46
47
48
49
ТЕХНИКАУ ВОДИТЕЛЯ ЕСТЬ РЕМЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ, ПОДУШКА, ПРОЧНОЕ СИДЕНЬЕ... А У ПЕШЕХОДА?/БЕЗОПАСНОСТЬОТДЕЛАТЬСЯ ЛЕГКИМ ИСПУГОМ ОТЕКСТ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВб опасности автомобиля для жизни пешеходов конструкторы задумывались уже очень давно. Вот, к примеру, жизнерадостный рисунок к патенту... 1911 года. Покатый капот подбрасывает зазевавшихся гуляк вверх, и они перелетают автомобиль, отделываясь, по-видимому, лишь ушибами при приземлении (см. также ЗР, 1997, № 6). Испытания в наши дни подтвердили верность идеи: самые тяжелые травмы пешеходу наносят выступающие детали: рамка ветрового стекла, «кенгурин»... олень над радиатором старой «Волги». Кстати, последний исчез вместе с ярославскими медведями и зисовскими знаменами именно из-за исключительной «враждебности» к пешеходу. Сегодня лишь немногие фирмы устанавливают традиционные фигурки на капоте. Да и то звезда «МерседесБенца» легко отгибается назад, а «Дух экстаза» у «Роллс-Ройса» вообще автоматически утапливается в специальный лючок при малейшем нажиме. Что еще можно предпринять, дабы уберечь пешехода от тяжелых травм при наезде автомобиля? Рецептдавно известен: создать искусственные зоны деформации, которые бы погасили часть энергии удара. С точки зрения физики совершенно безразлично, одеть ли человека в костюм толщиной сантиметров 10 или создать легко деформируемый барьер на авТак предлагали спасать пешеходов в начале прошлого вена.томобиле. Как вы догадались, пошли по второму пути. Статистика наездов подсказала, что в момент удара скорость в 80% случаев не превышает 50 км/ч - уже легче. Далее, в такой же доле случаев пешеходы попадали под легковой автомобиль, и это тоже большая удача (для конструкторов, разумеется): «смяг- чить» вертикальную «морду» грузовика было бы гораздо сложнее. Наконец, многочисленные эксперименты с манекенами, имитирующими как взрослых разной комплекции, так и детей, показали перед объективами скоростных кинокамер, какие именно участки автомобиля вступают в контакт с головой и другими частями тела пешехода. Там и необходимо принимать первоочередные меры по смягчению удара. Основное внимание сосредоточили на защите головы: как ни было бы больно пострадавшему от переломов конечностей, в большинстве случаев они все же несмертельны. На диаграмме красными столбиками показаны условные баллы HIC, замеренные при соударении головы манекена с разными зонами капота. Критическая отметка в 1000 HIC значительно превышена в большинстве случаев. Читатель, конечно, уже обратил внимание на гораздо более оптимистичные зеленые столбики. Это оценка защиты пешехода, разработанной шведской фирмой «Оголив» (Autoliv). Капот поднимается на 100 мм в первые 60 мс после наезда, и в результате между его достаточно «мягкой» панелью и жесткими элементами силового агрегата образуется спасительный зазор. Проминаясь, капот обеспечивает необходимое замедление движения головы пострадавшего, которое не приводит к фатальным последствиям. Команду насрабатывание системы дают специальные датчики удара, а пиротехнические устройства наполняют газом своеобразные стальные сильфоны, спрятанные вблизи стеклоочистителей. Похожее решение применила и немецкая фирма EDAG, только у нее капот сделан двухслойным, наподобие бутерброда, где вместо масла - плоская 10-литровая надувная подушка. В нормальном состоянии верхний и нижний капоты склеены в нескольких точках. При наезде на пешехода надувающаяся (опять же по командедатчиков)подушка разрывает клеевое соединение и поднимает верхний пластиковый слой, создавая зону деформации. Недостаток обеих конструкций прежде всего, чрезвычайная сложность распознавания наезда на пешехода от других коллизий. Ложное срабатывание, может, и не опасно, но... капот придется выбрасывать со всей его недешевой начинкой. Конструкторы «Форда» пошли другим путем и заставили... пешехода спасать самого себя. В их системе капот поднимается механически под воздействием предшествующего удара о бампер (примерно так устроены активные подголовники). Хитроумная рычажная конструкция названа PEHKS (Pedestrian Protection Hood Kinematic System - капот с кинематической защитой пешеходов). Если она сработает, например, при неаккуратной пар-Спасительный зазор между капотом и деталями двигателя образуется по команде специальных датчиков («Оголив», E0AG) или рычажной системой («Форд»).ковке, достаточно будет просто... «закрыть» капот. Есть и другие интересные наработки. При наезде с большей скоростью пешеход ударяется головой уже о ветровое стекло. Поднимающийся капот тут не поможет, а вот... наружная по-Капот фирмы «Отопив» подняли стальные пневиосильфоны, обеспечив более «вы При скорости наезда от 40 км/ч голова ударяется о ветровое стекло годный» угол наклона и зазор до силового агрегата. Скорость - около 25 км/ч. прикроем его подушкой.гпм47 ТЕХНИКАдушка безопасности, раскатывающаяся вдоль стекла, - то, что надо. (Заодно, может, и стекло уцелеет - новое тоже ведь недешево!). Все эти устройства сегодня еще не пошли в серию. Более того, автопроизводители, готовясь к неизбежному... активно сопротивляются намерению комиссии Евросоюза узаконить системы защиты пешехода. Но! Вместо этого они добровольно готовы взять обязательство не устанавливать с 2002 года «нештатные» решетки перед радиаторами вседорожников массой до 2,5 т (и правильно - мы с вами не кенгуру!). А еще Ассоциация европейских производителей АСЕА обещает оснащать с июля 2004 года все автомобили системой АБС. И с октября 2002 года выпускать 90% машин с постоянно включенным дневным светом фар - лишь бы не заставили внедрять описанные выше системы защиты. Причина проСтепень повреждения головы при ее ударе о разные зоны капота (критерий HIC, методика EuroNCAP).Верхняя панельста: маркетологи не уверены, что потребитель готов оплатить весьма дорогие устройства, не влияющие непосредственно на сохранение его, водителя, жизни и здоровья.Клееный капот EDAGНАША СПРАВКАEuroNCAP - European New Саг Assessment Program - европейская программа оценки новых автомобилей (ЗР, 2001, № 5) HIC - Head Injury Criterion - критерий повреждения головы. Международно признанный метод, основанный на измерении замедления. 1000 единиц HIC соответствует риску для жизни в 15% случаев, тогда как 2000 пунктов - это летальный исход с вероятностью 90%.Нас еще предстоит воспитывать и воспитывать. Например, с помощью публикаций результатов очередных крэш-тестов EuroNCAP (европейская программа испытаний новых автомобилей), где отдельной строкой даны «звездочки», заработанные при наездах на пешие манекены. Смотрите, мол, господа, престижные БМВ 3-й серии и «Ауди-А4» получили всего по одной звезде и, значит, чрезвычайно опасны для пешеходов. Чуть больше (две звезды) получили «Ситроен-С5», «Форд-Мондео», «Хёндэ-Элантра», «Пежо-406» и 307, «Шкода-Октавия», «Опель-Вектра», «Вольво-SoO», «Альфа-Ромео-147», «Ровер-25». Но все равно - плохо. На этом фоне наиболее безопасны «Хонда-Стрим» и «ХондаСивик» - у них по три звезды. Теперь вам ясно, кого следует опасаться в первую очередь, перебегая улицу на красный свет? Низкие оценки в этой номинации пока не считают криминалом, портящим имидж фирмы, но они подталкивают задуматься в будущем о новом подходе к проектированию. Одержимые автомобилем европейцы, и прежде всего немцы, очень внимательно читают подобные отчеты и формируют на их основании свои предпочтения. Так что проводимые сегодня исследования вовсе не выброшенные на ветер деньги. Глядишь, пригодятся в не столь отдаленном бу душем. l»l На правахрекламыУарант вашей безопасностиВ прошлом номере журнала вы могли познакомиться с производителем шарниров равных угловых скоростей итальянской компанией INTERBRAKES. Теперь хотелось бы предоставить больше информации о самом продукте. Для всех автолюбителей давно привычным стала аббревиатура ШРУС. Однако не все знают, что расшифровывается она как шарнир равных угловых скоростей. Для машины с передними ведущими колесами ШРУС - залог полноценного существования. Такой шарнир необходим, чтобы обеспечить равномерность вращения колеса при его повороте, иначе говоря, чтобы угловая скорость вращения колеса была равна угловой скорости вращения приводного вала. Из чего же состоит ШРУС и как он работает? Наружный шарнир состоит из корпуса, сепаратора, внутренней обоймы и шести шариков. Качество этих элементов гарантирует качество самого шарнира. В корпусе шарнира ив обойме выполнены радиусные дорожки качения. В них располагаются шарики, соединяющие между собой корпус и внутреннюю обойму. Шарики помещены в окнах сепаратора и удерживаются им в одной плоскости. Вследствие этого происходит центрация внутренней обоймы и корпуса шарнира. Сепаратор имеет сферическую поверхность и окна под шарики. Он обеспечивает синхронность вращения соединяемых шарниром валов за счет установки шариков в бессекторной плоскости угла пересекающихся осей звеньев шарнира, то есть выполняет роль делителя. Вследствие этого, независимо от угла поворота шарнира, шарики всегда удерживаются в плоскости постоянной частоты вращения. Одновременно через сепаратор передается крутящий момент. Для производства вышеупомянутых элементов INTERBRAKES использует только самые качественные материалы. Все производство регламентируется сертификатом ISO9002. INTERBRAKES уделяет особое внимание именно обработке самого материала. Современные технологии обработки корпуса ШРУСа делает его прочным при тяжелых условиях работы в приводах автомобилей. Каждый 50-й шарнир попадает под обязательную проверку прочности, надежности, износа на современных испытательных стендах. Постоянное применение новейших технологии помогает достигать самого оптимального соотношения качества и цены. На каждом шарнире выбивается каталожный номер изделия и внутренний код INTERBRAKES, по которому можно отследить дату, партию производства при возникновении каких-либо проблем, связанных с качеством продукта. Кстати, качественное производство INTERBRAKES подтверждается сертификатом ISO9002 и сертификатом соответствия РСТ. Как видите, INTERBRAKES заботитсяо качестве выпускаемой продукции . Тогда зачем покупать дорогой продукт, N еслиможно купить INTERBRAKES.«Ж*fax : +3702232864 [email protected] www.interbrakes.com>ЛИДЕРSACHSв мире автомобильных цепейSACHS AUTOMOTIVE FRANCE SA принадлежит группе SACHS GROUP, которая является частью ZF GROUP. SACHS - создана в 1895 году. Теперь SACHS имеет 54 филиала в разных частях света. SACHS AUTOMOTIVE FRANCE SA ( SAF) - французский дивизион группы, специализированный в производстве цепей для автомобильных двигателей.На заводе, расположенном неподалеку от Лиона, работают 212 квалифицированных специалистов. Каждый день здесь производится около 12 километров цепей. SAF является первым поставщиком цепей для CHRYSLER, JAGUAR, LAMBORGHINI, VOLVO, RENAULT PEUGEOT, LADA FRANCE и других автопроизводителей. Чем SACHS цепи отличаются от других и чем они лучше? Прежде всего, особенно тщательно контролируется само производство. Около 4000 инструментов проходит метрологический контроль. Продукция SACHS имеет сертификаты ISO, KS, К1 FORD, EAFK. Цель цепи в двигателе - синхронизация верхней и нижней частей двигателя. Этот процесс очень важный для хорошей работы двигателя. Ведь у 4-цилиндрового мотора при 1000 оборотах в минуту 4 поршня поднимаются и опускаются около 70 раз в секунду. Таким образом, для работы двигателя необходима очень высокая точность распределительной системы. Цепь становится непригодной для работы двигателя, если она растянута на 0,5 %, то есть по звену разница оси вращения и наконечника повышена на 40%. Вот тогда и надо менять цепь. Как отличить хорошую цепь от плохой? Такой вопрос задает себе каждый при покупке или подборе цепи. Чаще всего цепи хороших производителей имеют четкую и равномерную маркировку, V - образное заклепочное соединение. Отличие SACHS ролики с мелкозернистым поверхностным слоем. Все соединения несгибаемые, тугие. Каждый элемент цепи подвергается термической обработке. В производстве используются стали специальных марок, состав которых - эксклюзивная собственность SACHS. С конца 2001 года покупатели могут приобрести цепи SACHS в новой пластиковой упаковке. Приобретая цепи SACHS, вы получаете двойную пользу - качественный продукт и экономию денег. Если гарантированный пробег цепи конкурентной фирмы около 50000 км, то у SACHS это около 200000 км (при соблюдении всех рекомендации производителей автомобиля и SACHS). Цепи SACHS - наилучший выбор, гарантирующий надежную работу двигателя вашего автомобиля. W-^^Efax : +3702232864