154
156
ТЕХНИКАКОНСТРУКЦИИ: АКТИВНЫЙ полный ПРИВОДМИХАИЛ ГЗОВСКИИИНОХОДЦЕВКазалось бы, дополнить существующие полноприводные трансмиссии чем-то новым уже невозможно. Но недаром говорят, что пределов совершенству нет; это выражение особенно актуально в наше время, когда многие системы автомобиля превращаются из пассивных в активные. Недавно компания «Хонда» отрапортовала о начале производства устройства SH-AWD (Super Handling All-Wheel Drive system - полноприводная система с продвинутой управляемостью), о чем мы уже сообщали (ЗР, 2004, № 6). Новинка показалась нам настолько любопытной, что мы решили рассказать о ее устройстве подробно. В отличие от всех известных ныне схем, SH-AWD позволяет распределять крутящий момент не только между задней и передней осями, но и между левым и правым колесами. Без сомнения, эта особенность открывает новую эру в конструировании трансмиссий. Ведь не секрет, что полный привод давно пе-мент между осями и задними колесами в соответствии с сиюсекундной потребностью. На нужную ось он перебрасывает от 30 до 70% момента, на одно из задних колес - от 0 до 100%. Но это уже заслуга «железа», которое соотрестал быть только оружием для борьветствует, если не превосходит электробы с бездорожьем. Более того, сейчас нику по количеству ноу-хау. речь вовсе не об этом - ведь SH-AWD Главные новшества собраны в распопланируют устанавливать на седаны ложенном сзади дифференциале. Пребизнес-класса «Хонда-Легенд» и «Акура- жде всего, это электромагнитные мноRL» (последняя пока существует в качегодисковые сцепления, которые вперстве прототипа), которые за всю свою вые применены в автомобильной прожизнь вряд ли покинут асфальт. Полмышленности. Каждое ведает переданый привод нужен им для придания рачей момента к «своему» заднему колефинированной управляемости и устойсу, правому или левому. Встроенные чивости на высоких скоростях и при электромагнитные катушки изменяют любых погодных условиях. положение сердечника магнита отноЭлектронная составляющая новинсительно его корпуса. Электронный ки включает в себя датчики угла повомозг распоряжается, какой ток подать рота, бокового и углового ускорения, на магнит - тем самым сжимая пакеты скорости вращения колес, оборотов дисков и плавно меняя распределение двигателя и давления воздуха на впускрутящего момента. Оба сцепления ке, передаточного отношения в трансспособны работать независимо друг миссии. Информация от всех датчиков от друга, но, естественно, под общим поступает в компьютер, который в тыуправлением компьютера. Модули сцесячные доли секунды рассчитывает оп«Агрегатоноситель» системы SH-AWD тимальное распределение крутящего прототип новой «Акуры RL» вот-вот запусмомента по колесам. Далее компьютер тят в серийное производство. Под капотом отдает приказ блоку управления дифмашины - V-образный мотор объемом 3,5 ференциалом: тот распределяет мол и мощностью около 300 л. с.154За рулем 8/2004 КОНСТРУКЦИИ: АКТИВНЫЙ ПОЛНЫЙ ПРИВОДпления дополнены собственными планетарными передачами. В тандеме с дифференциалом трудится ускорительный блок, делающий более надежным поведение автомобиля в крутых поворотах. Его миссия принудительное «подкручивание» задних колес в виражах, чем он и отличается от привычных устройств. Не секрет, что в повороте траектория движения внешнего заднего колеса смещается наружу относительно траектории передних колес. Проблема заключается в том, что при традиционной схеме трансмиссии заднее внешнее колесо вращается медленнее передних и тем самым препятствует полноценной передаче мощности. Как результат - ухудшение управляемости и риск заноса. Эту проблемуЗадний дифференциал SH-AWD: 1 - гипоидная передача; 2 - гидравлический привод; 3 - планетарная передача; 4 - сцепление; 5 - соленоид; 6 - планетарная передача; 7 - сцепление; А - ускорительный модуль; Б - блок электромагнитного сцепления.и призван решить ускорительный блок SH-AWD. Во время движения по прямой шестерни планетарной передачи вращаются синхронно с карданным валом скорость передних и задних колес одинакова. Стоит машине войти в поворот, как гидравлический привод посредством еще одного, уже третьего по счету модуля сцепления включаетпланетарную передачу в работу: при этом заднее колесо с нужной стороны «подкручивается» до оптимальной скорости! Примечательно, что электроника отдает приказы, основываясь на информации о стиле вождения. Другими словами, если водитель вводит машину в поворот, держа ногу на педали акселератора, реакция электроники будет совершенно иной в сравнении с ситуацией, когда авто прописывает дугу по инерции или при торможении. Таким образом, SH-AWD позволяет изменять передачу момента, исключая явные проявления недостаточной или избыточной поворачиваемости машины. Пожалуй, здесь можно было бы ставить точку: вышеперечисленных достоинств с лихвой хватит, чтобы убедить «хондовских» боссов быстрее дать новинке путевку в жизнь. Но дабы окончательно доказать полезность SH-AWD, разработчики приводят еще один аргумент. Каждый водитель наверняка чувствовал, как при резком старте машина приседает на корму. В этот момент у полноприводных автомобилей возникает дефицит крутящего момента на колесах задней оси и избыток - на передней. Чтобы этого не происходило, система оборудована датчиком ускорения, фиксирующим момент, когда необходимо перебросить энергию к задней оси. Ну а при спокойной езде момент «уходит» на передние колеса, способствуя более стабильному поведению автомобиля. Похоже, мы становимся свидетелями выведения новой породы полноприводных автомобилей - иноходцев. Думается, конкуренты не будут сидеть без дела ив скором времени представят свои версии активного полного привода. Покупателям остается лишь потирать руки в ожидании новых, все более совершенных автомобилей, делающих вождение приятней и, что самое главное, безопасней... п156За рулем 10/2004