168
169
170
ТРИБОТЕХНИЧЕСКИЕ СОСТАВЫКОМПОНЕНТЫ | ЭКСПЕРТИЗАСПАСТИ РЯДОВОГО ВКЛАДЫШАПропало давление масла… Вызывать эвакуатор, цепляться на «галстук» или пытаться доползтидо сервиса самому? И могут ли помочь при этом особые снадобья, добавляемые к маслу? РазбираютсяМихаил Колодочкин и Александр Шабанов.Резкое падение давления смертельно опасно и для людей,и для моторов. Конечно,мотор реанимировать намногопроще – были бы время и деньги.Но лампочка аварийного давлениямасла необязательно загорится напротив мастерской – как назло, вспыхнетна захолустной проселочной дорожке.Цивилизация далеко, помощи ждатьне приходится… Можно ли предусмотреть в этом сценарии вариант спасения?АКИ ПОСУХУ!Задача – помочь автомобилю, лишившемуся моторного масла, проползтикак можно дальше. Спекуляций на этутему, к сожалению, предостаточно –кто-то где-то проезжал с горящей лампочкой чуть ли не тысячи километров.Но нам сейчас не до шуток.Как долго держатся без маславазовские «пятерки», мы уже проверяли (ЗР, 2008, № 1). Проводилии стендовые испытания (ЗР, 2009,№ 5). Ясно стало одно: двигатели, которые были предварительно обработаны,вели себя не так, как обычные. Скажемсразу: о присадках к маслу речь не идет!Использованные препараты называются иначе: триботехнические составы.Отличие от присадок в том, что этисоставы не предназначены для изменения свойств масел (в отличие от обычных присадок): они влияют на состо­яние и свойства рабочих поверхностейузлов трения двигателя – подшипниковколенчатого вала, цилиндров, поршней,поршневых колец.Но ведь именно эти деталии страдают в случае внезапной потеридавления масла в двигателе! Неужелиантифрикционные и противозадирные свойства, которыми наделяютузлы трения двигателя эти составы,настолько мощны, что позволят моторуобойтись без масла? Как долго? В какихрежимах? Вот это и проверим.равные условия работы препаратов.Значит, исходное масло, режимы работыи, главное, исходное состояние моторовдолжны быть одинаковыми. А как этообеспечить? Ведь, по условиям испытаний, моторы в итоге должны умереть!Итак, шесть моторов – пять после обработки и один чистый, безо всяких препаратов, в качестве контрольного. Жабадушит, но надо!Идентичные вазовские полутора­литровые двигатели, прошедшиекапиталку на первый ремонтный размер. Все детали – одних и тех же фирми даже из одних партий поставки.Ритуальные жертвы готовы, начинаемпляски вокруг стенда.ПЯТЬ ЭЛИКСИРОВ – ШЕСТЬЖЕРТВРИТУАЛ ЗАКЛАНИЯПрепаратов, которые декларировалирезкое повышение износостойкости двигателя (читай: возможностьаварийной эксплуатации мотора),набралось пять: российские OSNOVA,«Супротек-Люкс», «Реагент‑3000»(он же «Reагент‑3000»), «Эконовит»и немецко-российский «НАНО МоторRefit SET KFZ» (в дальнейшем –Nanoprof).Теперь о грустном… Для чистотыэксперимента требовалось обеспечитьХмурые жрецы в спецовках по одномутащили упирающиеся моторы на стенд.Сначала контрольный, он послужитточкой отсчета. Но ведь мотор свеженький, после ремонта, негуманно сразуего убивать. Проведем двадцатичасовой цикл обкатки – как доктор с АВТОВАЗа прописал: начиная с холостыхи заканчивая приличными нагрузками.Через два часа после старта снялиначальные характеристики, после два­дцати часов работы – итоговые. Заоднооценили, насколько влияет обкатка168 За рулем 05/2012168-170(1_3V)_Prisadki.indd 16805.04.2012 13:27:27 дали похожие результаты; неплоховыступил «Реагент‑3000». Обычнаядобросовестная обкатка контрольногомотора тоже улучшила его показатели,но куда более скромно. Вот вам пищадля размышлений на тему: «Обкатывать или не обкатывать, а если обкатывать, то как?». Сводные результаты –на рисунках.Впрочем, мы отвлеклись от ритуала…На правах рекламына мощность и расход топлива. Этотоже интересная информация.Потом, под бубны шаманов, началось убийство. Двигатель прогрели,остановили, слили масло, а потомпустили снова. Постепенно увеличиваем обороты. 800 об/мин – триминуты выдержки в режиме, давление масла – ноль, полет нормальный.1500 об/мин – три минуты, полет нормальный… 2000 об/мин – три минутывыдержки, из мотора наконец послышались какие-то неприличные звуки…2500 об/мин – сорок секунд, и моторумирая, глохнет. Жрецы зазвенелиключами – жертва вскрыта. Причинасмерти – задир среднего коренногоподшипника с проворотом вкладышей.Следующие экземпляры подверг­лись аналогичной пытке. Но последвухчасовой обкатки по тому же циклу,что и контрольный, их обработали препаратами – каждый своим. С точнымсоблюдением инструкций разработчиков. Где-то они просты – влил и по­ехал,где-то потребовалось влить двебутылки, поменяв в промежутке масло.«Реагент‑3000» вообще попросил триобработки.Сравнили характеристики моторов до и после обработки. Так помимоубиения мы получили важную информацию о влиянии составов на качествообкатки моторов. Сразу скажем: всепрепараты в той или иной степениподняли показатели после обкатки.«Супротек-Люкс» снизил расходтоплива примерно на 7%, поднял мощность на 3,5%. «Эконовит» и NanoprofКОРОЧЕ, ВСЕ УМЕРЛИУмирали они по-разному. Контрольный мотор еле дополз до 2500 об/мин,  зато все двигатели, обработанныесоставами, жили аж до 4000! Первымсдался испытуемый, отведавший средства OSNOVA, – без масла его хватило на 21 минуту, из которых две онработал на 4000 об/мин. Следующимпогиб движок с «Реагентом‑3000»:34 минуты, из них 16 пришлосьна высокие обороты. «Эконовит»и Nanoprof выступили похоже: первыйдал двигателю медленно и печальноумереть на 42‑й минуте пытки, второй – на 40‑й. А защиты «СупротекЛюкс» хватило на час работы безмасла, из которых 42 минуты моторкрутился на 4000 об/мин!При вскрытии мы нашли на шейках явные следы перегрева – еще бы!У всех причиной выхода из строя сталпроворот шатунного вкладыша. А воткольца, цилиндры, поршни целы – хотьсразу снова ставь в мотор, заливаймасло и поезжай дальше!Жертвы были явно не напрасны.5 место4 местоНанокондиционер металла и маслаOSNOVA, РоссияЗащитно-восстановительный комплекс«Реагент‑3000», РоссияОриентировочная стоимостьобработки – 400 руб.Единственныйпрепарат, в чьемописании есть слово«присадка». Оченьумное и не слишкомпонятное описаниепринципа работы.Производителисразу открестилисьот наличия в составевсякой бяки – фтор­углеродов, хлорпа­рафинов, графитаи порошков металлов. В описании прямозаявлена защита от износа и профилак­тика задиров – то, что нам надо! Недорого, но трение снижает,от задиров защищает… …правда, не очень сильно!Ориентировочная стоимостьобработки – 1200 руб.Судя по описанию, жуткаясмесь искусственных и при­родных минералов, солейи других соединений метал­лов, всяких кислот, каучу­ков, полиамидов и… серы!Вся органическая и неорга­ническая химия присутствуетв виде одного «ноу-хау»и разлита в три бутылки этогосостава. Защита от износав описании заявлена на первом месте –значит, это наш клиент! Эффект увидели, причем за сравни­тельно небольшую плату. Три обработки со сменой масла –сложновато. И сера в составе насто­раживает: нынче ее из масел гонят,и не зря!168-170(1_3V)_Prisadki.indd 16905.04.2012 13:27:30 | ЭКСПЕРТИЗАТРИБОТЕХНИЧЕСКИЕ СОСТАВЫ3 место2 место1 местоНанозащита двигателя  «Nanoprof Мотор Refit KFZ», ГерманияНанотехнологический продукт«Эконовит», РоссияСмазочная композиция  «Супротек-Люкс 100», РоссияОриентировочная стоимость обработки –3100 руб.Куда же без нанотехнологий! Составправильный, понятный –нанопорошки твердыхчастиц с протекторомиз специального графита.Умиление вызвали заявленные эффекты: ресурсдвигателя увеличиваетсяровно на 94%, ни большени меньше! А без масла можно проехатьцелых 5,6 км (и не пытайтесь протянутьхотя бы 6 км…). Неплохая эффективность по всемпараметрам. Очень недешево.Ориентировочная стоимость обработки –2000 руб.По составу оченьпохож на предыдущий, немецкий препарат. Да и работаетпо всем параметрампохоже. Зато дешевлев полтора раза!А по качеству упаковки и подробностиинструкции равныхему нет. Даже ручкув подарок дали! Понятная и познавательная инструкция, красивая упаковка, при этомформа подтверждает содержание. Не обнаружили.Ориентировочная стоимость обработки –2400 руб.Препарат знаком по прошлым испытаниям, так чтовысокому результату не удивились. Состав не указан,но главное – как работает!Час без масла в серьезномрежиме – это сильно. Ценаобработки вполне реальная – не дешево, но с учетомполучаемых плюсов гуманно. Лучший результат по защите двигателяпри аварии системы смазывания однозначно вывел средство в лидеры. Двукратная обработка со сменой масла –хлопотно. Кому-то для этого понадобитсяпомощь.постарайтесь аккуратно, без резкихперегазовок (желательно на пустоймашине) выползти из леса или кудавас там занесло. Порой так спасаютне только мотор – собственную жизнь.Кстати, совет: мотор лучшене глушить! Сильно разогретые безмасляного охлаждения поверхностиподшипников при остановке могутсхватиться и потом, при пуске, проворот вкладышей неизбежен. Вот тогдабез эвакуатора точно не обойдешься.А лучше не попадать в такую ситуацию, чего вам искренне желаем!ДОКТОР РЕКОМЕНДУЕТ?Вскрытие показало, что обработка препаратами моторам не повредила. Болеетого, те поверхности деталей, которыепритираются в процессе приработки,у контрольного двигателя смотрелисьпохуже. Да и характеристики моторовпосле обкатки подтвердили это.Выходит, применение хорошихтриботехнических составов (повторяем, не присадок!) мотору на пользу.И в аварийной ситуации защитаповерхностей трения, усиливаемаяэтими составами, способна реальнопомочь.Пересчитывать моточасы в километры пробега не стали специально –слишком много случайных факторов.Понятно и то, что в аварийной ситуациине следует выкручивать мотор до предела возможностей защиты. Поэтому,случись описанная выше неприятность,ДО ИЛИ ПОСЛЕ? ЗАЛИВАТЬ ИЛИ НЕТ?Заливать спасительные снадобья, обнаружив под автомобилем масляную лужу, абсолютнобесполезно. Мотор надо обрабатывать только заранее (это достаточно длительная процедура).То есть испытанные средства являются профилактическими, а не реанимационными.А нужно ли вообще пользоваться чем-то подобным? Вопрос скорее политический, нежелитехнический. Ни один автопроизводитель ничего подобного не рекомендует, та же реакцияу производителей масел. Но, повторяем, никакого вреда от современных качественных трибо­технических составов мы не заметили, а вот польза от них вполне реальна. Поэтому четкогоответа «да» или «нет» не существует: все зависит от условий эксплуатации и обслуживаниямашины. Тем, кто колесит на гарантийных авто по городу и автострадам, наверное, незачемперестраховываться. Тому же, кто любит забраться на рыбалку куда подальше, стоит ознакомиться с результатом исследований повнимательнее.*Звездочками отмечено время наработки и режимы,в которых происходил отказ двигателей.  Так умирали моторы, работающие без масла.%  Изменение параметров двигателей после обработки(для контрольного – после обкатки).170 За рулем 05/2012168-170(1_3V)_Prisadki.indd 17005.04.2012 13:27:32