176
177
178
179
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ,ИЗОБРЕТЕНИЯСЕМЬ РАЗ ВКЛЮЧИ Спортивные автомобили становятся все мощнее и быстрее, а вот процесс переключения передач не очень поддается модернизации. С гоночными машинами проще - там давно работают коробки без синхронизаторов с ручным или автоматическим переключением. Но для дорожных машин их характеристики неприемлемы - слишком уж жестко происходит смена передач. Да и трогаться с места на них лучше с пробуксовкой - металлокерамические гоночные сцепления «нежности» не любят. Опытный водитель на обычном автомобиле способен переключить передачудиционнои двухвальнои схемы с гидравлическим приводом и электронным управлением работает в паре с двухдисковым сцеплением. Два диска позволяют уменьшить инерцию и при скромном диаметре справляются с крутящим моментом до 550 Н-м. Специалисты БМВ относят коробку к третьему поколению SMG (Sequential М Getriebe). Первое дебютировало с прошлым БМВМЗ и получило противоречивые оценки у требовательных водителей - не понравилась «задумчивость», хотя переключало передачи не хуже тренированного спортсмена. Второе поколение зарекомендовало себя гораздо лучше, но всеВся автоматика как на ладони. Вверху - гидропривод сцепления.на с контроллером коробки передач высокоскоростной шиной данных. Переключение «вниз» сложнее: автоматика не забывает про «двойной выжим» и «перегазовку». То, о чем современные водители давно не вспоминают. Коробка БМВ-М5 насчитывает 11 базовых программ: шесть ручных и пять автоматических. В ручных варьируются время и «агрессивность» переключений, в автоматических также алгоритм и чувствительность к стилю вождения. Семь ступеней - не прихоть, а вынужденная мера, чтобы выжать из мотора все возможности. Ограниченной электроникой «максималки» - 250 км/ч БМВ-М5 достигает на пятой передаче, две высшие - повышающие. Впрочем, с отключенным электронным «поводком» автомобиль способен развить скорость более 320 км/ч, так что «отвязанному» БМВ шестая и седьмая передачи как раз впору. А в реальных условиях они могут экономить топливо. Почему конструкторы БМВ не пошли по пути «Ауди», предложившей год назад «механику» DSG с двумя сцеплениями, что позволяет переключаться совсем без разрыва потока мощности? У них на это свой ответ: переключения должны быть заметными, иначе пропадет «чувство» спортивного автомобиля, за которое и покупают мощные и дорогие машины. А секрет комфорта, по их мнению, прост: все дело во времени переключения. Если пауза в ускорении меньше 0,1 с или больше 0,25 с, то рывок практически неощутим - это связано с инерцией верхней части тела и головы. Значит, переключаться надо либо еще быстрее, либо медленнее. Честно говоря, верится с трудом. Может, вскоре удастся попробовать?за 0,3-0,4 с, в идеальном случае (и без заботы о механизме) - за 0,15-0,2 с. Быстрее невозможно - дело даже не в способностях человека, а в физике самого процесса: синхронизаторы просто не успевают. Во времена, когда «заряженные» версии серийных машин набирают «сотню с места» за пять секунд, десятые доли становятся более чем весомыми. Не удивительно, что для нового БМВ-М5 с двигателем мощностью свыше 500 л. с. разработали специальную коробку передач. Семиступенчатый агрегат SMG Mk III Drivelogic отличает уникально малое время переключения - 0,065 с. Это втрое быстрее результата гонщика. В чем секрет такого достижения? В конструкции, на первый взгляд, все просто. Семиступенчатая коробка тра176 За рулем 10/2004равно было далеко от идеала. В отличие от предшественников, новый агрегат изначально проектировали исключительно под «автомат». В системе нет механической связи между органами управления и исполнительными механизмами, это позволяет уменьшить время срабатывания. Нажатие рычага на руле или движение селектора на трансмиссионном тоннеле - и процесс переключения запущен. Блок управления посылает сигнал электромагнитным клапанам, и гидропривод с давлением 9 МПа делает свое дело: выжимает сцепление, выбирает передачу, перемещает синхронизаторы, отпускает сцепление. Двигатель подстраивается под этот процесс автоматически, хотя водитель не отпускает педали газа - система управления им связа- кривые тяговой силы ' на передачах . результирующая кривая • кривая сопротивления100150200250 300 350 400 Скорость автомобиля, км/чТяговый баланс для БМВ-М5. Семь передач - минимум! МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛИ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, АНАТОЛИЙ ФОМИНВЫ ВСЕ ЕЩЕ КИПЯТИТЕ?Подача воды=г= Г Т . 11ТГПТГВыход _ обессоленной , воды sajBL. Сетчатая •"•утгрокладка • а Ря * * ^ Пленка '7 а> *'}( а вп>- сбора ^в^ГеодыТогда мы пойдем не к вам, а на современное аккумуляторное производство, где вода превращается в аналог дистиллированной, не нагреваясь до точки кипения. Чтобы не ходить далеко, посмотрим, как решают энергетические и экологические проблемы на заводе ИСТА Украинской национальной аккумуляторной компании, где весь технологический процесс подготовил немецкий партнер «Варта» (Varta). Теплоемкость воды очень велика, и нагреть ее до кипения можно, лишь истратив массу киловатт. А уж чтобы испарить до последней капли - и подавно. Теперь в банках аккумуляторной батареи плещется вода, которую правильнее называть обессоленной. Ее не кипятили, а пропускали через колонки, заполненные так называемыми ионитами - ионообменными смолами. В ходе довольно сложных физико-химических процессов ионы металлов (именно они недопустимы в будущем электролите) связываются с гранулами фильтрующей набивки, а на выходеполучается вода, по свойствам идентичная дистиллированной. На ИСТА она проходит двухступенчатую очистку, в результате чего удельная проводимость не превышает 10 мкСим/м. Но куда деваются вредные ионы? Как только датчики на выходе фильтров зарегистрируют повышение электропроводности воды сверх определенного уровня, поток переключают на другие колонки, а насыщенные солями иониты направляют на регенерацию. «На крут» обессоливание примерно впятеро дешевле дистилляции! Итак, цикл замкнулся, но надо еще утилизировать старые батареи. По всей Украине уже организован их прием, в том числе от частных лиц. Доллар, который можно получить за одну батарею, - деньги, конечно, небольшие, но и хлопот нет - адреса пунктов вторсырья и режим их работы всем известны. Не случайно батареи ИСТА «Оберон Голд» заняли место под капотами новеньких «опелей-астра» - немцы ценят не только качество, но и экологическое самосознание поставщиков.Фильтрующая 31 мембрана ^— -\ ^ - 'Фильтрующий элемент в разрезе. Вода, просачиваясь сквозь мембраны, очищается от солей и стекает вдоль собирающей пленки к центральному коллектору.Эти разнокалиберные батареи, собранные по всей Украине, сегодня еще просто хлам, но завтра обретут вторую жизнь. На правах рекламыЕсли FORD, то в РОЛЬФе!www.rolf.ru• широкий выбор а/м в наличии уникальные условия • приобретения а/м в кредит • полный спектр дополнительных услугподаркиЕ жедневно• гфвдпожвниедойетвмиггельмоп ри заказе'специальные цены действуют до 31.12. 2004т ест— д райвыд илерскихц ентрахР ОЛЬФр31 1004РОЛЬФFordРОЛЬФ-ХИМКИМО, г. Химки, 22-й км. Ленинградского шоссе Автосалон: (095) 788-78-88 Сервис: (095) 788-11 -99РОЛЬФ-ЦЕНТРМосква 2-й Магистральный тупик, 5А Автосалон: (095) 755-85-85 Сервис: (095) 785-19-51РОЛЬФ-КАРЛАИНСанкт-Петербург Витебский проспект, 17/6 Автосалон: (812) 32-000-10 Сервис: (812) 32-000-12Надежен. Создан для жизниЗа рулем 10/2004 177 НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ,ИЗОБРЕТЕНИЯНЕТ НИЧЕГО ПОСТОЯННОГОПеременной скоро станет и такая традиционная константа, как степень сжатия. В принципе, это не новость: фирма СААБ несколько лет тому назад показала прототип мотора с отклонявшимся блоком цилиндров. В двигателе же, предложенном и испытанном фирмой «FEV Моторентехник» из Аахена, коленчатый вал может не только вращаться, но и смещаться вверх-вниз. Зачем это нужно? Известно, что для достижения максимального КПД двигатели работают на грани возникновения детонации. А грань эта сильно зависит от режима. При полной нагрузке, даПринцип передачи крутящего момента от плавающего коленвала к неподвижному валу коробки передач. Роль «поводков» в реальности выполняют эксцентриковые шайбы, но сути дела это не меняет.еще с турбонаддувом, критичной может стать и степень сжатия 8:1. А вот на режиме частичной нагрузки вполне допустимым оказывается куда большее значение вплоть до 15:1. Обычно границу детонации отодвигают, смещая момент зажигания - сегодня электроника умеет это делать мгновенно ив широких пределах. Вот только уменьшение опережения приводит к снижению КПД, напрочь убивающему весь выигрыш от высокой степени сжатия. Выход в изменении объема, остающегося над поршнем в верхней мертвой точке. «FEV Моторентехник» предложила устройство VCR (Variable Compression Ratio), в котором коренные подшипники коленвала установлены на специальных эксцентриках. Последние могут поворачиваться взад-вперед, перемещая тем самым ось вращения коленчатого вала вверх или вниз. Есть, правда, одна проблема: коробка передач укреплена жестко. Как же передать на нее крутящий момент от плавающего коленвала? Для этого создали подвижные «поводки», благодаря которым удается передавать вращение, несмотря на взаимное смещение осей входного и выходного валов (см. рис.). Главное - вся эта механика размещается в маховике, а эксцентрики - внутри обычного блока цилиндров и картера.Схематический разрез двигателя с системой VCR.Идея прошла проверку на 1,8-литровом двигателе «Ауди-ТТ». Степень сжатия варьировали от 8:1 до 16:1. Управляющий электромотор обеспечил переход между этими значениями в течение ОД с вниз и 0,3 с вверх (в последнем случае он «боролся» с давлением газов в цилиндрах). Экспериментальный двигатель наработал в автомобиле без проблем 1200 часов. Расход топлива после включения системы снижался на 8-9%, а увеличение стоимости такого мотора по сравнению с обычным оценивают всего в 300 евро.ПЕРЕВОРОТА НЕ БУДЕТ!Страшное сообщение на этот раз пришло из Австрии: автобус с 48 туристами упал с 30-метрового обрыва, несколько раз перевернувшись. Погибли пять человек. Трагедия! Но ведь всего пять - скажет кто-то. Да, это результат того, что безопасность автобусов постоянно совершенствуется. Пассажирские кресла оборудовали ремнями безопасности, но они не спасли бы людей, если бы не выдержал и «сложился» кузов. Сегодня испытания автобусов опрокидыванием предписаны европейскими нормами ECE-R 66, хотя некоторые производители, например «Евобус» (дочерняя фирма «Мерседес-Бенц»), сами проделывали это уже с начала 1980-х. Однако лучше, конечно, не переворачиваться вовсе. Туг веское слово за системами активной безопасности. Скажем, систему стабилизации ESP в легковых автомобилях применяют дав178 За рулем 10/2004но, но просто перенести ее в автобус не удавалось. Во-первых, у него заднемоторная компоновка, во-вторых, подвески ради комфорта сделаны предельно мягкими и, в-третьих, у автобуса огромные передний и задний свесы. Но вот сейчас фирма «Евобус» все же решила ввести ESP в качестве серийного оснащения моделей «Мерседес-Бенц Травего» и «Сетра Комфорт-класс 400». Еще одна система отслеживает положение автобуса на полосе движения. Подобные устройства уже ставили на грузовики, где они предупреждали водителя об опасности «барабанной дробью». Но в автобусе полно пассажиров! Их-то зачем пугать? Поэтому в сиденье водителя вмонтировали вибраторы: свои ошибки шофер ощущает... пятой точкой. А чтобы избежать лишних срабатываний, сигнализация активируется лишь при скорости выше 80 км/ч и при отключенных указателях поворота.НАвтобус без системы стабилизации сейчас лег бы набок, не будь на нем страховочного пятого колеса.Здесь роль «подпорки» играет электроника ESP. МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛИ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, АНАТОЛИЙ ФОМИНСпециалисты лаборатории активной безопасности концерна «ДаймлерКрайслер» во главе с Гансом-Георгом Метцлером задумали заглянуть в... черепную коробку и выяснить, что же происходит в критические моменты в мозгу водителя? Для этого параллельно цифровой видеокамере, регистрирующей все события на дороге, подключили электроэнцефалограф - прибор, записывающий электрическую активность участков мозга. Обе картинки свели на мониторе ноутбука, получив захватывающий «фильм ужасов», главный герой которого. .. стресс. Испытатели наездили с приборами и датчиками немало километров, побывали в разных дорожных ситуациях. Вот одна из самых безобидных. Осень, дождь, вы на своей машине едете в левом скоростном ряду автобана, как вдруг водитель автомобиля, спокойно ехавшего впереди, вклинивается перед вами, опасно сокращая дистанцию. Тормоз! И... безмятежная зеленая окраска вашего мозга сразу сме-По данным лаборатории, «шлем» на голове водителя не вызывает у него неприятных эмоций.няется тревожным красным полем максимальной активности. Представляете, насколько такие встряски сокраща-ют жизнь? А стоят ли несколько минут, сэкономленных в пути, тех потерь, которые понесет ваш (и не только!) мозг?На правах рекламыGilletteч^>SLJ%JJкПолные правила акции по бесплатной «горячей линии» 8 800 2004 404 и на сайте www.gilletteseries.ru