142
143
144
145
146
ТЕХНИКАТЕСТ: ЗИМНИЕ ШИНЫ НА 15"СНЕГОХОДЫИспытания зимних шин размером 195/65R15, начатые нами в прошлом году, все больше интересуют читателей. На этот раз мы собрали для теста почти весь шинный бомонд. В списке участников хорошо известные модели от Gislaved, Goodyear и Michelin. Кроме них в спор за лидерство вступили новые модели - Continental Winter Viking 1, Nokian Hakkapeliitta 4, Pirelli Winter Carving и менее маститые, но хорошо известные - Kumho, «Медведь», Nordman и «Таганка». Основной состав тестируемых покрышек - шипованные, но есть и парочка простых. В методике нашего теста, как ив сравнении тринадцатидюймовых шин, произошли значительные изменения (см. ЗР, 2004, № 9). Хорошо известный читателям комплекс зимних упражнений дополнен ледовым кругом с движением по нему на грани проскальзывания ис интенсивным буксованием. Это позволило получить объективные характеристики боковых сцепных свойств шин на льду и выявить, насколько они меняются в зависимости от режима движения. К тому же мы разделили на две составляющие курсовую устойчивость автомобиля. Теперь для асфальта и заснеженной дороги выставляем отдельные оценки. Изменилась и система общего зачета: начисляемые баллы жестко связаны с полученными результатами. А в остальном все по отлаженной программе: осмотр, обмеры, сборка и обкатка в щадящих режимах. Без нее«Медведь» Я-670Производитель - Россия (Ярославский шинный завод) СЕРГЕИ МИШИНне получить объективных данных и стабильных результатов. Только после этого можно приступать к проведению замеров и оценок на полигоне НТЦ, где испытателей уже ждут пять различных зимних трасс. Носитель покрышек - «Фольксваген-Гольф V». Торможение, естественно, с ABS - иномарок без этой системы почти не выпускают. Да и производители шин (и зимних, и летних) свои последние разработки не ориентируют на торможение юзом. Что показало тестирование? Шины без шипов, что вполне прогнозируемо, оказались во второй половине списка. Впрочем, одну из «шиповок» («Медведя») они смогли-таки одолеть. «Карвинг» от Pirelli пробился в лидеры, растолкав двух титанов - Goodyear Ultra Grip 500 и Gislaved Nord Frost 3, уже несколько лет воюющих между собой с переменным успехом. «Континенталь» с ненаправленным рисунком (несколько устаревшее или, правильнее, немодное решение) неожиданно для нас потеснил «Гиславеда», своего «родственника» с богатой зимней родословной. Но еще больше впечатляют результаты новой модели Nokian - Hakkapeliitta 4. В том, что она обставит всех, сомнений почти не было еще «на старте». Но вот разница между финскими покрышками и всеми остальными! Не зря, ох, не зря финны придумали шипы с сердечником квадратного сечения, не зря колдовали над хитросплетениями ламелей протектора и рапсовым маслом, замешивая на нем резину.Ш Максимальная скорость - 1 90 км/ч (индекс «Т») Ш Глубина рисунка протектора -10,3 мм И Масса шины-10,9 кг Ш Количество шипов - 128 И Выступание шипов -1,1-1.4 мм Ш Особенности - направленный рисунок протектора Ш Цена в Москве -1370 руб. Ш Соотношение цена/ качество -1.82 • «Медведь» пропустил вперед все «шиповки» и уступил даже нешипованным шинам. • Несмотря на то, что сцепные свойства у «Медведя» на среднем уровне (не считая слабого торможения на заснеженной дороге), ведет он себя не совсем уверенно - кажется, что машина может вот-вот уйти в сторону. В глубоком снегу лучше едет с буксованием, чем без него, но при троганье требует аккуратности - в случае пробуксовки закапывается. Справедливости ради отметим, что назад выезжает очень уверенно. • На льду продольное сцепление умеренное, боковое же - посредственное. Хорошо хоть, что при переходе в скольжение ничего не изменяется. • На асфальте - хуже: самое слабое торможение (наравне с «Гудьиром») и нежелание ехать прямо, а также самый сильный шум. J Хорошие боковые сцепные свойства на снегу, неплохой разгон на снегу н торможение на льду. в Худшие эффективность торможения на асфальте и боковые сцепные свойства среди шипованных шин, очень сильный шум.Расход топлива на V передаче, л/100 км 90 км/ч 120 км/ч Ваши (длим)20142За рулем 10/2004 ТЕСТ: ЗИМНИЕ ШИНЫ НА 15'«Таганка М-278 Владеж»Производитель Россия (Московский шинный завод)NordmanПроизводит («Амтел»)Kumho Izenwis KW-19Производитель - КореяI Максимальная скорость - 1 90 км/ч (индекс «Т I Глубина рисунка протектора - 8,9 мм I Масса шины - 8,5 кг I Особенности - направленный рисунок протектора I Цена в Москве-1190 руб. Ш Соотношение цена/ качество -1,53 • На тест «Владеж» представлен в модифицированном варианте - из более мягкой резины. Скорее всего, изменение рецептуры смеси и спасло покрышки от последнего места, позволив вплотную приблизиться к «Нордману». • На заснеженной дороге они выглядят середнячками, если не считать откровенно слабых боковых сцепных свойств. По глубокому снегу идут лучше, когда колеса буксуют. • Бороться со льдом без шипов, понятное дело, сложно, но состязание с «Нордманом» шло с переменным успехом. В общем, простые шины здесь ощутимо проигрывают шипованным. Среди выраженных недостатков - «плавание» на асфальте при высокой скорости и сильный шум от протектора. • Вместе с тем у этой «Таганки» лучшее соотношение цены и качества в нашем тесте. J Лучшее торможение на асфальте, хорошее управление торможением. в Самые низкие боковые сцепные свойства на снегу, плохо адаптированы к езде на льду, шумные, есть претензии к курсовой устойчивости на асфальте.I Максимальная скорость - 1 90 км/ч (индекс «Т») I Глубина рисунка протектора - 9,8 мм I Масса шины-10,2 кг Ш Особенности - направленный рисунок протектора I Цена в Москве - 1500 руб. Ш Соотношение цена/ качество -1,88 • Относительно гладкий, без «агрессивных» грунтозацепов протектор «Нордмана» обеспечивает уверенное движение в глубоком снегу, неплохую эффективность торможения и хорошую курсовую устойчивость. Исключение составляет разгон - шины хорошо работают только внатяг, при пробуксовке ускорение резко падает. • На льду, естественно, сказывается отсутствие шипов. «Фольксваген» на этих шинах рано срывается в скольжение и скользит, не реагируя ни на руль, ни на газ. • На асфальте поведение гораздо лучше - без проблем и вялости, присущей многим зимним покрышкам. Торможение очень хорошее, да и курсовая устойчивость на высоте. Шум, правда, больше, чем ожидался от шин без шипов. Вероятно, в ошипованном варианте «Нордман» будет выглядеть гораздо лучше. j Очень хорошее торможение на асфальте, хорошие проходимость и боковое сцепление на снегу, высокая курсовая устойчивость. 9 Очень низкие сцепные свойства на льду, медленный разгон на снегу, плохое управление разгоном.Максимальная скорость - 190 км/ч (индекс «T») I Глубина рисунка протектора - 9,0 мм I Масса шины-10,4 кг Ш Количество шипов - 1 10И Выступание шипов - 0,9-1,1 мм Ш Особенности - направленный рисунок протектора Ш Цена в Москве - 2400 руб. И Соотношение цена/ качество - 2,92 • Шины для заснеженных дорог. Торможение на снегу - самое лучшее, разгон уверенный. Боковые сцепные свойства невысокие, зато управляемость хорошая - покрышки лишь подчеркивают переднеприводный характер «Фольксвагена». Однако в глубокий снег с ними лучше не соваться - застрянешь; • Лед требует неспешной езды - торможение здесь самое слабое из всех «шипов», однако, если перебрать скорость в повороте, машина не потеряется: очень хорошо реагирует на изменение подачи топлива, поэтому легко возвращается на желаемую траекторию. • На асфальте ведет себя хорошо, экономичность на высоте, плавность хода хорошая. А вот шум. точнее пульсирующий гул, досаждает тем. что увеличивается с ростом скорости. <Л Лучшие «тормоза» на снегу, хорошие управляемость и плавность хода, высокая топливная зкономичность. в Слабое торможение на льду, очень низкая про ходимость, высокий уровень шума.Тормозной путь (50 - О км/ч),Тормозной путь (60 - О км/ч), мЗа рулем 10/2004143 ТЕХНИКАТЕСТ: ЗИМНИЕ ШИНЫ НА 15"6Michelin Ivalo (2)Производитель - ФранцияGoodyear Ultra Grip 500Производитель - ГерманияPirelli Winter CarvingПроизводитель - ИталияаааБаХВВ^Ч ^ВЯ¥ a«f ГЙЯИ^^ЩдщИ Максимальная скорость - 1 60 км/ч (индекс «Q») Ш Глубина рисунка протектора - 9,7 мм Ш Масса шины - 10,0 кг И Количество шипов - 1 10Ш Выступание шипов -1.3-1,5 мм И Особенности - направленный рисунок протектора Ш Цена в Москве - 2730 руб И Соотношение цена/качество - 3,32 • Кажется, они созданы для зеркального льда. Если на смешанном покрытии (снег-лед) шины обычно норовят зацепиться за любой мало-мальский клочок снега, то «Мишлен» предпочитает чистый лед и явно не любит снег. Любые его островки, даже снежная пыль и мелкая ледяная крошка, резко ухудшают сцепные свойства этих покрышек. Торможение самое худшее. В глубоком снегу «Фольксваген» плохо трогается, благо хоть задним ходом выбирается легко. • Эксплуатация этих шин целесообразна лишь там, где дороги регулярно очищают от снега. • На асфальте поведение уверенное - курсовая устойчивость без замечаний, очень хорошо тормозит. К тому же шина весьма экономична. Раздражает лишь неприятный пульсирующий шум. J Хорошее торможение и управление им на асфальте, высокие комфорт и топливная экономичность. 9 Худшее торможение на снегу, плохая курсовая устойчивость на заснеженной дороге, посредст венная управляемость.845.2 баллаШ Максимальная скорость - 190 км/ч (индекс «Т Ш Глубина рисунка протектора -10,0 мм I Масса шины - 10,3 кг I Количество шипов - 1 10I Выступание шипов - 0.7-1,1 мм Особенности - направленный рисунок протектора I Цена в Москве - 2725 руб. Ш Соотношение цена/качество - 3,22 • По сумме баллов эти шины очень близки к «Пирелли», однако заметно отличаются от «итальянцев» характером и темпераментом. • «Ультра грип» уверенно чувствует себя на укатанном снегу и льду, хотя и придает «Фольксвагену» некоторую вялость при маневрах. Смешанное покрытие и рыхлый снег «Гудьир» не любит. На заснеженной дороге автомобиль рыскает- похоже, виноваты в этом «поперечины» в средней части протектора, упирающиеся в снег В глубоком снегу плохо трогается вперед, зато назад выбирается уверенно. • Поведение на асфальте противоречиво: хорошая курсовая устойчивость позволяет ехать быстро, но слабое торможение к этому не располагает. Да и расход топлива повышенный. Шипов практически не слышно, но протектор издает неприятный высокочастотный шум. J Хорошие торможение и боковые сцепные свойства на снегу и льду, высокая курсовая устойчивость на асфальте 9 Самые плохие «тормоза» на асфальте, высок расходтопима,рыскание на заснеженной дороге I Максимальная скорость - 1 90 км/ч (индекс «Т») I Глубина рисунка протектора - 9,5 мм I Масса шины - 9,6 кг I Количество шипов - 1 10I Выступание шипов - 1,0-1,3 мм Ш Особенности - направленный рисунок протектора I Цена в Москве - 2700 руб Ш Соотношение цена/качество - 3,18 S Зимний «Карвинг» открывает группу лучших «шиповок», которые не боятся ни льда, ни снега и при этом уверенно чувствуют себя на асфальте • «Пирелли» особенно хороши на заснеженной дороге и асфальте - радуют эффективностью торможения и энергичным разгоном на снегу. Изюминка «Карвинга» - отменная курсовая устойчивость на высокой скорости. Что по асфальту, что по заснеженной дороге автомобиль идет очень уверенно. Редкая, заметим, для зимних шин всеядность. • Проблемы возникают, если перебрать со скоростью в ледяном повороте. «Карвинг» неожиданно резко срывается с намеченной траектории и долго скользит. Восстановление же внезапное, что сказывается на управляемости. • Комфортом «Пирелли» не балуют - жесткие. с пульсирующим шумом на любой скорости J Очень хорошее торможение на снегу и асфальте, отменная курсовая устойчивость, отличное управление разгоном. 9 Невысокий комфорт, резкая потеря сцепных свойств при переходе в скольжениеВремя прохождения ледяного круга внатяг. сВремя прохождения ледяного круга с буксованием, с Скорость при «переставке» на раскатанном снегу, км/ч 70,0 68.6 67,9 67,9 66.5 66,5 65,1 67,9 61,6• Медведь-- Я-670 Коэффициент значимости1Медведь» Я-670тыi' i' i' i' i • i' i' i25 30 I 'I 35Медведь» Я-67067,9 72526I' 271I 28|1 ii5055I 60144За рулем 10/2004 ТЕСТ: ЗИМНИЕ ШИНЫ НА 15"На правах рекламыTurtle waxГОРЯЧИЕ НОВОСТИ О ЗИМНЕЙ СЕРИИDe-icer (Ди-Айсер) мгновенно размораживает стекла, освобождая их от изморози и льда. Универсальный силиконовый спрей смазывает, защищает и изолирует. Применим для пластмасс, металла, резины, дерева, текстильных изделий и пр.ТАБЛИЦА ОЦЕНОК*Управляемость авто нобиля на скользкой дороге Nokian HKPL-4 Continental Winter Viking 1 Gislaved Nord Frost 3 Pirelli Winter Carving Goodyear Ultra Grip 500 Michelin Ivalo Kumho Izenwis KW-19 Nordman «Таганка M-287 Владеж» «Медведь» Я-670 Коэффициенты значимости 10-80 9-72 8-64 7-56 7-56 6-48 8-64 7-56 7-56 6-48 8 Управление торможением разгоном Комфорт шум плавность хода 6-24 5-20 7-21 4-16 7-28 7-28 8-32 7-28 7-28 6-24 4 Курсовая устойч ивость на асна заснефальте женной пороге 10-40 7-28 8-32 8-32 6-24 5-20 6-24 8-32 6-24 6-24 4 7-42 6-36 7-42 9-54 8-48 7-42 7-42 8-48 5-30 3-18 6 Проходимость в глубоком снегу 10-80 9-72 6-48 6-48 7-56 6-48 4-32 8-64 7-56 5^10 8 Общая (итоговая) сумма баллов'ЖGo Start (Гоу Старт) помогает ускорить запуск холодного двигателя автомобиля при отрицательных температурах. Размораживатель замков Lock Oil + PTFE (Лок Ойл + ПТФЭ) специально разработан для предотвращения замерзания и заедания замков.10-30 8-24 7-21 6-18 7-21 8-24 7-21 6-18 8-24 6-18 310-40 8-32 8-32 9-36 6-24 7-28 7-28 3-12 7-28 6-24 46-18 6-18 7-21 5-15 6-18 7-21 5-5 6-18 4-12 2-6 3951,8 877,1 858,1 847,6 845,2 822,8 821,3 795,9 778,1 754,4число - оценка, второе - баллы. Время разгона, сICOMEPRAY юекоиРПРЕй• РТЯЭксклюзивный дистрибьютор Zoom Energy Corp. Справки и технические консультации потел . : (095) 688 3001 ; www.zoom.ruЗа рулем 10/2004 145 ТЕСТ: ЗИМНИЕ ШИНЫ НА 15"Gislaved Nord Frost 3Производитель - ГерманияContinental Winter Viking 1Производитель - ГерманияNokian Hakkapeliitta 4Производитель - ФинляндияаааааШаааШаааааааЪаЬаЫаУВЬааааШаааЯМаШааааВаВВШааВI Максимальная скорость -160 км/ч (индекс «Q») Ш Глубина рисунка протектора - 9,5 мм В Масса шины - 9,0 кг В Количество шипов - 1 10В Выступание шипов - 1,0-1.2 мм В Особенности - направленный рисунок протектора И Цена в Москве - 2691 руб. В Соотношение цена/качество - 3,14 • «Гиславед» любой размерности в разных условиях легко узнаваем по поведению автомобиля. Покладистый характер - никаких неожиданностей и сюрпризов. Мягкие, понятные реакции независимо от того, что под колесами - снег, лед, асфальт или все вперемешку, как это зачастую бывает на наших дорогах. • В тесте у этих шин нет ни одного выдающегося результата, но нет и ни одного провала! Все свойства удивительно ровные - от выше среднего до очень хорошего. • При этом лучшее среди лидеров теста соотношение цена/качество. • Чуть подкачал в проходимости, но и здесь уровень выше среднего. Кстати, буксования в глубоком снегу бояться не надо - «Гиславед» не закапывается и уверенно движет автомобиль вперед. На асфальте все почти то же - хорошая курсовая устойчивость, но торможение чуть ниже среднего. Очень хороший баланс всех без исключения свойств. J Хорошие «тормоза» и боковые сцепные свойства на льду и снегу, хорошая управляемость, высокая курсовая устойчивость на заснеженной дороге. S Желательны более эффективные торможение на асфальте и проходимость в глубоком снегу-I Максимальная скорость -160 км/ч (индекс «0.» В Глубина рисунка протектора - 9,5 мм И Масса шины-10,0 кг И Количество шипов -110 В Выступание шипов -1,0-1,2 мм • Особенности - ненаправленный рисунок протектора В Цена в Москве - 2852 руб. В Соотношение цена/качество - 3.25 • Похоже, «Викинг» вобрал в себя все хорошее от третьего «Гиславеда» - чувствуется родство. Однако есть и различия. Принципиальное: у «Конти» ненаправленный рисунок протектора. С одной стороны, это благоприятно сказывается на проходимости - глубокого снега «Фольксваген» на «Викингах» не боится. С другой - на высокой скорости чуть ухудшается курсовая устойчивость на заснеженной дороге и есть некоторая настороженность к свежевыпавшему снегу. • Еще одно достоинство ненаправленного рисунка протектора - универсальность запаски - подойдет на любую сторону. • Если особо не спешить - машина отменно управляется на любом покрытии и экономит бензин. Впрочем, в комфорте шины уступают родственному «Гиславеду» - «Викинг» чуть шумнее (шум шипов слышен лишь на небольших скоростях) и заметно жестче. J Высокие зимние свойства, включая проходи мость, топливная экономичность. О Небольшие замечания по курсовой устойчивости при значительной скорости на снегу и асфальте, невысокий уровень комфорта.В Максимальная скорость -190 км/ч (индекс «Т») В Глубина рисунка протектора - 9,7 мм В Масса шины - 9,0 кг В Количество шипов - 110 В Выступание шипов - 1,0-1.3 мм В Особенности - направленный рисунок протектора В Цена в Москве - 4650 руб. В Соотношение цена/качество - 4,88 В Эти шины действительно на голову выше всех остальных, даже самых хороших, в том числе и «Хаккапелиты-2», из нашего прошлогоднего теста. В 13 упражнениях из 18 - самые лучшие результаты. На льдутормозной путь и разгон отличаются от «ближайшего соперника» на 7-8% в лучшую сторону! Боковые сцепные свойства на льду удивительно стабильны: что на грани, что в начавшемся скольжении - отлично! В На снегу и льду разгоняться, тормозить и управлять «о>ольксвагеном», обутым в «Хаку-4», почти так же легко и просто, как на асфальте. В глубоком снегу кажется, что едешь на полноприводном автомобиле. И при этом на асфальте самые лучшие «тормоза»! В Есть лишь небольшие замечания по курсовой устойчивости на асфальте и комфорту. Впрочем, на фоне остальных результатов они кажутся совершенно несущественными. J Очень высокие, хорошо сбалансированные зимние свойства, лучшее торможение на асфаль те, высокая топливная экономичность. Э Пожалуй, недостаточно высок уровень комфорта и небольшие замечания по курсовой устойчиво сти на асфальте.Вместе с автором испытания шин проводили Валерий ПАВЛОВ, Андрей ОБРАЗУМОВ, Евгений ЛАРИН, Антон МИШИН и Антон АНАНЬЕВ. •Редакция благодарит за техническую поддержку толъяттинские фирмы «ВОЛГАШИНТОРГ» и «ПРЕМЬЕРА», шинные компании «ПИРЕЛЛИ», «ГУДЪИР», «НОКИАН», «МИШЛЕН», «КОНТИНЕНТАЛЬ», «БРИДЖТОУН», «КУМХО», «СИБУР-РУССКИЕ ШИНЫ», «АМТЕЛ», «МОСКОВСКИЙ ШИННЫЙ ЗАВОД», «НИЖНЕКАМСКШИНА», а также сотрудников автополигона НТЦ ВАЗа. 146 Зарулем 10/2004