106
ГРАБЯТ!$ванное в конце мая "Наставление по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД РФ" в пункте 13.9 не допускает проведение проверки содержания окиси углерода в отработавших газах двигателя и технического состояния транспортных средств, прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр. ГИБДД и не проверяет - этим занимается ЗАО "Дорожно-технический контроль". Известно, что в США законы в разных штатах отличаются. Самые жесткие требования к выхлопу - в Калифорнии. Но если вам придет в голову приехать сюда на своей машине, скажем, из Мичигана или с Аляски, никому не вздумается облагать вас "экологической данью". ...Верноподданные автомобилисты, суверенного Татарстана, конечно же, благодарны своему руководству за то, что оно освободило их от дополнительных поборов - властвовать, как известно, проще, разделяя. Однако благополучие, которым кичится республика, вызывает сильное сомнение, когда она так беззастенчиво побирается у большой дороги. Федеральная дорожная служба совместно с администрациями Башкортостана и Самарской области рассматривает вопрос о строительстве новой автомобильной дороги Москва - Уфа, которая пройдет южнее Республики Татарстан - через Самару.Власти Татарстана потрошат кошельки приезжих водителей.Психологи утверждают: в случае конфликта "местные" никогда не приходят на выручку "приезжим". Более того, разделение себе подобных на "своих" и "чужих" проявляет в одних чувство превосходства над другими. Таков психологический фон вполне жизненной картинки под названием "Пересечение Волги по мосту близ Казани". С недавних пор, а точнее - с 16 июня сего года, сделать это можно только за деньги. Предыстория, однако, началась гораздо раньше. По Республике Татарстан проходит автомагистраль Москва - Урал, на ее территории Кама впадает в Волгу. Пересекать Каму без помощи парома стало возможно лишь в начале восьмидесятых по плотине и мосту Нижнекамской ГЭС. Автомобильный мост через Волгу построили еще позже. В самом конце 1993 года прошли первые сообщения о проекте строительства пунктов оплаты на подходах к мостам через Каму и Свиягу, причем имелся в виду мост, строящийся в районе Камского устья. Переход через Волгу на ГЭС не упоминался вовсе. Эта информация не вызвала никаких протестов: каково без моста, становится очевидно тем, кто стоит по шесть часов в очереди на паром или вынужден делать крюк в три сотни километров в межсезонье. Ясно, что у государства денег на такие проекты нет, а результат хотелось бы получить побыстрее. Но вышло все с точностью до наоборот. Мост в Камском устье далек от завершения, а деньги стали собирать... на Нижнекамской ГЭС и на мосту через Волгу! Во всем мире платные дороги имеют альтернативу - пусть узкую, извилистую, с неважным покрытием, но - дорогу. И водитель может выбирать между экономией денег или времени. В известном указе президента России "О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе" обязательное наличие альтернативного проезда оговорено в самом первом пункте. Мост - не дорога, другой стоит подчас через несколько сотен (!) километров. За рубежом очень небольшая плата за проезд - доход обеспечивает непрерывный транспортный поток (кстати, там перед шлагбаумом все равны, от уплаты не освобождается никто). И здесь Татарстан пошел своим путем. Для начала определили стоимость проезда легковых машин по мосту Нижнекамской ГЭС - 17 рублей (в Волгограде это стоит 2 рубля!). Это не могло не вызвать протеста, например у тех, чей огород на противоположном берегу реки. Тут-то и решили поделить автомобилистов на "своих" и "чужих". Местные от платы освобождены, а коли номер твоего авто не татарстанский - плати. Коридор для легковушек один. Если "чужой" начнет возмущаться, то "свои" быстро охладят его пыл: "Не задерживай проезд!" Казалось бы, трасса-то федеральная, да и строили Нижнекамскую ГЭС и мост через Волгу на деньги всей страны еще в советские времена, когда никаких суверенных территорий в единой стране ив помине не было. Если опять спуститься ниже по реке, в другую волжскую столицу, Саратов, то там год назад впервые в России открыли платный мост - путепровод над железнодорожными путями. Автор этих строк там побывал: в Саратове никому не приходит в голову делить проезжающих на местных и пришлых. Второсортность "чужих" в Татарии подчеркивается не только на мостах. Прыткий до инициатив местный кабинет министров учредил ЗАО "Дорожно-технический контроль", чья задача - под лозунгом борьбы за экологию потрошить карманы транзитников. Деятельность сей лихой структуры оспаривалась даже в суде (где была признана незаконной), но это ее не остановило. Более того, в одной из казанских газет как-то появилась на правах рекламы статья, где автор бесхитростно утверждает, что в Татарстане контроль за содержанием вы хлопных газов поставлен лучше, чем в других регионах России! Так что, будьте добры - на проверку, если номер у вашей машины не татарстанский. Опублико106ЗР 9/99