146
147
ЛШШМШЛ1Свежий бриз из-под "торпедо" обычной "Волги" стоит недешево, но без кондиционера российская машина вряд ли заменит комфортную иномарку.Антон УТКИН После публикации "Наших бьют!" (ЗР, 1999, № 5) о нелегкой жизни "уазика" на раскисших грунтовках Приуралья в редакцию пошли звонки. Правда, не столько от заядлых "джиперов", сколько от владельцев "волг". Насторожило читателей, что компрессор кондиционера, установленный на "уазик" фирмой "Алькор", вызвал трещины в блоке двигателя - крепление оказалось ненадежным. А поскольку многие сановные "волги" в Москве и округе обрели источник желанной прохлады именно там, такое беспокойство вполне объяснимо. Ну что ж, придется вникнуть в проблему поглубже. На чернобокой "барже" мы заезжаем в ворота автосервиса. Двор заставлен машинами их владельцы забыли подготовить телегу зимой, приехав за кондиционером только в июне, когда в буквальном смысле допекло. А не лучше ли зимой, когда здесь затишье? Тем не менее, машиной сразу начинают заниматься: сливают "Тосол", снимают радиатор, его облицовку, генератор, шкивы и т.д. Один из освободившихся тем временем электриков, вооружившись электроотверткой, "раскидывает" переднюю часть салона. Вскоре на месте панели приборов зияет чернотой огромная пещера, в которой всеми цветами радуги красуются жгуты проводов. Пока суд да дело, разыскиваем спецов и допытыва-_Г.том "Волги" уже стоял японский компрессор "СанденSDH14", причем не сверху, над помпой, как делают в мелких тюнинговых мастерских, а под генератором - внизу меньше амплитуда колебаний двигателя и крепление не разбалтывается. Впрочем, подобные творческие маневры неизбежны при тюнинге отечественных автомобилей. С иномарками проще - почти для каждой модели изготовитель предусматривает модификацию с кондиционером. Купите комплект оборудования - и с монтажом проблем не будет. Создатели "Волги" в далеких шестидесятых о кондиционере вряд ли задумывались - вот и приходится сегодня импровизировать, переделывая полмашины. Например, водяной насос теперь приводится своим индивидуальным ремнем размером 10x960 - система охлаждения двигателя работает независимо, а значит, более надежно. Свой автономный привод иу компрессора - от коленвала мощным ремнем 11,9x965. И уже от шкива компрессора ремнем 10x710 (штатный для ВАЗ-2108) приводится генератор. Все ремни - немецкие, подшипники натяжных ро- ' ликов - японские. Как показывает опыт, служат фирменные детали до 100 тыс. км и более, не требуя ухода. Зато кронштейн компрессора и генератора собственного изготовления - предмет гордости алькоровцев. Сложную пространственную конструкцию (на фото) образуют стальные пластины и втулки, соединенные аргоновой сваркой. После гальванической об-Злополучный кронштейн компрессора и генератора: воспроизвести такой не просто.ишнш*емся про злополучный "уазик". Тут выясняется, что в "Алькоре" кондиционер на него вовсе не ставили, хозяин лишь приобрел комплект агрегатов и все собрал сам. "Предупреждали мы его: мол, ты, Димыч, конечно, механик крутой, прямо Кулибин, но ведь у нас опыт! Все твои будущие ошибки монтажа мы уже совершили - два года назад на инкассаторских "козликах". А их с тех пор здесь побывало несколько сотен. Купи хотя бы вот этот кронштейн компрессора - проверено! Не послушался мужик доброго совета - и все наши премудрости, в конечном счете, постигал "своим собственным умом". Правда, пришлось для этого снимать двигатель и заваривать трещину в блоке! Зато теперь и он знает, каким должен быть тот самый кронштейн..." К концу смены под капоU!:\/:V.I!Iilт\02Ы!!\ ЁЛОКВ материале "О чем молчат инструкции" (ЗР, 1999, № 5) шла речь о взаимозаменяемости старого и нового блоков предохранителей для переднеприводных моделей ВАЗа. Однако, судя по отзывам читателей, попытка смонтировать один вместо другого у многих закончилась неудачей. После подключения нового блока (2114-3722.010) к электропроводке автомобиля постоянно вращался вентилятор системы охлаждения. В чем же дело? Для начала приведем ответ специалистов ВАЗа на наш запрос. "Блок с европейскими предохранителями для "самар" разработан в 1997 году. Тогда же новые блоки из первых партий стали появляться на машинах. Полностью на них перевели все "самары" в середине 1998 года. По разъемам и крепежу блок 2114 полностью взаимозаменяем с блоком 2108". От себя добавим - это действительно так, а проблемы возникают из-за различий в цепи питания вентиляторов системы охлаждения. Итак, на автомобили ВАЗ-2108, 2109, 21099 с "высокой" или "низкой" панелью приборов и карбюратором в системе питания установлен новый блок - вентилятор постоянно вращается. Чтобы он включался, когда это необходимо, надо проделать нескольР ко операций.146ЗР 9/99 к^ьвольно вспомнили самодельные кондиционеры кустарей от тюнинга. Те просто распиливают "волговскую" "печку" пополам - часть работает на отопление, часть на охлаждение (та и другая одинаково плохо). А конденсат - влага из воздуха - иногда просто сочится на пол. Разумеется, ни о каком осушении воздуха в салоне там не идет и речи...ц-ч _I —(СЬкондиционирования на "Волге" ГАЗ&110: 1 - конденсор; 2 ресивер; 3 - компрессор; 4 - генератор; 5 - трубопроводы; 6 - климатический блок.работки кронштейн не то что ие ржавеет - он просто украшает мотор. В нескольких разнесенных точках он крепится к блоку двигателя, причем дляэтого выбраны наиболее прочные его места, с приливами. Заодно нам показали и прежние, устаревшие варианты кронштейнов - в процессе ихСнимаем "минусовую" клемму аккумулятора. Из разъема питания вентилятора (он расположен недалеко от крыльчатки) вынимаем черный провод и изолируем его. От датчика включения вентилятора отключаем чернобелый провод и тоже изолируем. Соединяем освободившиеся клеммы датчика и разъема питания вентилятора проводником подходящей длины. Надеваем клемму аккумулятора. Теперь вентилятор охлаждения будет работать нормально. Но в отличие от машин со старым блоком, после выключения зажигания вентилятор не обесточивается, а вращается до тех пор, пока не остынет охлаждающая жидкость в радиаторе. Такой режим позволяет избежать "теплового удара" после остановки двигателя. На автомобилях с распределенным впрыском топлива, где включением вентилятора охлаждения управляет контроллер, монтаж нового блока потребует установки дополнительного репе. Его подключают по аналогии с реле К9 старого блока. Схему соединений можно найти в Руководстве по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ-2108, 2109.На нашей "Волге" сделали как положено, и вода стекает на землю. А тем временем к радиатору автомобиля прилаживают конденсор - в нем фреон будет охлаждаться, переходя в жидкое состояние. Этот простой узел (не что иное как алюминиевый радиатор) требует повышенного внимания владельца - своевременной очистки. В заросшем тополиным пухом или мошкарой конденсоре фреон плохо охлаждается, оставаясь газообразным, соответственэволюции пришлось изменять но, и охладить он ничего уже сечения пластин, длину консоне может - кондиционер пролей, доводя конструкцию до сто не работает. Наконец, утром третьего сегодняшнего вида. После установки дополнидня мы приехали забирать мательного агрегата под капотом шину. При нас систему провеотнюдь не стало тесно, как рили на герметичность, закачаможно было ожидать. Удобство ли хладагент R134A фирмы обслуживания, пожалуй, даже "Дюпон" и опробовали кондицивозросло, так как генератор на онер в действии. Поскольку нановом кронштейне стоит наша "Волга" - карбюраторная, много выше и его щеточный потребовалось доработать и настроить систему холостого узел - как на витрине. На следующий день закихода, ведь компрессор дополнипела работа внутри - длительтельно нагружает мотор. Чтоная и кропотливая. Под панебы обороты двигателя не снилью приборов предстояло жались, при включении комсмонтировать климатический прессора синхронно срабатыблок, подвести к нему коммунивает специальный электроклакации (воздуховоды, трубки выпан: он сообщает дополнительсокого давления, шланги, проный вакуумный привод дросвода) и полностью собрать сасельной заслонки с впускным лон. Переделки штатной "печколлектором. Заслонка приотки" здесь не признают - "вол- крывается на требуемый угол. говский" отопитель просто снии мотор сохраняет обороты хомают целиком. Его место зайлостого хода даже при работамет блок собственного изготовющем на полную мощность конления - в нем и радиатор отодиционере. пителя, и испаритель кондициоИ вот "Волга" задышала нера, и электровентилятор. По прохладой, начав отсчет свосути, блок скопирован с тех, ей "новой эры". О той, предычто ставят на иномарки, да и дущей, напоминали пока еще начинка вся фирменная. Посгорячие от солнца панели мотрев, как он устроен, мы необивки...ЗР 9/99147