Ч.1и.1+чш-..ПАН ВЫВРОТКА И КОМПАНИЯВ Польше собирают МАЗы к обоюдной выгоде.Сегодня "Хемикс" собирает преимущественно самосвалы МАЗ-5551 полной массой около 18 тонн. В числе польских комплектующих шины с трехлетней гарантией (марок "Дембица" и "Стомил") и тихая гордость фирмы - кузов с разгрузкой на три стороны: - Проше пана, "вывротка" (самосвал Л.С.) из Минска еще такого не имеет!.. Основные покупатели "вывроток" строительные и горнодобывающие предприятия, а также фирмы, развозящие уголь для отопления. Выпускают здесь и грузовики с бортовой платформой на шасси МАЗ 53366 и 53371 (у последнего короче база). Полная^ масса - примерно 28 тонн. Платформа алюминиевая, на 400 кг легче мазовской. И пол у нее, между прочим, специальный в пупырышках, чтобы грузчики, не дай Бог, не поскользнулись. На международных перевозчиков "Хемикс" почти не рассчитывает: там к тягачу столько требований, что он утратит единственное преимущество перед конкурентами - дешевизну. А вот нишу тягачей-лесовозов фирма намерена занять. Ведь большинство лесозаготовительных предприятий в стране сегодня карликовые, и дорогой лесовоз им не по карману. Здесь для МАЗов отличный шанс. В 1998 году в Польше было продано 4 тысячи фузовиков полной массой более 16 тонн. Значит, 600 машин, которые уже сейчас мог бы выпускать "Хемикс", - это 15% рынка. "Мы уверены, что продаем хороший^ автомобиль, - говорит совладелец фирмы Рышард Курыльчик. - Проблема в том, чтобы передать нашу уверенность покупателям". Авторитет минской марки ощутимо возрос после создания СП "МАЗ-МАН". Ведь МАН, рассуждает потребитель, не стал бы вступать в альянс с кем попало. Не менее важно другое: владельцы МАЗов в Польше могут теперь обращаться на сервисные станции МАН. А еще на имидж МАЗов работают "муравьи". Так полушутя называет "Хемикс" тысячу своих агентов из числа студентов старших курсов механических факультетов. Фирма познакомила их с устройством и возможностями МАЗов, а затем заключила с каждым договор. Сумеют найти покупателей - получат свои комиссионные. А не сумеют - фирма внакладе не останется. Ведь став инженерами, многие из них свяжут свою судьбу с автотранспортом. И, по крайней мере, будут знать сами , * что есть такой хороший грузовик - МАЗ.Удивительный факт: грузовики марки МАЗ собирают или готовятся собирать в четырех частях света. Есть МАЗ-европеец (Польша) и МАЗ-африканец (Египет). На очереди азиат (Вьетнам) и латиноамериканец (Аргентина). А всего пару лет назад на Минском автозаводе даже не помышляли о такой географии. Первый, случайный шаг к выходу в дальнее зарубежье связан с забавным недоразумением. Польская фирма "Хемикс", продающая и производящая краски, надумала предложить их МАЗу. Полагая, что буква "М" в названии означает "Московский", направила делегацию сперва в Москву. Минчане о "Хемиксе" вообще ничего не знали и предложение оставили без внимания. На том бы и расстались, но, видно, звезды благоприятствовали партнерству: фирма, хоть и не сразу, склонила автозавод к идее собирать МАЗы в Польше. Минчане, в сущности, не рисковали ничем. Польский рынок они давно потеряли. Деньги "Хемикс" у них не просил ведь речь шла не о СП, а о простой поставке машинокомплектов с гарантией их оплаты. Весь риск был на стороне гданьской фирмы: она не только взялась за новое для себя дело, но дерзнула предлагать "восточный" автомобиль в стране, где потребитель молится на Запад. В стране, где еще в начале 90-х утвердились европейские гранды, ошеломляя клиентов техническим совершенством грузовиков и выгодными условиями кредита. У кредитов есть недостаток: их надо возвращать. И вообще необязательно ездить на "еканиях" и "мерседесах" по стройплощадкам. Эйфория пошла на убыль. Одновременно росла потребность в дешевом, но надежном и достаточно современ-Польский МАЗ разгружается на три стороны.ном автомобиле. Его-то посланцы "Хемикса" и увидели в Минске... Возле старинного города Слупск трудятся 24 специалиста. За год они должны собрать не менее 200 МАЗов, иначе придется уплатить разорительную пошлину за ввоз комплектующих. - Успеем! - уверены руководители. Можно смонтировать и 300, а в две смены - 600, были бы заказы. Ярославские двигатели поступают пока регулярно. Фирма, однако, подстраховалась: адаптировала к МАЗам дизель "Мелец", предназначенный для польских грузовиков "Ельч", Подумывает ио "лиазовских" моторах мощностью 400 и 240 л. с. К сожалению, чешские двигатели вдвое дороже ярославских.Один из постов мини-конвейера.74ЗР 1/99