148
П;\Ш Ml хждопиВслед за сварочными карандашами "Оксал" в продаже появилась паяльно-сварочная паста "Оксалан-1". Способен ли последователь составить конкуренцию предшественнику?Вспомните: орудуя карандашом (ЗР, 1999, № 2), мы внимательно следили за зазором между факелом и сварочной ванной. Поднесешь "электрод" ближе - прожжешь деталь, зазор велик - металл разбрызгивается по периферии шва. А как было обидно, когда из-за необходимости поставить "точку" сжигался весь карандаш! Процесс сварки пастой, описанный в инструкции, выглядит гораздо проще. Очистив детали от краски и масла, прижимаем их друг к другу. На место будущего шва выдавливаем через калиброванную втулку пасту из тюбика и поджигаем ее специальным фитильком. Пока любуемся фейерверком - шов готов. Никаких сложных манипуляций и неоправданного расхода материала, все предельно просто и даже красиво. Попробуем? Распространенную поломку рычага передней подвески "Жигулей" сымитировали, распилив площадку под шаровую опору ножовкой. Толщина детали - около 2 мм. Следуя инструкции, "включаем" сварку на полную мощь, для чего выдавливаем пасту через самую крупную двенадцатимиллиметровую насадку. Но что это: вместе с пластичным веществом серого цвета из тюбика полилась какая-то жидкость. При испытаниях (неделей раньше) "презентационного" образца водички в тюбике не было. Неужели разбавляют? Соблюдая меры предосторожности, поджигаем фитиль. Пока робкий сверкающий ручеек нехотя превращался в огненную реку, в нашем воображении детали под действием высоДенис БОРОВИЦКИЙ кой температуры спаивались в| монолит. Но вот асфальт поглотил последний сноп искр. Удар | молотком - и отлетевшая шлаковая корка обнажила... дефект в | первоначальном виде. Быть может, у заряда не хватило мощности? Добавляем пасты, поджигаконечно, далекий от идеального, но, как показала проверка, достаточно прочный. Окрыленные успехом, продолжаем экспериментировать - на этот раз с прогоревшим глушителем. Согласно руководству, ржавчина не мешает процессу сварки, посему, не утруждая себя зачисткой поверхности, накладываем на прореху проволочный бандаж, поверх него намазываем пасту, поджигаем и ждем, пока спечется "пирог". Прошу к столу... однако теперь пасты оказался избыток, и она расплавила накрученную на трубу проволоку. Повторяем эксперимент, закрыв отверстие металлической заплаткой. О гонь ^ дым, искры... но качественного шва так и не добились. Однако, если изловчиться, дырку в глушителе заварить все же можно. Переходим к самому ответственному этапу испытаний - сварке элементов кузова. Для карандаша работа слишком тонкая, а вот для "белошвейки"-пасты, быть может, по плечу. Плацдарм для испытаний - капот "восьмерки", к которому для пробы привариваем полоску металла аналогичной толщины. Очистив поверхности от краски, аккуратно, стараясь не переборщить с горючим, наносим пасту по периферии деталей. "Включаем" сварку. Красный язык пламени, дочиста слизав выжатый заряд, обнажил лужицу желтого металла. Детали повело, на прилегающих участках вспучилась краска, мест<^ сварки явно перегрето. Соединение получилось неряшливым, хотя достаточно прочным. При определенном навыке с "жестянкой" можно справиться (но, понятно, не на лицевых поверхностях кузова!). Итак, сварочная паста доказала свою работоспособность, однако расставаться с карандашом я бы не спешил. Старый друг лучше новых двух.ем фитиль, восхищаемся игрой огня, сбиваем шлаковую корку... результат тот же: "жигулевский" рычаг "Оксалану" оказался не по зубам. Пробуем упростить задачу - соединить полоски металла миллиметровой толщины. Не доверяя более прилагающимся к набору пробкам-дозаторам, от души обмазываем пастой свариваемые поверхности. Привычно вспыхнул фитиль и, передав эстафету основному заряду, сгинул в геене огненной. Несколько секунд - от фейерверка осталась лишь струйка белого дыма. Ура! Под слоем шлака обнаруживаем шов,Уже не одна авария со схожими "симптомами" произошла в Свердловской области: у автомобилей "Дэу-Нексия" на ходу отваливалось колесо. Разобраться в причинах странной "эпидемии" оказалось несложно: пострадавшие владельцы корейских автомобилей, помяв фирменные диски, приобретали взамен вазовские. С первого взгляда кажется, что эти детали взаимозаменяемы. Однако диаметр окружности, на которой располо-0ШШ№1\№0Аркадий КОЗЛОВ жены отверстия крепления диска, у ВАЗ равен 98 мм, а у "Нексии" - 100 мм. Отличить на глаз это практически невозможно, а при монтаже колеса маленькая разница играет существенную роль: на "неродном" диске полноценно затягивается лишь одинболт из четырех! Оставшиеся контактируют с диском только краешком, и очень скоро такое соединение разбалтывается. В общем, экономия на фирменных дисках может вылиться в кругленькую сумму затрат на ремонт. Кстати, помнить о таких подводных камнях рекомендуем и владельцам других иномарок! Параметры колесных дисков мож^ но узнать из каталогов, посмотрев их в лкк бом крупном магазине, торгующем шинами.148ЗР 9/99