новинки Как бы ни изменялся со временем дизайн автомобиля, круглая или близкая к ней форма баранки остается неизменной. Надолго ли?ПРОЩАЙ,Действительно, крутить удобнее всего круглое. Хотя быстрая перекладка руля от упора до упора на три оборота доступна лишь опытному водителю. Для остальных предлагается специальная рукоятка, облегчающая процесс и делающая руль совсем похожим на своего прародителя начала века. А зачем вообще крутить, если гидроусилители позволяют обойтись передаточным отношением в рулевом механизме хоть 1:1, как у велосипеда? Но долгая езда по прямой на такой машине способна утомить любого: ведь малейшее отклонение баранки от нейтрального положения немедленно вызовет увод автомобиля и бдительный инспектор ГИБДД, заметив это. непременно предложит вам подуть в алкотестер. три раза, но лишь при повороте шарнира от условного "нулевого' положения. Именно поэтому карданные валы до сих пор никогда не использовали при столь значительном угле между сопрягаемыми валами. Да ив системе Вандфлю' на это не пошли, применив два последовательно соединенных шарнира. Результат виден на графике 2. где представлены некоторые из возможных зависимостей угла поворота передних колес от угла поворота руля. Пунктирная прямая - это характеристика стандартного реечного управления. Как видите, в диапазоне примерно до 60 ; она практически полностью совпадает с новыми кривыми. Зато дальше угол поворота колес резко возрастает, причем степень "остроты" руля можно легко и плавно настраивать под конкретную модель автомобиля или даже под конкретного водителя! Лишь бы диапазон углов поворота руля не превышал ±180°.Вот и весь механизм.том-то и дело, что это происходит даже без участия усилителя (хотя он и предусмотВыход из создавшегося противоречия рен)! А желаемая нелинейная характерипредложен швейцарской фирмой Вандстика реализуется нашим старым знакомым. работающим, к флю". известным примеру, в рулевом разработчиком управлении "Москэлектронных и гидвича-2141". - карравлических сисданным шарниром! тем. Два года наЕго неудобное свойпряженной работы ство - неравномерпривели к появленость вращения вынию принципиально ходного вала при нового рулевого меравномерном повоханизма с прогресроте входного - стасивной (в данном ло, по сути, стержслучае это матеманем изобретения. тический термин) 1. Зависимость передаточного отношения На графике 1 характеристикой. карданного шарнира от угла поворота входного При малых углах повала при разных углах между валами. ворота рулевого колеса передаточное отнопоказана зависишение соответствует традиционному, но мость передаточзатем оно постепенно уменьшается, так что ного отношения для поворота колес от "упора до упора" докарданного шарнистаточно 3/4 оборота баранки. Значит, можра при разных уг0 но не изменять привычного положения рук лах между входным и. тем более, не перехватывать штурвал'. и выходным валаЕсли бы речь шла о чисто электронном рулевом управлении с разорванной механической связью между колесами и баранкой, в этом не было бы ничего удивительного: современные контроллеры позволяют задать любую зависимость выходного параметра от входного сигнала. Но в ми. Если при полной соосности этот коэффициент постоянно равен единице. то при большом отклонении он возрастает в два-Где же в ближайшее время найдет применение столь интересная новинка? Сегодня. пока не сказали своего слова сертификационные органы, руль Вандфлю" устанавливается на гоночные машины - карты, позволяя им спокойно ехать по прямой и идеально точно проходить повороты. Проходит испытания и "семерка БМВ. оснащенная прогрессивным - в буквальном и переносном смысле - рулевым управлением. Но до ее серийного выпуска еще не близко - года три. А пока дизайнерам есть над чем поразмыслить: если руль теперь надо не вращать, а только поворачивать. то так ли уж обязательно ему быть круглым' И. возможно, слово "баранка останется 80 -90 лишь для хлебобуУгол поворота руля, град. лочных изделий да в 2. Угол поворота колес в зависимости от известной шоферповорота руля: все кривые хороши - выбирай ской песне! на вкус!Л/£»-/И52ЗР 9/99