102
103
•Своим опытом выбора делится, как он себя представляет, "профессиональный автомобилист и автолюбитель" из Санкт-Петербурга Артур ВАСИЛЬЕВ. Новую "Шкоду" в комплектации LX с двигателем 1,3 л он приобрел за 59 млн. рублей. Пробег пока небольшой - 1 5 тыс. км. Но это уже основание продолжить рассказ о "Фелиции" (начатый в предыдущем номере журнала) - автомобиле-лидере по продаже в России иномарок зарубежной сборки. Двигатель. На нем установлены электронная система зажигания и двухкамерный карбюратор "Пирбург-2ЕЗ" с автоматом пуска, которые безотказно работают в любых условиях. Расход топлива - 7-7,5 л/100 км. При первой поездке двигатель показался вяловатым, для активной езды его нужно "раскручивать", хотя при этом он начинает "ворчать". О расходе масла говорить не приходится: не доливал ни во время обкатки, ни после. Кстати, обслуживать автомобиль из-за низкого уровня сервиса и цен на него решил сам: платить два миллиона за замену масла и прогон через "проволочные" щетки на мойке - это уж слишком. Все обслуживание свелось к простейшим операциям. После обкатки заменил масло на "синтетику" "Кастроль-5\Л/50". Масляный фильтр подходит обычный "жигулевский", но я предпочел "ЧемпионС130". Фильтр можно менять в белой рубашке - так он удобно расположен. Регулировать клапанные зазоры не просто, а очень просто. Благодаря нижнему расположению распредвала детали в головке как на ладони. Операция проводится так же, как и на двигателе "Волги". Требуются лишь отвертка, накидной ключ "на 11" и щуп. Зазор для впускных и выпускных клапанов одинаков - 0,2 мм. Устанавливать коленвал в нужное положение можно, вращая вывешенное на домкрате переднее колесо; я же привычно толкаю автомобиль на высшей передаче. Согласно указаниям сервисной книжки, после обкатки надо подтянуть болты крепления масляного поддона. Этим я пренебрег - нет и намека на негерметичность соединения, а вот опасность сорвать резьбу в алюминиевом блоке, увы, существует. В целом, резюме по двигателю следующее: несмотря на солидный возраст конструкции, это доведенный и надежный агрегат, а доступ к нему и простота обслуживания достойны похвалы (то же отметили профессионалы-ремонтники, см. ЗР, 1997, № 11 - ред.). Сцепление работает безотказно. Поскольку привод выключения беззазорный, регулировки требует только положение педали, как на ВАЗ-2108. Делается это про102 ЗА РЛМ 12/97 УЕзацепления с ведущей шестерней. Применив излишнюю силу, шестеренку очень легко повредить. Несмотря на отсутствие заводской рекомендации, я все же заменил трансмисси-сто: гайкой на наконечнике троса. Ну и периодическая смазка троса не помешает. Коробка передач радует своей четкой и почти бесшумной работой. Единственное, чему следует уделить внимание при обслуживании - конечно же, количеству и качеству масла. Завод рекомендует использовать "трансмиссионку" по классификации API GL-4 или GL-5 и вязкостью по SAE 75W80. Заправку маслом и контроль уровня производят после демонтажа валика и шестерни привода спидометра, которая играет роль щупа. Нормальный уровень масла - когда хвостовичок шестерни погружен в него на 4 мм. Обратная установка валика дело довольно деликатное. Рекомендую делать так: вывесить левое переднее колесо и, вращая его, аккуратно вставлять шестеренку, определяя моментонное масло после обкатки, залив синтетическое "Шелл" SAE 75W90. В слитом масле обнаружил довольно большое количество продуктов приработки. "Возить" все это до пробега в 40 тыс. км (периодичность смены масла), думаю, не стоит.Под капотом "Фелиции" в комплектации LX - простой в обслуживании 1,3-литровый карбюраторный двигатель. ВЫБОРПривод колес. Чехлы наружных шарниров равных угловых скоростей (ШРУСов) надеты на валы приводов поверх разрезных пластмассовых втулок. Через разрез втулки полость шарнира сообщается с атмосферой. Для чистых и сухих европейских автобанов это приемлемо, а вот в наших условиях шарниры должны быть герметичными. И я решил подстраховаться: распустив хомуты, вытащил из-под чехлов втулки и новыми хомутами закрепил чехлы прямо на валах, обеспечив их полную герметичность. Даже при нагреве ступиц от тормозных дисков ни раздувания чехлов, ни втягивания их не заметил. Подвеска передних колес - "МакФерсон" в чисто немецком стиле: треугольные сварные рычаги без растяжек с приклепанными шаровыми опорами и амортизаторные стойки, жестко соединенные с кулаками, что исключает регулировку разваф ла колес (решение, нередкое на современных автомобилях). Рычаги крепятся не к кузову, а на подрамник, штоки амортизаторов надежно защищены от грязи чехлами - все очень добротно, просто и никаких "лишних" деталей. К сожалению, нет только стабилизатора поперечной устойчивости. Задняя подвеска аналогична "восьмерочной". При небольших скоростях отлично справляется со своими обязанностями, а вот при высоких продольные волны на покрытии дороги вызывают подскоки и нырки. Вертикальная раскачка великовата и утомляет, но при этом машина держит дорогу неплохо, хоф тя отсутствие стабилизатора в передней подвеске все же сказывается. •Рычаг подвески надежно защищает чехол ШРУСа. Обратите внимание на крепление поворотного кулака к стойке подвески: развал колес на "Фелиции" не регулируется. Тормозные и топливные трубки проложены прямо по днищу. Для их защиты российские дилеры предлагают установить металлический короб.ШкПопробовал было подтянуть разный крепеж под машиной, но это оказалось излишним: все сработано на совесть. Ограничился лишь регулировкой подшипников задних ступиц, да с помощью аэрозольного баллончика покрыл "Тектилом" соединения и крепеж под днищем. Автомобиль укомплектован словацкими шинами "Матадор-МР12", которым я выставил самую высокую оценку. Рулевое управление никаких сервисных работ не потребовало. После 10 тыс. км, интереса ради, замерил стрелочным индикатором (естественно, без разборки) люфт рейки в опорной втулке рулевого механизма. Люфт оказался ничтожным, что позволяет надеяться на долгую жизнь механизма без ревизии и переборки. О тормозах отзываюсь с восторгом. Привыкать в первые поездки приходится лишь к высокой эффективности торможения. Конструктивно система аналогична "восьмерочной". Отличие лишь в том, что регуляторы тормозных сил задней оси (их два) установлены прямо на главном тормозном цилиндре и работают от разницы давления в контурах передних и задних колес, а не от загрузки автомобиля. Но "ложка дегтя" все же есть: тормозные и топливные трубопроводы проходят не в тоннеле кузова, а прямо по днищу. И хотя трубки очень аккуратно проложены и надежно закреплены, владельцам стоит помнить об их незащищенности, особенно зимой. Руководствуясь собственным опытом обслуживания разных иномарок, осмелюсь дать пару советов: при замене тормозных колодок следует отдавать предпочтение только запчастям заводаизготовителя или известных фирм - "ПТ Аутомотив", "Лукас", "Бендикс". И еще: тормозную жидкость следует заменять каждый год - это надолго избавит вас от затрат по ремонту и замене агрегатов и узлов тормозной системы. Кузов. Здесь все "дышит" немецким качеством, все предусмотрено: и проти-вотуманные фары, и тахометр, и "открывашка" багажника из салона, и регулируемая пауза стеклоочистителей. Что очень понравилось в удобном сером салоне, так это задняя полка, встающая "в распор" между задней дверью и сиденьем и не издающая никаких звуков. Ее "примеру" следуют и все пластиковые детали, плотно подогнанные и надежно закрепленные. А вот конструкция системы отопления и вентиляции несколько озадачила: при выключенном вентиляторе закрыта заслонка воздухопритока и "сквозняка" при движении практически нет. Весь агрегат "печки" расположен в моторном отсеке и, если с ним возникнут какие-то проблемы, потрошить переднюю панель не потребуется - доступ изпод капота продуман. Дополнительная антикоррозионная обработка внутренних полостей пока явно излишняя, а что будет с днищем - после зимы будет видно. Сервис и запчасти. Если сервис в Петербурге еще только развивается, то запасные части (на заказ) есть в каталогах таких фирм, как "Сакс", "Лукас", "Монро", SKF, ОН и др. Причем по ценам они вполне сопоставимы с деталями для ВАЗ-2109. Набор для стандартной процедуры техобслуживания (фильтры, колодки и т. п.) представлен во многих магазинах. По вместимости, динамике и экономичности, скорости и поведению на дороге "Шкода-Фелиция" не имеет преимуществ перед "Самарой". Главное достоинство этого автомобиля - в изготовлении, проработанности и доведенности конструкции до мелочей, в хороших и современных материалах и отменном качестве сборки. За 15 тыс. км - ни одного сбоя или дефекта. Пробег растет с каждым днем, впереди зимние испытания нашими дорогами, а пока пожалеть о покупке не пришлось ни разу. Пусть машина дороже "восьмерки", но, подчеркиваю, не настолько, насколько лучше. Хотите-проверьте сами.З РУЛЕМ 12/97 103 А