26
27
ТАМОЖНЯУ многих владельцев иномарок с белорусской пропиской теперь один выход - везти машину обратно в союзную республику и продавать.Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ Как мы и предсказывали (ЗР, 1999. № 3). широкое наступление на таможенные льготы. начавшееся с отмены "чернобыля", продолжилось с новой силой: решили прикрыть белорусскую "дыру". Этим летом премьер-мирядке на территории РФ. независимо от даты ввоза с территории Белоруссии. Одновременно с этим началась масштабная про-долаг чешут сейчас затылки, поглядывая на свою покупку белорусского происхождения. Таких тысячи! Ведь последние несколько лет машины шли потоком. Впрочем, оставим эмоции и попробуем разобраться. чем все это грозит "несчастным" автовладельцам, попавшим, что называется, под горячую правительственную руку. На "опальных" машинах сейчас разъ-ПАРТИЗАНЫезжает три категории граждан. Первые те. у кого есть доверенность от гражда--* нина Белоруссии (часть из них распоряжается автомобилем на не вполне законных основаниях, поскольку не оформляет "желтые номера" - из-за неразберихи в таможенных законодательствах союзных стран это пока вполне возможно). Вторые - с транзитными белорусскими номерами, и те, кто стоит на временном учете в России. Третьи - кто уже встал на российский учет и ездит с полным правом. Владельцам доверенностей пока не грозит ничего серьезного - они остались за рамками распоряжения премьера. А вот обладателям транзитных номеров и времен-нистр С. В. Степашин издал короткое распоряжение российской таможне: выдавать паспорта транспортных средств (ПТС) на все автомобили, пришедшие из Белоруссии, а российскому МВД, соответственно, без этих ПТС машины на учет не ставить. Позднее появилась другая бумага, подписанная уже зампредом ГТК и замминистра МВД. где разъясняется, что распоряжение премьера имеет обратную силу! То есть ПТС (серии ТА и ТК) должны получить все автомобили, не зарегистрированные в установленном поверка "на вшивость" по базам данных таможни всех авто из братской республики, поступивших аж с 1997 года. Трудно представить, сколько бе-Вновь становятся привлекательны Германия. Бельгия и Голландия. Тем более, что цены на подержанные машины там за последние несколько лет значительно снизились. В Польше и Литве цены еще ниже, но в этих странах куда больше риск нарваться на "паленую" (числящуюся в угоне) машину или восстановленную после аварии.слабый, больше 2л дорогой.чересчурКАКУЮ МАШИНУ БРАТЬ? По действующему таможенному законодательству под категорию "новых" подпадают машины, выпущенные в последние три года. Поэтому сейчас брать надо автомобиль не моложе 1996 года, иначе нарветесь на растаможку по полной программе. Старые машины тоже тащить невыгодно. Выгоднее всего 3-7-летний автомобиль. Наиболее "щадящим" при растаможке считается объем двигателя до 2 л. Меньше 1л - слишкомКАК ОФОРМИТЬ ПОКУПКУ? Слух, что можно внести в купчую цену значительно ниже реальной, заверить сделку в российском консульстве или торгпредстве и тогда пошлину посчитают, исходя из этой суммы, - не более чем слух. Тем более. что отныне (а именно - с 16 сентября, когда вступит в силу постановление Правительства РФ № 783), введена единая таможенная пошлина на часть ввозимых в страну подержанных иномарок, и при этом никому неинтересно, за сколько и как вы этот автомобиль купили. Главное, чтобы при нем были купчая (или "инвойс"), техпаспорт с печатями таможни при пересечении границы и таможенная декларация, на границе же заверенная. Особо внимательно отнеситесь к заполнению документов, если машинаперегоняется по доверенности: везде должна фигурировать одна и та же фамилия - владельца транспортного средства.цифру самостоятельно не сможет - достаточно знать, что в среднем совокупный таможенныи платеж сегодня составляетГДЕ ПОКУПАТЬНовые правила ввоза автомобилей, по сути, отменяют льготы. А еще - делают выгодной покупку машины поновее.КАК РАССЧИТАТЬ СУММУ ПЛАТЕЖА? Совокупный таможенный платеж определяется, как сумма таможенной пошлины (в среднем - 30% от стоимости автомобиля, но не менее чем 1 евро за 1 см 3 объема двигателя), акциза (5% от стоимости автомобиля плюс пошлина) и НДС (20% от стоимости автомобиля плюс пошлина и акциз). Нормальный человек посчитать эту 64% от таможенной стоимости автомобиля. Новая единая ставка налогов и пошлин за автомобили возрастом более трех лет с объемом двигателя до 2500 см 3 - 0,85 евро за 1 см 3 объема. По новым правилам гораздо выгоднее везти автомобиль посвежее: ведь. скажем, за двухлитровую "Вектру" 1989 и 1996 годов ^ придется заплатить одинаковую таможенную пошлину -26ЗР 9/99 ного учета придется несладко - им нужно будет заглянуть на таможню. Здесь они узнают. что должны заплатить пошлину. НДС и акциз по полной программе! Каково людям. специально ехавшим в Белоруссию ради экономии? Чтобы договориться с таможней. нужно достать справку о том, что автомобиль растаможен (выпущен в свободное обращение на территории Республики Беларусь), а пошлины за него перечислены на счет представительства российского ГТК в Минске. Самое пикантное, что такую справку получить невозможно, а деньги на счет представительства никто не переводит (подробное разъяснение по этому поводу см. ЗР. 1999. № 4). Следовательно, остается либо платить, либо идти в суд. L, В цитадели закона можно "козырнуть" указом президента РФ "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" и постановлением правительства № 583. где также говорится об отмене таможенного контроля и оформления товаров, выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь. В принципе, сила этих документов выше, чем у распоряжения премьера об обязательной выдаче ПТС в таможне и более раннего распоряжения ГТК № 1310 об уплате разницы в пошлинах в бюджет РФ И раньше (до того как Степашин вступил в "игру") белорусские автомобили научет ставили через суд - без уплаты пошлин в российский бюджет. Не исключено, что и сегодня суды встанут на сторону автовладельцев. ведь дважды платить таможенные пошлины за один и тот же товар (а значит. дважды выпускать его в свободное обращение) на территории одного таможенного союза - абсурд. И все же логика российской Фемиды непредсказуема. Так что лучше заранее подумать о том. как вывезти авто обратно в Белоруссию и продать. Если, конечно. не жалко денег на пошлину... Теперь о тех. кто уже поставил свою белорусскую покупку на учет в России. На первый взгляд, это самая защищенная часть автовладельцев и распоряжение премьера их не заденет Однако услышанное автором в Московской западной таможне заставило в этом усомниться. Здесь склад временного хранения - восьмиэтажное здание бывшего таксопарка - доверху забит арестованными иномарками (их около 500). Половина - белорусского происхождения. Многие из них стояли на постоянном учете, пока не выяснилось. что их владельцы "должны" таможне. а их путешествие через Белоруссию было незаконным. По словам сотрудников правоохранительного блока Московской западной таможни, только что к ним поступили данные на 30 тысяч (!) машин, отправившихся из Белоруссии в Москву с 1998 года. Предстоит выявить все те иномарки, за которые пошлины не уплачены. Владельцам будут разосланы уведомления - в течение месяца явиться в таможню и заплатить пошлины. В противном случае - штраф 100-200 процентов от стоимости машины. Плюс плата за помещение на склад временного хранения. И здесь уже ни суд, ни кто другой не поможет, поскольку в действие вступает статья 280 Таможенного кодекса РФ. которая карает за пользование и распоряжение транспортным средством, не прошедшим таможенного оформления. Причем наказание наступает вне зависимости от того. знал ли владелец о нарушении при покупке или нет. Правда, оперативники западной таможни просили автора передать всем автовладельцам. чтобы не боялись: никто на них наручники надевать не собирается. Все желающие могут без мандража прийти или позвонить в юридический отдел Московской западной таможни и узнать, какие конкретно пошлины нужно доплачивать. На первый раз наказывать никого не будут. Пообещали! Итак, законопачивание белорусской "дыры" в полном разгаре. Но не прошло и недели с выхода в свет распоряжения премьера. как в сети Интернет появилось предложение от известного столичного посредника в торговле иномарками. Он успел придумать и предлагает всем желающим несколько способов, как это самое распоряжение обойти! Ждем новых указов?около 1.8 тыс. долларов. Это, конечно намного меньше, чем по прежнему постановлению (соответственно 2и4 тыс. долларов),ИНОМАРКУ?Игорь МОРЖАРЕТТО КТО ИМЕЕТ ПРАВО НА ЛЬГОТЫ? Право на льготы сегодня имеет российский гражданин, проработавший за рубежом не менее 6 месяцев, а также моряки, летчики, железнодорожники и работники других профессий, прочие дипкурьеры, совершающие непрерывные вояжи за границу. Этим счастливым людям разрешено ввезти на территорию РФ один автомобиль в год и растаможить его по льготной ставке - 0,3 евро за 1 см3. ГТК давным-давно обещал все льго-ты отменить и. надо сказать, слоНо даже после 16 января во свое сдержал: постановле- останется небольшая группа ние № 783 вводит единые для льготников, на которых распровсех категорий граждан, про- страняются старые правила. Это - беженцы и вынужденные переселенцы. Получить подобный статус во всем мире (в том числе иу нас) довольно сложно. ГДЕ ПРОКОНСУЛЬТИРУЮТ, КАК РАСТАМОЖИТЬ АВТОМОБИЛЬ? На любом таможенном посту, который занимается таможенной очисткой автомобилей. предусмотрена платная консультация по всем этим вопросам. Лучше получить ее заранее - до того, как вы отправитесь за машиной: береженого, как известно, Бог бережет. И еще. Развелось немало контор, которые обещают помощь и при растаможивании автомобиля, и при постановке его на учет. Будьте осторожнее. Я, к сожалению. знаю уже несколько таких случаев, когда человек соглашалсяживающих в России, правила ввоза автотранспортных средств. Но всеобщее равенство наступит только через 6 месяцев после опубликования исторического документа, то есть 16 января будущего года. Так что если у вас есть еще льготы - пользуйтесь ими! Но будьте тут вдвойне внимательны при оформлении документов - не хватит какой-нибудь печати в паспорте - и пойдете "в порядке общей очереди". При этом пригнать и растаможить машину вы обязаны либо в течение срока пребывания за границей. либо сразу по его окончании.на подобную "услугу", получал вожделенные документы, регистрационные номера и... кучу неприятностей. В соседнем дворе. к примеру, как памятник лени и жадности хозяина уже больше двух лет стоит вседорожник "Дайхацу". Чтобы его переоформить. теперь уже на законных основаниях, да к тому заплатить штраф, нужна сумма. превышающая нынешнюю стоимость машины. А той 'конторы по растаможке". естественно. давно и след простыл...Спросим читателейНУЖНО ЛИизменять пошлины на ввоз автомобиле!" из-за границы?