60
61
ПЕРЕДПРЕМЬЕРОЙАлександр КРАСНОВ. Рисунок автораФ0Е»Д»ТАНД1Е>11Е>ДК 50-м годам на американском рынке сложилось определенное равновесие. Но в 1953 году первый послевоенный спортивный автомобиль - "Корвет" корпорации "Дженерал моторе" понастоящему взорвал тишь детройтского "болота". "Форд" не мог остаться в стороне, и на рынке появилась "Гром-птица".Именно так переводится Тандерберд" (Thunderbird) - имя одного из тотемных символов североамериканских индейцев. Сперва продажи этой модели шли успешно, но с годами спортивный родстер превратился в довольно тяжеловесное купе и интерес к нему упал. Два года назад "Форд" объявил, что 'Тандерберд" сходит со сцены и его место займет более "спортивный" автомобиль. Однако совсем недавно заговорили, что эта марка все же сохранится. Работы над новым поколением Тандерберда" идут полным ходом в конструкторских отделах "Форда" и его дизайнерских ателье-спутниках; премьера нового автомобиля ожидается в 2000 году. Какой же это будет автомобиль? Дизайнеры и конструкторы "Форда" взяли за концептуальную основу модель Тандерберд" середины пятидесятых. Что ж, метод "назад в будущее" применяют все чаще, этим уже никого не удивишь. Машина, как и ее прототип, будет открытой, а жесткий верх отнесен к опциям. Естественно, форма кузова продиктована современными представлениями о дизайне. Приземистый, с очень низкой посадкой, мягкими обводами, большим наклоном ветрового стекла, покатым капотом, низкопрофильной резиной на легкосплавных дисках (17 дюймов) автомобиль должен выглядеть не хуже, чем его предок в 50-е. История повторяется: ведь новый "Корвет" уже появился. "Тандерберд" задуман двухместным.На первых этапах проектирования многие склонялись к четырехместному варианту, но он все-таки не соответствует традиционному имиджу, да ив гамме "Форда" уже есть "Мустанг". Кроме того, разработчикам не хотелось нарушать привычные в прошлом пропорции. В конце концов остановились на схеме настоящего родстера. При конструировании шасси и кузова инженеры много сил положили на снижение массы деталей. В подвеске, силовых элементах шасси нашли широкое применение легкие сплавы и даже пластик. Некоторые кузовные панели, а также двери выполнены из алюминия. Шасси DEW98 будет общим с новыми поколениями "линкольнов" (LS) и "ягуаров" (напомним, что эти марки принадлежат "Форду"). В первое время на автомобиль предполагается устанавливать V-образный шестицилиндровый двигатель "Дюратек" объемом Зли мощностью 210 л. с. с пятиступенчатой автоматической или механической коробками передач. Самые скоростные версии оборудуют восьмицилиндровым двигателем (3,9 л) мощностью 260 л. с. с многоклапанной головкой. О динамике автомобиля, конечно, данных еще нет, но известно, что на шкале спидометра последняя отметка - 160 миль/час (около 350 км/ч!). "Фордовский" отдел продаж рассчитывает привлечь до 50000 любителей запредельной скорости в год.ЗР 1/99 ПРЕДШЕСТВЕННИКИКак мы уже говорили, на появление первой "Гром-птицы" напрямую повлиял успех "Корвета". Эти автомобили заполнили пустовавшую нишу на американском рынке, где время от времени появлялись европейские спортивные родстеры самых различных фирм, но истинно американский "спортсмен" отсутствовал. Если уж "Дженерал моторе" нашла в себе силы создать непривычный для Америки автомобиль, то чем "Форд" хуже?.. Не будем вдаваться в тогдашние финансовые и управленческие трудности компании - у кого их в ту пору не было - но буквально через пару лет мир увидел спортивную машину с грозным названием, обещавшим предстоящую бурю (не автомобильному рынку ли?). И гром таки грянул... В 1954 году автомобиль был практически готов и уже в сентябре предстал перед широкой публикой. Конструктивно в нем даже тогда не было ничего революционного. Рамные шасси, независимая передняя подвеска на пружинах, зависимая задняя на полуэллиптических рессорах, барабанные тормоза у всех колес - все это Америка знала уже много лет, разве что для улучшения развесовки двигатель несколько сместили назад. Так в чем же дело, почему у автомобиля с неважной динамикой и управляемостью, непрочным кузовом и большим весом появилось столько поклонников? Дизайн и еще раз дизайн! Причем не только стилевое решение кузова и интерьера, но и общая компоновка двухместного автомобиля, его совершенно необычные для американца пятидесятых основные пропорции: длиннющие капот и багажник с удивительно маленьким пассажирским салоном (особенно это заметно с установленным верхом). Первый двигатель развивал 198 л. с. Для "спортивности" этого явно не хватало - и уже через год под капотом появился 225-, а затем и 300-сильный. Заодно доработали управляемость автомобиля, несколько улучшили развесовку... Небольшое отступление: по известной американской традиции внешность автомобиля обновляется ежегодно - иногда незначительно, а подчас довольно ощутимо. Кроме того, происходит естественная смена поколений, то есть полное обновление как техники, так и кузова. И вот за время жизни нашей "птички" (42 года) произошло примерно столько же заметных изменений. Место для статьи позволяет проиллюстрировать лишь несколько важных вех в истории этой модели. В 1958 году произошла смена поколений, и из ворот уже специально созданного подразделения выкатил новый "Тандерберд". Хотя его внешность продолжила "генеральную линию" предшественника, но он стал значительно больше по размерам, а самое главное - четырехместным. Прощайте, прогулки при луне наедине с любимой, автомобиль превратился в семейный с намеком на спорт... Интересным новшеством стал складывающийся и пропадающий в багажнике верх, который еще больше способствовал отдалению "Гром-птицы" от первоначальной категории покупателя, приближая модель к рядовому американскому "крейсеру". Но в следующем поколении вновь появилась двухместная версия с искусственно прикрытым задним рядом сидений, тем самым подчеркивая востребованность двухместного автомобиля. Как с годами растет все живое, так и наш герой из поколения в поколение становился все более громоздким. В 1967 году полностью изменился кузов, и семейство "птичьих" насчитывало уже целый ряд кузовных модификаций (как у любого другого "американца"). Самым поразительным оказалось появление четырехдверной версии: первоначальная концепция растворилась в "фордовской" гамме, и от нее фактически осталось только имя. С обострением конкуренции всевозможные рискованные идеи (типа "возврата к истокам") остались за бортом. Была ясно намечена стратегия "Форда", в которой по целому ряду причин не нашлось места спортивному родстеру, но туда вполне "вписывался" двухдверный дредноут по имени 'Тандерберд". Многие приверженцы марки покупали автомобиль, скорее всего, по инерции. Ведь обратите внимание: это типичный большой "Форд", а никакая не "Гром-птица". Но когда начались трудности с продажами, оказалось - на одном имени не выкарабкаться. Тогда появился уже откровенный американский "чемодан" (очень ласковое название) - правда, чуть-чуть меньших размеров - типичный для конца 70-х - начала 80-х годов. Острые грани и углы, поверхности малой кривизны и повсюду - квадраты, прямоугольники и треугольники. Одно радовало почитателей модели - четырехдверного кузова в этом семействе все-таки не было! В последующие годы сменялись модификации и поколения, становились пластичней формы, возрастал акцент на спортивное "содержание", но все же за 40-летнюю историю 'Тандерберд" превратился из спортивного родстера в роскошное купе. Этот автомобиль уже, несомненно, рассчитан на другого покупателя, другого владельца, чем первенец. Последняя Тром-птица" со своими 230 "лошадками" разгоняется до сотни за 7 секунд (против 11 су самой первой), ее спортивные версии чрезвычайно популярныв американских автомобильных соревнованиях - вспомним NASCAR. Однако этот успех не спас положения - продажи упали и руководство компании прекратило выпуск этой некогда очень модной модели: в каталогах-98 ее уже нет... Остается надеяться, что с появлением новинки имя 'Тандерберд" вновь украсит гамму "фордовских" автомобилей. ЗР 1/99