172
ТЕХНИКААВТОБУС «БОГДАН»ПУТЬ САМУРАЯНа Украине теперь целых три автобусных завода. Львовский, бывший флагман автобусостроения в СССР, молодой Бориспольский, под Киевом, и в Черкассах - реконструированный из авторемонтного, где чинили ПАЗы. Черкасским автобусам, кроме индекса, дали собственное имя - «Богдан», в честь гетмана Хмельницкого, заключившего военно-политический союз с Россией. Это единственный в СНГ автобус, собираемый из японских, от грузовика «Исудзу», узлов и агрегатов. На Украине таких работает более 3000, а теперь они появились ив Москве, заполнив пустующую нишу между «Газелью» и ПАЗом. Еще в конце 30-х годов «Исудзу» приобрела лицензии на производство двигателей МАН и «Дойц». Тогда на их основе в первую очередь для армейских грузовиков разработали собственные моторы воздушного охлаждения. Ныне выпускают автомобильные дизели от рядной 2,5-литровой «четверки» до V10 объемом 30,4 литра! На «богданы» А-092 для России ставят мотор объемом 4,75 лс турбонаддувом и интеркулером, мощностью 146 л. с. при 2300 об/мин и крутящим моментом 470 Н.м при 1500 об/мин, соответствующий нормам Евро III. Японцы разработали его для грузовиков «Эльф». Чугунные головка и блок, нижний расНИКОЛАИ МОРДОВЦЕВпредвал со штангами в приводе, сухие тонкостенные гильзы. Привод распредвала, насоса ГУР, рядного ТНВД (никаких ремней, насосфорсунок и «коммон рейла») - шестернями со стороны маховика. Из особенностей конструкции разве что общий, в одной отливке, корпус крышек коренных подшипников, придающий особую жесткость блоку, и шатуны с крышками на четырех болтах. В Черкассах двигатель оснастили компрессором. Пневмосистема простейшая: силикагелевый осушитель, пара ресиверов, приводы открывания дверей и пневмобаллоны, работающие вместе с рессорами задней подвески. Однако тормоза остались гидравлическими с вакуумным усилителем, спрятанным под панелью приборов. «Эльф» - существо бескапотное, и «Богдану» очень кстати пришлось его четкое тросовое управление шестиступенчатой синхронизированной коробкой. Интересно, что стояночный барабанный тормоз смонтирован по старинке, на вторичном валу коробки. Задний мост с одинарной гипоидной главной передачей, поэтому не гудит, как редукторный на «Икарусе». Кстати, колеса в 17,5 дюйма к ступицам заднего моста крепятся футорками и гайками. Крепеж, проклятый не одним поколением наших водителей, еще жив в Японии.Проектировали «Богдана» украинские специалисты из бывшего львовского НИИавтобусостроения. Автобус, как и корабль, начинает свою жизнь на стапеле, иначе геометрию каркаса кузова не выдержать. Ферму сваривают из прямоугольных труб, потом фосфатируют и грунтуют. Передняя и задняя панели и многие другие детали - из стеклопластика. Бока, крышу, ступени, арки колес делают из стального листа с двусторонней оцинковкой. Способ крепления - сначала клей, дополнительно сварка или клепка, далее грунтование, окраска и обработка мастиками низа и ферм изнутри. Заниженный пол в проходе и небольшие колеса позволили обойтись лишь двумя ступеньками: украинские бабушки такой компоновкой довольны. Оаальное зависит от заказанного исполнения: городской автобус, пригородный или туристический. Разные по уровню комфорта сиденья и другиестекла.Городским положены простые с резиновым уплотнителем, туристическому - тонированные вклеенные. Нашим перевозчикам понравится низкий расход дизтоплива - 18-22 литра на сотню и солидный ресурс агрегатов. Говорят, моторы А-091 способны ходить по миллиону, пока удалось посмотреть только двигатели с пробегом 400 тысяч. Сухие, без следов подтекания масла и клубов дыма из трубы, с хорошей мощностью и небольшим расходом топлива. Работают, как и все японцы, целеустремленно, с максимальной отдачей и минимальным «отпуском» на ремонт. •172За рулем 10/2004