290
291
292
ТРИЧУДЫ АВТОМОБИЛЬНОЙРЕКЛАМЫДВИГАТЕЛЬ... ТОРГОВЛИ!АЛЕКСЕИ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, МИХАИЛ КОЛОДОЧКИНРеклама - статья в защиту свою,., настоянъе на праве своем. В.И.ДальСоставитель самого лучшего нашего словаря никогда не видел автомобилей - однако же найденное им полтора века назад определение рекламы звучит на удивление понятно. Дескать, хочешь отстаивать свои права - займись саморекламой! Кстати, получается, что привычная фраза «На правах рекламы» - это как «масло масляное»... Редкое письмо в редакцию обходится без упреков в адрес рекламы - «Надоело!». Да, все понимают, что реклама -двигатель торговли: сотня двигает, один торгует...290 За рулем 10/2004Но увы - всем осточертели бесконечные рекламные вставки где угодно и когда угодно - от телепередач до любимого журнала! Интересно, а была ли когда-нибудь такая пора, когда автомобиль уже был, а рекламы еще не было? Советский период не в счет: рекламировать в 70-е годы «Жигули» или «Волгу» это даже не смешно... Впрочем, в недоступных для большинства «Березках» той поры все-таки висели забавные плакатики, призывающие всех желающих приобрести, скажем, ГАЗ-24 за 1850 руб... в сертификатах от Внепшосылторга! Читай - за валюту... А в «мировом масштабе» эпоха, не запятнанная автомобильной рекламой, длилась недолго - лет пять, не больше. Потому что уже в 1889 году в газетах Мангейма появился рекламный плакат трехколесного самобеглого чуда «Патентмоторвагена «Бенц». На выражение лиц двух господ в котелках, сидящих «на облучке» этого самого «моторвагена», креативно мыслящие маркетологи тогда еще не обращали внимания - зачем? Смысл в другом - ЭТО ЕДЕТ И ВЕЗЕТ! К тому же запатентовано «в Германии и во всех других странах мира». Наверное, это и был первый опыт рекламного преувеличения - насчет всех других стран... Но это было совсем давно. Конкуренты господина Бенца ощутили ущемлениесвоих прав и перешли в атаку на его клиентов. Понятно, что атака была рекламной: вести бизнес без нее все равно что подмигивать3'"~ PittBt-KotopwigiaЪт. .(tub trnttablv' Ь*ва -Л itotir. ,-thii.a'В 1889 году надо было убеждать потенциальных клиентов, что ЭТО ездит и возит. ПРИЧУДЫ АВТОМОБИЛЬНОЙ РЕКЛАМЫDEUKHt KAUFT ОЯГХНЕ WAGEN~3£3м2* *OPELD,deutsche QualitatswafcenVIER- und SECHSZYUNDER.., R M25O0Ийп ii-ii тт--"п i moim* — » Прочность: A - Ячейка безопасности «Смарта» побеждает, по замыслу творцов рекламы, даже поезд цаже будь внимателен, машинист! Б - Дверям «Поло» не страшны столбы дорожных знаков.J fc niliiiii ^Гущ | ^ i i ^ t a ^Верхняя строка агитирует за отечественный «Опель»Можно привлечь взоры чем-то из ряда вон. Например, сделать макет изо льда (А), сыра (Б) или покрыть машину... живой травой (В).девушкам в темноте. Поэтому с угрюмыми физиономиями за рулем новеньких автомобилей покончили раз и навсегда: отныне любую автоновинку оттеняли благородные и оптимистично настроенные дамы и господа высшего света - авто было уделом избранных. Однако экономический кризис начала 30-х быстро расставил новые акценты: главным стали не количество цилиндров, мощь или быстрота, а дешевизна. Например, в 1934 году главный слоган рекламы ДКВ «Фронт» гласил: «от 1750 рейхсмарок!». Не был забыт и патриотизм: «Немец покупает немецкие машины» - это об «Опеле».Дальше, правда, все как сегодня - про современнейшую конструкцию, великолепный разгон и т. п. В послевоенные годы умами рекламодателей с особой силой овладела идея доступного транспортного средства для миллионов. На дорогах Европы появились несчетные трехколесные букашки смотоциклетными моторами - реклама одной из них, «Мессершмитта KR 200», вещала про «пересадку с двух на три колеса за 24 месяца рассрочки». Кстати, в 1949 году немцы считали верхним пределом «обжорства» автомобилей 5,7 л на 100 км. Подходы к рекламе автомобилей во все времена под-Основной инстинкт: А - От «Мини» даже девушка не оттащит. Б - Ив и зачем, если в машине можно заняться... чем угодно. За рулем 10/2004 291 ПРИЧУДЫ АВТОМОБИЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ 5Щ?£яГ^!Девушки рекламировали не только машины, но и шины.«Панда» спустилась с небес в клетке... гие тогда гадали: это он сам или имеет место ловкий трюк с лебедкой и тросом? Создатели машины гордо объясняли, что трос, дескать, исключительно для страховки - его не натягивали... Циники ехидно утверждают, что с рекламой можно дурачить всех неограниченное время - если реклама ведется правильно, а расходы на нее достаточно велики. По этой причине тому же «Ауди» не раз доставалось от дотошных журналистов, желавших проверить правдивость той или иной рекламной кампании а не дурачат ли нас? Например, журнал «Аутобильд» недавно проверял, может ли на самом деле новый «АудиКваттро» тащить на буксире огромный карьерный «Катерпиллер», как в рекламном ролике? Оказалось - может. Правда, не так быстро и только по ровной дороге... Сегодня рекламный Бизнес надо и впрямь писать с большой буквы: автопроизводители выложили в 2003 году на «агитацию» 1,3 миллиарда евро! Это означает, между прочим, что при покупке нового автомобиля в среднем 2,2% платят именно за то, что рекламщики уговаривали его купить! А если посмотреть по маркам, то больше всего на рекламу выделил народный «Фольксваген» (136,43 миллиона) - за ним идет «Рено». А вот «Опель» и «Форд» решили сэкономить... Комментировать не будем, однако говорят, что сворачивать рекламу для экономии денег - это все равно что остановить часы в надежде сэкономить время... Пстраивались под «дух времени». Если в 1963 году «Фольксваген-Жук» напирал на фантастическую надежность: «И едет, и едет, и едет...», то в начале 70-х на капоты ив машины уселись симпатичные фотомодели с минимумом одежды на супертелах. А к 80-м пришла пора знаменитого слогана «Ауди»: «Прорыв благодаря технике». Кстати, на одной из листовок полноприводный «Ауди-100 Кваттро» лихо въезжал вверх по заснеженному трамплину Кайпалла в Финляндии. Мно292 За рулем 10/2004