104
105
ПОТРЕБИТЕЛЬПО СУЩЕСТВУлированы тормозные колодки, то на существенный дефект это не тянет. Если же есть трещина в рычаге подвески, негерметичность тормозных шлангов и трубопроводов, постоянный и непрогнозируемый "клин" рулевого колеса, то угроза безопасности вполне реальна. Итак, в отношении дефектов кузова Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ и тех, что связаны с безопасностью, ЧИСТО ТЕХНИЧЕСКИ ков, влияющих на безопасность, не всеполное согласие. А вот насчет других неЗакон дает целых пять определений гда служит гарантией от их повторного достатков эксперты сильно разошлись существенного недостатка. Причем кажпоявления. Однако здесь нужно чувствово мнениях. "Существенными надо счи - ^ дое из пяти - самодостаточно: чтобы счивать грань: если у вас просто не отрегу- тать недостатки крупных агрегатов (двигателя и шасси, включая трансмиссию), таться существенным, недостаток должен если они проявились вторично", - говоотвечать хотя бы одному из них. АвтолюПримеры из жизни рит Андрей Иванов, доктор технических бители, кто ни в технике, ни в юриспруденражданин А-ин приобрел новый ВАЗнаук из МАДИ. А Владимир Фомичев из ции не силен, нередко пасуют перед этим 2106. Через восемь месяцев по кромкам НАМИ, руководитель органа по сертифибукетом терминов и для прояснения сути стекол и водостоков появились множевопроса обычно идут к техническим эксственные пятна коррозии. Дефект опрекации, напротив, утверждает, что когда пертам. Мы тоже решили посетить "технаделен как существенный, поскольку в будуотказ автомобиля вызван неисправнорей" из НАМИ, МАДИ и фирмы "Авто Мощем он проявится вновь после устранения стью отдельного узла или агрегата (кобил", а также специалистов из Федераль(поверхность кузова не была должным обробки передач, моста двигателя), то это просто недостаток и требовать замены ного центра судебных экспертиз и юриразом обработана перед окраской). автомобиля по этой причине нельзя. Дистов, чтобы поинтересоваться: какой же скуссия возникла и по поводу "стоимонедостаток тянет на существенный? ражданин Б-ов приобрел новый ИЖсти" существенного недостатка. "Если "Это дефект, относящийся к кузову", 2126. Практически сразу вскрылись деустранение дефекта обойдется дороже в один голос заявили собеседники - технифекты: гудела КП, "свистело" сцеплеческие эксперты. Конкретнее: не соответние, подтекало масло из-под передней 10 процентов стоимости автомобиля, то ствующее ГОСТу лакокрасочное покрыкрышки двигателя, перекошена дверь со он уже существенный", - считает Владитие, недостаточная химическая обработстороны водшпеля, неисправна система мир Фомичев. А Андрей Штыков из экска, металл низкого качества, нарушение охлаждения двигателя, ослаблено креплепертной фирмы "Авто Мобил" полагает, геометрии кузова, негерметичность (не ние передних колес к ступице (люфт сту- что цена устранения такого недостатка • выдержаны размеры проемов дверей, батщы), облезла краска с крыльев и порогов, должна быть не менее 70 процентов. гажника и капота); повышенная вибрация вышел из строя главный тормозной циРасхождения серьезные, но не нужно кузова (вследствие плохой сварки) и др. линдр вместе с вакуумным усилителем и забывать, что это - мнения специалиЗакономерно, что в качестве "носитетормозной трубкой, наблюдалось биение стов, а не цифры, установленные ля" существенных дефектов эксперты налевого тормозного диска, а также тень ГОСТом раз и навсегда. И все же - как звали именно кузов. Во-первых, это несубензобака. Недостаток определен как субыть потребителю, к кому обращаться, щий элемент автомобиля. Во-вторых, он щественный, поскольку вследствие его поесли даже ведущие эксперты не могут весьма дорог (самая "ценная" часть машитребитель в значительной степени липрийти к одному знаменателю? Как в ны). В-третьих, номерной узел - меняя его, шился того, на что он был вправе рассчиспорных случаях узнать: существенный мы фактически получаем другой автомотывать при покупке, и поскольку этот или нет конкретный недостаток? Об этом биль, который нужно заново регистриронедостаток влиял на безопасность езды. мы побеседовали с теми, кто защищает "обиженных" автовладельцев в суде. вать. В-четвертых, заменить кузов, как говорится, в домашних условиях, соблюдая все необходимые требования и нормы, Комментарий юриста ЗР крайне сложно. еконкретность определения существенного недостатка в законе "О защите прав Эксперты единодушно отнесли к супотребителей" вполне оправданна. Законы призваны регулировать наиболее щественным недостаткам и комплекс неважные, ключевые общественные отношения, а не их тонкости. В каждом конкретисправностей, связанных с безопасноном случае суд будет, "основываясь на внутреннем убеждении, основанном на бесстью (руль, тормоза, подвеска). Ведь по пристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся в деле доказаПравилам дорожного движения в автотельств", решать - признать ли тот или иной недостаток существенным. Многолетнюю мобиле с такими дефектами просто несудебную практику по таким делам впоследствии изучит и обобщит Верховный суд и, допустимо ездить! Даже чисто психоловполне возможно, выпустит постановление, где даст более четкие ориентиры, А пока : ,, гически: кому охота сидеть на пороховой что, обращаясь в суд с иском о замене автомобиля, вы, по сути, формируете судеббочке? К тому же устранение недостатную практику по вопросу, какой недостаток считать существенным, а какой - нет,Закон "О защите прав потребителей" гласит: потребитель имеет право заменить автомобиль на новый, если в нем обнаружен существенный недостаток. Мы решили расшифровать это понятие.ГГН104ЗР 9/99 НЕДОСТАТКАО чем спорим?li /Vущественный недостаток товара - недостаток, которыйсделает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии его целевым назначе1 IllVr нием, либо который не может быть устранен, либо который проявляется вновь после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора". (Из закона "О защите прав потребителей").ЧИСТО ЮРИДИЧЕСКИ- Вот пример, - говорит Евгений Недзвецкий, президент "Общества потребител ей автотехники России". - К нам в общество обратился владелец "ФИАТ-Уно": в салоне скапливалась влага. Сотрудник Федерального центра судебных экспертиз дал заключение, что недостаток несущественный, поскольку не мешает использовать автомобиль по назначению. Да, использовать не мешает, только владельца это не устраивает - не хочет он ездить в сырой машине, где пахнет гнилью и хлюпает под ногами. И это его законное право, которое мы и помогаем ему защищать". С этим трудно не согласиться, каждый из нас хочет ездить по-людски, но как все же быть с заключениями техэкспертов, для которых влага в салоне - не беда? Иван Кудряшов, юрист, специализирующийся на защите прав автовладельцев, пояснил, что дело эксперта - дать техническую характеристику недостатка, указать причину его возникновения (заводская или эксплуатационная) и определить возможные способы устранения дефекта. Остальное - дело суда или досудебного разбирательства, правда, последнее в делах о замене машин редко практикуется. Кстати, с этим полностью согласен Михаил Замяховский из Центра судебных экспертиз РФ. Суд может признать недостаток существенным ис чисто юридической точки зрения. Минуя технические тонкости. В этом случае важно, насколько серьезно потребитель пострадал от этого дефекта. Например, для одного человека затраты в 10 процентов от цены машины - неподъемны (поскольку он пенсионер и получает немного),Пропустите эксперта!Гражданский процессуальный кодекс определяет судебного эксперта как специалиста, обладающего знаниями в той или иной области (в нашем случае - это область автомобильной техники). Иных требований, кроме знаний, не требуется. Так что в качестве эксперта может выступать даже механик из таксопарка. Однако, как показывает практика, не каждый специалист и даже не всякая экспертная фирма пользуется авторитетом у суда. Поэтому, прежде чем обращаться к конкретным экспертам, неплохо выяснить у судьи, чьим заключениям он действительно доверяет. а другой с легкостью купит себе и второй автомобиль. Итак, совет тем, кто по несчастью стал владельцем бракованной машины, можно сформулировать так: если вы столкнулись с крупным дефектом кузова или с комплексом недостатков, влияющих на безопасность, - вы можете потребовать замены автомобиля (как иу кого - см. ЗР, 1998, № 8). Когда же недостаток из другой области, то, прежде чем что-либо требовать, подумайте, есть ли у вас достаточно веские аргументы, способные повлиять на "внутреннее убеждение" суда (если, конечно, ваше дело не удастся решить миром). Сможете ли доказать суду, что реально пострадали от конкретного дефекта? P.S. Уяснив мнение экспертов, мы связались со специалистами АвтоВАЗа и ГАЗа: что, по их оценке, можно считать существенным недостатком, а что нет? Волжский завод от комментариев воздержался. А Горьковский в лице Сергея Демидова. заместителя начальника управления технического контроля, откликнулся. По его словам, ГАЗ в прошлом году поменял 100 автомобилей, из них 90 легковых. Причины: пожар (из-за возгорания проводки или течи бензина) и совокупность дефектов крупных узлов (кузова, двигателя, коробки и мостов) на одном автомобиле.Меняют не только новыйТовар с существенным недостатком подлежит замене в течение всего срока службы или в течение 10 лет, если этот срок изготовителем не установлен. АО "Москвич" установило для своих моделей срок службы в 150 тысяч км пробега и отдельный срок службы для кузова - 4 года (источник: руководство по эксплуатации). ВАЗ установил срок для полноприводных моделей - 6 лет или 90 тысяч км пробега, а для передне- и заднеприводных - 8 лет или 120 тысяч км пробега (источник: договор купли-продажи АО "АвтоВАЗ"). АО "ГАЗ" (вкупе со всеми производителями иномарок) не оговаривает срок службы, значит для них он равен 10 годам.АЛГОРИТМ "БОРЬБЫ" ЗА ПРАВА Неполадки в автомобиледаКрупные дефекты кузова или комплекс дефектов, влияющих на безопасностьнетТребуйте замены автомобиля, при возникновении спора обращайтесь к экспертамдаДефекты, вследствие которых нет вы как потребитель регулярно страдаетеУстраняйте за свой счетТребуйте замены автомобиля; при возникновении спора обратитесь к опытному адвокатуЗР 9/99105