252
253
254
ГРУЗОВИКИ | ЭКОТРАНСПОРТБЕЗ ШУМА И ДЫМАГоворят, в Москве появятся автобусы на электротяге. А кое-где подобные машины возят пассажиров уже лет сорок, но до сих пор исчисляются не тысячами – лишь десятками. Тому есть причины,поясняет Алексей Воробьев‑Обухов.При всем разнообразии конструкций у экологически чистыхавтобусов есть общее – колеса,приводимые в движение электромоторами. Но откуда берется ток?В зависимости от его источника придуманы разные названия таких машин:электробус, капабус, автобус на топливных элементах. С первым все ясно: подполом спрятаны мощные аккумуляторные батареи, которые долго заряжаются и недолго везут. В капабусах(от англ. сapacitor – конденсатор) электричество накапливается в так называемых супер- или ультраконденсаторах.Они и вовсе спринтеры, а не стайеры,зато пополнить заряд можно оченьбыстро, чуть ли не на каждой остановке, пока пассажиры входят иливыходят.Сегодня самый эффективный вариант – автобус на топливных элементах.Здесь хранят не электричество, а водород для его выработки прямо на борту.Чтобы не повторять каждый раз стольдлинное определение, назовем такиемашины водоробусами. Пробег у нихвполне приличный, проблему составляет инфраструктура для заправки:чтобы закачать в баллоны на крышедостаточное количество самого легкогогаза, его приходится сжимать до чудовищных давлений (250–700 бар!)либо сжижать при не менее пугающем  Электробус «Мерседес-Бенц ОЕ 302» приступил к перевозкам в 1969 году. Батареитогда были только свинцовые, из-за ихогромного веса (3,5 т) количество мест уменьшилось со 110 до 65. Электричества хваталона пару часов или 40–50 км пробега. Поэтомув дополнение к 200‑сильному электромоторуна машину поставили запасной 65‑сильныйдизель (сейчас сказали бы – range extender,продлеватель пробега). Его обычно заводили,когда автобус выезжал за пределы центраМюнхена, где на диковинке могли покататьсягости Олимпиады 1972 года.252 За рулем 05/2012252-(1_2G)-254_Elektrobus.indd 25205.04.2012 15:47:48   Итальянский электробус «ТехнобусГулливер» попал в объектив в канадском Квебеке, но еще шесть сотен егособратьев бегают в Англии, Франции,Германии, Италии (само собой),Португалии и Испании. Хотя, скорее,не бегают, а ходят – максимальная скорость у них 33 км/ч. «Гулливер» не стольвелик, как можно было бы подумать, –его длина всего 5 м. При этом в салонвлезает до 22 человек. Масса электробуса солидная – целых 6 т!  В Лондоне прокатиться в водоробусе совсем не сложно, их довольно много на линияхв центре города. Машины здесь разных фирм, эта выпущена компанией «Райтбас», а ее фотопривлекло нас тем, что на нем очень хорошо видны огромные баллоны для водорода, размещенные на крыше.На правах рекламы252-(1_2G)-254_Elektrobus.indd 25305.04.2012 15:47:50 | ЭКОТРАНСПОРТ   Водоробус «Форд Е‑450 Н2ICE» появилсяв 2005 году и представляет собой как разто исключение из правил: водород сгораетв десяти цилиндрах 6,8‑литрового 188‑сильного двигателя «Тритон». Запас хода бездозаправки – около 240 км. Такие машинывыпускаются небольшими партиями и перево­зят, в том числе, школьников по дорогам СШАи Канады.  Это тоже водоробус, хотя и гусеничный.Фирма «Вентури» сделала свой концепт«Антарктика» для использования на научнойстанции «Принцесса Элизабет» при температурах до –50 °C. Весит машина 1200 кг, везеттонну живого веса на расстояние до 150 кмсо скоростью до 40 км/ч. Управление двумябортовыми электромоторами идет по проводам(система Drive by Wire).  Необычный автопоезд обнаружился в Канаде. В прицепе дополнительные аккумуляторы, что позволяет увеличить запас хода, не уменьшаяколичества мест в самом автобусе. Существует и версия с прицепнымдизель-генератором. Оригинально!  В Дрездене, если повезет, можно увидеть «АутоТрамБус» – капабус, по нашейклассификации. Его конденсаторы заряжаются током в 1000 А при напряжении700 В за 30–60 с от обычной контактной сети.Главное – правильно составить маршрут, чтобывовремя успеть подключиться к проводам.холоде (–250 °C). Баллоны в этом случае устроены наподобие термоса; расходовать водород нужно быстро, иначеон по мере прогрева станет стравливаться через предохранительныйклапан и баллон потихоньку опустеет.Но рейсовый автобус, как правило,на месте долго не стоит.Отметим, что именно из-за летучести водорода баллоны с ним размещают обычно на крыше: случисьутечка, газ уйдет в небо.Для полноты картины добавимеще одну экзотическую особенностьводоробуса: газ можно не превращатьв ток, а просто сжигать в цилиндрахДВС. Электромотора тут, понятноедело, нет, но с экологией все в порядке,так что для рубрики «Экотранспорт»такой водоробус тоже подходит.254 За рулем 05/2012252-(1_2G)-254_Elektrobus.indd 25405.04.2012 15:47:52