ВЗГЛЯД ИЗНУТРИКак стать автогонщиком? Допустим, вы опытный водитель и смелый человек. Думаете, для достижения заветной цели не хватает лишь конкурентоспособной техники да денежных вливаний от спонсоров? Ошибаетесь.Вадим КРЮЧКОВ. Фото Владимира Трусова Даже заполучив вожделенный спортивный автомобиль и финансовую поддержку. будьте уверены, что вы помчитесь... Но как и куда? Покорение гоночных трасс и езда по обычным дорогам далеко не одно и то же. Чтобы с пылу, с жару не наломать дров. надо учиться специальным приемам пилотирования. Вот только где? Курсы контраварийной подготовки или частнопрактикующие инструкторы. увы, не способны предоставить страждущим необходимые в данном случае методики совершенствования. А специального учебного заведения в нашей стране до последнего времени не было. И вот создан прецедент. Московское представительство АвтоВАЗа совместно с некоммерческим фондом "Автоспорт' при личном участии руководителей этих организаций - В. Ильичева и А. Потехина открыли в столице школу гонщиков "Лада-Ходынка". Занятия проходят на кольцевой трассе Ходынского поля. Учебные автомобили ВАЗ-21083-37, оснащенные шестнадцатиклапанными двигателями. Эти "восьмерки" подготовлены для стартов на "кольце" в зачетной группе "Кубок "Лады". Машины надежны. их конструкция несложна, к тому же они относительно дешевы в обслуживании и обладают завидным по гоночным меркам ресурсом. Короче говоря, отличные пособия для первых шагов в автоспорте. Повышенный интерес к школе гонщиков вполне объясним, но о том. что в ней происходит, знают пока на уровне слухов. Подчеркнем: система обучения и методики отличаются от зарубежных. Организаторами школы стали люди, занимающие весьма авторитетное положение в российском автоспорте. Главный тренер Александр Орловский - чемпион СССР по кольцевым гонкам, неоднократный победитель раллийных состязаний разного ранга. Директор - мастер спорта международного класса Михаил Девель. Занятия, разумеется, платные. Однако. в отличие от большинства российских гонщиков, ученики здесь в привилегированном положении. Их задача - слушать тренера и работать - все остальное предоставляет школа. Поверьте, когда человек не обременен заботами о запасныхпри этом умудриться одновременно воспринять и осмыслить лавину информации. Например, в считанные секунды найти путь объезда завала на старте, попутно обогнать неуступчивого соперника, отбить атаку наседающего сзади и вовремя отреагировать на сигналы судей. Для спортсмена заезд по сути, сплошной непрекращающийся стресс. И умение думать и действовать в подобных условиях не падает с неба - ему тоже нужно учиться. Школьные занятия предусматривают совместные тренировочные заезды, репетиции стартов и обгонов. Зачеты и экзамены курсанты сдают в боевых условиях, выступая на этапах Кубка "Лады". Состав участников этих состязании - от признанных асов "кольцЗг до начинающих спортсменов. А вот автомобили. подготовленные в рамках жестких технических требований. практически одинаковые. Поэтому выигрывает не тот. у кого самый мощный двигатель, а тот, кто умеет ездить лучше других. Все очень наглядно, объективно оценить собственные возможности не составляет труда. Вроде бы, вы неслись как ошпаренный, да не с "листа", а после цикла тренировок. Однако главный тренер школы финишировал первым, в очередной раз подтверив свое мастерство, а [ ф лишь пятнадцатым из двадцати стартовавших. Для новичка неплохо, но до желанной "пятерки" еще очень далеко. "Лада-Ходынка"' предоставляет возможность исправить ошибки и совершенствоваться дальше. Образно говоря, гонка - это конец семестра, а не защита дипломного проекта. В перерывах между этапами обучение продолжается, причем тренируетесь вы на той же машине, что участвует в соревнованиях. Так. постепенно, от старта к старту, начинающий гонщик накапливает опыт. Вспомните свои первые шаги в освоении обычного автомобиля. Более или менее сносно пользоваться органами управления новички привыкают быстро. Но хорошими водителями становятся позже, когда приходит чувство машины и умение анализировать дорожную ситуацию. В автоспорте почти так же. Овладеть специальными приемами езды - вполне посильная задача. Однако мастерство не придет без тренировок п& руководством опытного наставника.частях, текущем ремонте. подготовке выезда на очередной этап, общением с судьями, он быстрее совершенствуется как пилот. А для начинающего гонщика это. пожалуй, главное. Тренировки продолжительностью чуть больше трех часов проходят два-три раза в неделю. Сначала разминка. Здесь все - и совсем зеленые новички, и почти уже "дяди гонщики" - выполняют различные упражнения. Помимо вбивания в испорченные повседневной ездой руки и ноги навыков правильного руления и педалирования, упражнение переключает мозги на иной лад. Попотев на "змейке", человек вполне готов заниматься скоростной подготовкой. Уверяю вас. без разминки трудно адекватно воспринимать все эти траектории прохождения поворотов. интенсивные разгоны и торможения. Помимо освоения технических приемов, на занятиях человек приобретает опыт иного плана - привыкает к физическим и психологическим нагрузкам, которые буквально обрушиваются на него в ходе гонки. Мчаться приходится на пределе своих возможностей, да98ЗР 9/99