268
АВТОКЛУБКОНКУРСНЕ ВСТАВ СО СТУЛАТДмитрия Красавина из Оленегорска мы награждаем премией в 6000 руб. за развернутый, полноценный ответ на девятнадцатую задачу. Одновременно сообщаем, что компания «Нокиан Тайерс», заинтересовавшись нашим конкурсом, учредила свой приз для победителей, чьи имена будут названы в последних трех номерах ЗР 2004 года. Это комплект зимних шин новой модели Nokian Hakkapeliitta 4. еперь обратимся к задаче, не вытекает, что его обороты та- тарея, в которой одна банка коОна, конечно, не из числа кие же, как на исправной машине, ротко замкнута, а остальные исзаумных - еще при подго- «Бодро» - значит, достаточно бы- правны. Последние могут быть хотовке ее к публикации кто- стро, чтобы обеспечить пуск. Если рошо заряжены (даже с тенденцито из коллег мрачно заметил: бы батарея из шести нормальных ей к перезарядке) - и будут, при «Увидите, большинство скажет, банок «села» вольт до десяти (без напряжении без нагрузки всего что причина плохого пуска - нагрузки), вряд ли она прокручи10,5 В, бодро «крутить» стартер. в дефекте контактной группы вала стартер: с учетом зарядно- Чуть медленней, чем с нормальзамка зажигания!» Как в воду разрядных характеристик такая ной батареей, но это не каждый глядел! Процентов 90 конкурсанбатарея фактически разряжена. заметит. Беда же в том, что в этом тов начинали свои ответы приСовсем по-другому ведет себя ба- случае работающий стартер снимерно так: «Тут все ясно! Автор задачи отправился в магазин за новым замком зажигания!»Вот так, «чисто конкретно»! Забавно ответил нам один из умельцев-мастеров: «Когда лично ко мне приходят с подобными вопросами, я отвечаю, не вставая со стула!» И дальше доходчиво поведал нам о проблемах выключателя зажигания - других с автомобилем вроде и не бывает! Тем, кто звонил в редакцию, диктуя все тот же ответ, мы неизменно задавали встречный вопрос: «А иных неисправностей, которые приводят к такому же результату, назвать не можете?» «Конечно могу!» - следовал ответ и дальше приводился целый перечень причин того, что может нарушить работу системы зажигания. Искра слабая или ее вовсе нет. Почему бы, например, не предположить, что полуубитый стартер потребляет слишком большой ток, а аккумуляторная батарея при этом тоже почтенного возраста, с низкой емкостью? При работе стартера напряжение в сети чрезмерно понижается, что сказывается на работе катушки зажигания. А бывает, что «слаба» и катушка! К тому же часть «высокого» может потеряться ив распределителе зажигания, на высоковольтных проводах. Свечи тоже могут оказаться старыми, «обгоревшими», с увеличенными зазорами между электродами. Вот и запусти мотор! Вчитаемся в условия задачи. Сказано: «стартер... бодро прокручивает коленвал». Но из этогоРисунок Сергея Савиловажает напряжение в сети до 8Ви ниже - и тогда в контактной системе зажигания высокого напряжения недостаточно, чтобы пробить зазоры между электродами свечей. Искра появится в тот миг, когда мы отключим стартер - вот тут-то и пригодится инерция маховика с коленвалом. Реальная жизнь всегда сложней теорий - в результате каких-то накладок подобный пуск редко получается с первой попытки, чаще бывает несколько. Вернемся теперь к ответу, полученному от большинства читателей. Если в положении «стартер» цепь зажигания между контактами 30/1 и 15 почему-либо прерывается (дефект узла), то коленвал прокручивается, а искры нет. При возвращении ключа в положение «зажигание» эта цепь может восстановиться - искра появится. А коленвал, сделав за счет инерции хотя бы один оборот, делает возможным и запуск. Ничего против не имеем. Но одну важную деталь знатоки-читатели отметили: если цепь 30/1-15 прерывается, то в этот момент и приборы на панели перестанут работать, лампочки погаснут. Кое-кто нас прямо упрекнул: забыли, мол, упустили, надо было оговорить в условии задачи! Да нет же, ребята, ничего не упустили. В том-то и фокус, что у человека, предложившего эту задачу, лампочки на щитке не гасли, приборы работали! На его машине закоротило одну банку батареи, а замок зажигания был ни при чем. Одним из немногих, кто ответил достаточно развернуто, полно, оказался Дмитрий Красавин из Оленегорска. Поздравляем его с победой!ЗАДАЧА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯНА ТРЕХ КОЛЕСАХСегодня не повезло! В самой глухомани, куда Федора занесла страсть к охоте, он «нашел» такую ямищу, что сразу лишился обоих левых колес. Полки ободов погнуты, а у переднего еще и борт пробит. Задняя шина - о чудо! - уцелела. Пробовал кого-нибудь остановить, да боязливые местные водители, изредка проезжавшие мимо, и не думали притормозить. Ругая такую жизнь, Федор понял, что надеяться можно только на себя. Достал тяжелый молоток и - благо сам слесарь! обод заднего колеса выправил. Поставил запаску. А что дальше делать? Главное - как накачать бескамерное колесо. Припомнил один способ, с брючным рем-нем. Не вышло. Не тот у Феди калибр - ремень короток. Стал думать дальше, закурил... Помогите же ему, бывалые! Ответ с пиши i кой «Конкурс» отправьте до 20 ноября 2004 года по адресу: 107045, Москва. Селиверстов пер, 10 или по e-mail: exp@zr.ru. Ten. (095) 207-79-84. Укажите полностью паспортные данные, контактный телефон, номер ИНН и страхового свидетельства Государственного пенсионного страхования.268 За рулем 10/2004