенты грузовиков. Тем же, кто чаголубоватое: РА, РОМ сто имеет дело с ремонтом электропрожелто-зеленое: СА, PVC-U, PVC-P водки (в том числе автомобильной), помоЗапах при нагреве восковатый: РЕ, РР, PPS жет специальная насадка и набор термороговины: РА усаживающихся трубок-кембриков. Они сладковатый: ABS, РММА, PS, UP свободно надеваются на пучок проводов, смолы, дегтя: РР, РРО затем охватываются насадкой, включаетрезкий, едкий: POM, PUR, PVC-U, PVC-P, ЕР ся фен... Все, ни грязь, ни вода к проворыбы: MF, POM, UF дам уже не попадут. бумаги, уксуса: СА, PF Крепко сидящие подшипники, болты, не типичный: PC, PTFE муфты, винты, шестерни, прокладки го ­ Растворимость в тетрахлоруглероде ловки блока цилиндров можно легко и без клеится: PS повреждений снять (или отвинтить) под становится матовым: РРО направленной струей горячего воздуха. А не клеится: ABS, СА, MF, PA, PC, РЕ, РММА, PF, РОМ, РР, PPS, PTFE, PVC-U, PVC-P, UF, UP, EP еще он поможет быстро и просто удалить Растворимость в уксусе, эфире защитное покрытие днища автомобиля клеится: ABS, PC, РРО, PS (например, при подготовке к сварочным становится матовым: СА работам), при этом повреждение проводки не клеится. MF, РА, РЕ, РММА, РОМ, РР, PPS, PTFE, PVC-U, PVC-P, UF пластиковых и резиновых деталей пракУстойчивость к царапанию ногтем тически исключено. устойчив: ABS, СА, PA, PC, РММА, PF, РОМ, РР, PPS, РРО, PS, PVC-U, UF, UP, ЕР Возможности горячего воздуха очень не устойчив: РЕ, PTFE, PVC-P велики, инженеры постоянно придумывают ему новые специальности, в продаже ОБОЗНАЧЕНИЯ ПЛАСТМАСС ТЕРМОПЛАСТЫ Полистирол PS появляются насадки для все новых работ. Политетрафторэтилен (тефлон) Акрил нитритбутадиенстирол PTFE ABS Кстати, в гараже "За рулем" промышленЦеллюлозацетат PVC-U Поливинилхлорид ТВ. СА Полиамид PVC-P Поливинилклорид мяг РА ный фен уже показал себя в деле. Поликарбонат ДУРОПЛАСТЫ PCРЕРММАРОМ РР PPS РРОПолиэтилен Полиметилметаакрилат Полиоксидметипен Полипропилен Полифенилсульфид ПолифенилоксидMF PF PUR UF UP EPМеламин -формальдегид Фенол-формальдегид Полиуретан Карбамид-формальдегид Ненасыщенная полиэфирная смола Эпоксидная смола•ЗА РУЛЕМ 12/97 153