147
скользкой дороге просто опасное. Значит, надо пересматривать развесовку автомобиля, меняя компоновку, заново подбирая размерность колес и шин, а то и пересматривая конструкцию подвески и тормозов. Но в пределах, ограниченных техзаданием, иначе получится совсем другой автомобиль. Наконец, подобрав двигатель, нужно посчитать, соответствуют ли ему коробка передач и главная передача. Работа большая, тем не менее автомобилестроители часто устанавливают в один и тот же кузов двигатели различной мощности. Среди отечественныхсимальная тяговая сила на ведущих колесах не должна превышать силу сцепления их с дорогой, иначе начинается буксование. Тратить избыток мощности на истирание резины об асфальт - дело бесполезное, а наУравнение тягового баланса: F T = F K +Fi+F w +Fj, где FT - тяговое усилие на ведущих колесах; F K - сила сопротивления качению; F; - сила сопротивления подъему; F w - сила сопротивления воздуха; F; - сила преодоления инерции поступательного движения и инерции вращающихся деталей трансмиссии. день городской водитель может сжечь немало дополнительного горючего - и на сей счет нормы не придумано (не путать с «нормами», по которым расход подсчитывает бухгалтер предприятия!). Что касается расхода «на трассе» (то есть на водительском жаргоне - на загородных шоссе), то даже здесь не все просто. Если ваш ВАЗ-2106 оснастить специальным прибором - расходомером и найти такую дорогу, где можно было хотя бы один-два километра поддерживать заданную скорость (например 90 км/ч, 100 км/ч и т. д.), то его показания могут неплохо согласоваться с цифрами из руководства по обслуживанию, особенно если вы не забудете учесть важные «мелочи»: во-первых, предварительно «протарировать» спидометр - хотя бы по секундомеру и километровым столбам, во-вторых, проехать контрольный участок несколько раз - и в обоих направлениях, чтобы свести к минимуму ошибки из-за ветра и уклона дороги. Если же расход оценивают как некий средний, после пробега с разными скоростями значительного пути (100-200 км и более), то здесь те или иные заблуждения неизбежны. Допустим, половину пути вы ехали со скоростью 60 км/ч, а другую - строго 100 км/ч. Средняя ско-заводов рекордсмен, видимо, АЗЛК. Под капотом «Москвича-2141» без особых переделок побывали и уфимский, и вазовский, и «реновский» моторы, и даже «фордовский» дизель. Естественно, эксплуатационные характеристики автомобиля при этом меняются, а потребитель получает возможность выбора - дешевле, но спокойнее и проще или дороже, но резвее и комфортнее. Кстати, запас мощности двигателя необходим еще для повышения комфортабельности: энергию требуют и кондиционер, и усилитель руля, и электрические стеклоподъемники, и токообогрев стекол и зеркал - всем этим, конечно, хочется пользоваться не в ущерб ездовым качествам. Ну а если душа рвется в полет, остается тюнинг двигателя. Но, «заряжая» собственный двигатель, не переусердствуйте. Все в технике взаимосвязано и чудес не бывает. А задача инженеров - отыскать компромисс между желаниями и возможностями и достичь оптимального результата с минимальными затратами и максимальным эффектом. 1»1 рость равна 80 км/ч? Не торопитесь. Это типичная ошибка. Посчитайте, как положено, через затраченное время. И вы получите 75 км/ч! Но и это еще не все. Средний расход окажется существенно выше, чем замеренный строго при 75 км/ч, - скажется нелинейный характер зависимости расхода от скорости, он поднимается тем круче, чем быстрее идет машина. Итак, если ваш автомобиль исправен и его топливная экономичность не хуже, чем у других таких же, то несколько сэкономить бензин можно лишь одним способом - это сдержанная, разумная манера вождения, исключающая неоправданные разгоны, торможения, излишне высокую скорость. Здесь опятьтаки сказывается нелинейность характеристик (см. ЗР, 1998, № 9): при невысоких скоростях движения различие в экономичности, например, ВАЗ-2106 и ВАЗ2110 сравнительно невелико, так как вначале все характеристики поднимаются полого. Но при высоких скоростях сильнее влияют недостатки в аэродинамике 2106 - и кривые поднимаются очень круто. В результате «классика», нахлестываемая водителем, может оказаться намного прожорливее, чем более современная машина./ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬМой первый автомобиль - ВАЗ-2106, выпуска 1999 г_ с пробегом на сегодня около 15 тыс. км. Машиной я вполне доволен, но, по-моему, великоват расход топлива, в городе он бывает даже больше 10 л/100 км. Как его уменьшить? Когда вопрос ставят вот с такой категоричностью, любой специалист попадает в сложную ситуацию, ибо это говорит о недооценке сложности самой проблемы. Прежде всего вам стоило бы сравнить «экономику» вашего автомобиля с показателями хотя бы двух-трех других точно таких же машин в сходных условиях эксплуатации. Затем сопоставить эти цифры с официальными показателями контрольного расхода, приведенными в руководстве по обслуживанию. (Скорее всего окажется, что приведенные вами цифры ничуть не больше!) При этом учтите, что реальная езда в городе, мягко говоря, имеет немного общего с так называемым испытанием «по городскому циклу». В частности, если вы попали в уличную пробку, то все то время, пока вы стоите на одном месте, измерять расход на километр пути бессмысленно, он, попросту говоря, бесконечен! На деле это означает, что в неудачный для себя