148
149
150
151
РУКИВАЗ‑21099АВТОРЫНОК | ВТОРЫЕВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МЕЧТАВторичный авторынок в нашей стране делится на две части: иномарки и продукция Волжскогоавтозавода. Об одном из самых коммерчески успешных изделий отечественной половины рассказываетМаксим Приходько. Фото Константина Якубова.Спросите любого, чья юностьпришлась на конец 1980‑х –начало 1990-х, о каком авто‑мобиле тогда мечтали, и вамответят: «О «девятке»!». В данномслучае это собирательный образ всегопереднеприводного семейства, ибожеланной была не только «девятка»,но и «восьмерка» (почти купе!),а еще, как апофеоз тогдашнего автобытия, ВАЗ‑21099 цвета «мокрыйасфальт». Это машины, о которых гре‑зил любой житель страны, даже есливодительских прав у него еще не было.Диспут на тему: «Чем длинное крылолучше короткого» – мог собиратькинозалы, а чтобы стать обладателемсупердефицитного «Спутника» (такименовалось все семейство) в обходочереди, с легкостью расставалисьс однокомнатными квартирами!Уйдя из разряда дрим-каров,«восьмерки» и «девятки» до сих пор  И в западной автопрессе можно былопрочитать, что собой представляет советскийдрим-кар.в цене и строю в силу надежной кон‑струкции, обилия запчастей и хорошихездовых качеств. Помимо авто, про‑изведенных для внутреннего рынка,все еще можно найти реэкспортныеварианты, чьи первые 50 000 кэмэбыли накатаны по дорогам Германии,Франции или Румынии. Эпизодическивсплывает даже такая экзотика, какмашины с правым расположениемруля, кабриолеты, а также экземпляры,собранные в Финляндии.При большом везении отыщетеполноприводную версию ВАЗ‑21099 –«Лада-Виктори» с начинкойот «Фольксвагена-Гольф Синкро».Впрочем, легче сказочную тыквувырастить до размеров 43‑литровогобензобака, чем найти такую «Золушку»в приличном состоянии. Из всего раз‑нообразия кузовов более всего ценилсяседан, а потому 99‑я – самый ходовойтовар на вторичном рынке.148 За рулем 05/2012148-151(1_3V+1_2G)_Vaz 2109.indd 14805.04.2012 13:26:41 На правах рекламы  Щиток приборов высокой панели неплохо смотрится по сей день. Впрочем, при хвате руля«без десяти два» часть показаний не видна.  Последний гвоздь в крышку, не иначе.  Покупая возрастной автомобиль, померьтеСамый радикальный способ заставить замолприбором толщину краски. В нашем случаечать «поющую» высокую панель.неперекрашенной оказалась лишь крыша.ФИНПЛАНРазброс цен – от 30 000 рублейза откровенный хлам до 250 000 за автопоследних лет выпуска в оригиналеи без всякого намека на тюнинг.Кстати, о доводке: именно первойволне отечественного переднего при‑вода Россия обязана расцветом про‑изводства всевозможных автомобиль‑ных аксессуаров различной степениполезности. Вот почему такие машинысегодня охотно покупают и для того,чтобы превратить их в околоспортив‑ные болиды.Еще один секрет популярности –доступность запчастей, что позволяетвосстановить крайне потрепанныйавтомобиль за весьма скромную (дажена фоне других бюджетников) цену.Судите сами: наружная панель боко‑вины – 2200 рублей, аналогичнаядеталь для «Нексии» – 10 860. Капотдля 99‑й – 1980 рэ, владельцам «Дэу»придется выложить 8400. Удивительно,но зачастую весьма крупные желе‑зяки стоят ощутимо меньше, чем выотдадите за их последующую окраску.Да что кузовщина, новый карбюра‑торный мотор на ВАЗ‑21099 в сборекупите за 35 400 рублей!148-151(1_3V+1_2G)_Vaz 2109.indd 149МОТОР-ХОУМУвы, тут похвастаться нечем. Дизель‑ные варианты хотя и обкатыва‑лись заводом, в серию не пошли.Под капотом у 99‑й были и остаютсябензиновые моторы, в основноймассе – объемом 1,3 и 1,5 л; оченьредко, но встречается экспортный 1,1 л.Изменения коснулись лишь системыпитания: карбюратор сменился впрыс­ком. Такое однообразие разбавляютмашины с роторно-поршневым двига‑телем, однако сыскать их можно толькона рынках Тольятти. Техноаскетизмпрослеживается и в коробках передач:только механика.В деле ремонта моторов и обслу‑живания машины накоплен гигантскийопыт, который позволяет чинить автов сервисах от Калининграда до УланУдэ. Проблемы могут возникнуть лишьиз-за отсутствия кое-каких запчастей,но не дефицита технических специали‑стов. Перетряхнуть всю подвеску тожене составит большого труда, благов номенклатуре семь-восемь произво‑дителей для каждой группы товаров.Существенный минус этого изоби‑лия – сомнительное порой качествокомплектующих. Впрочем, нарваться05.04.2012 13:26:43 РУКИ| ВТОРЫЕВАЗ‑21099НАША СПРАВКА  Эта машина обута в 14‑дюймовые колеса(в стандарте – на дюйм меньше). Тормозныедиски (3800 рублей за пару) от «двенашки».Еще из неформата – дверные ручки по цене1600 рублей.на контрафакт может владелец любогоавтомобиля.Ознакомительная часть экскурсиипо советской автомобильной мечтеподошла к концу. Для практическойработы мы присмотрели инжекторныйВАЗ‑21099 выпуска 2002 года с пробе‑гом 97 000 км – по цене 185 000 рублей.РАПСОДИЯ № 448Так назывался чудный оттенок краскисинего цвета, которой неоднократнопокрыт весь кузов. В самом деле,за десять лет жизни машины краскуне раз подновляли, дабы авто могловсякий день выказывать бодрый види молодецкую стать. Капот, передниекрылья и две двери несут на себе слоикраски, нанесенные явно не в завод‑ских условиях. Самый толстый слой –на заднем левом крыле: 260 мк. Этонаверняка ретушь следов давнего ДТП.Прочий разброс, скорее всего, свиде‑тельствует о борьбе со ржавчиной. Ееочаги видны невооруженным глазом,но сквозных дыр пока ждать не стоит.Боковые повторители поворот‑ников явно неродные – белого цвета.Других претензий к внешности нет,за исключением глухой тонировкизадних стекол. Впрочем, попробуйтенайти эту модель без такой опции!То же самое можно сказать о головномсвете: он ксеноновый. Хорошо это илиплохо, вам расскажут на техосмотре.Салон. Это сегодня так называемаявысокая панель не вызывает никакихэмоций, а 20 лет назад люди делилисьна два противоположных лагеря: сто‑ронники восхваляли наличие в нейтахометра и верхнее, более удобноерасположение магнитолы. Противникиговорили, что у низкой панели лучшеработают воздуховоды. Внутренниескрипы обоих вариантов завод не побе‑дил до конца выпуска, так что нынеш‑ний владелец просто скрепил отдель‑ные части саморезами. Неэстетично,зато тихо. Обивка потолка не проку‑рена – тоже большой плюс. Да и сиде‑нья весьма опрятные.Открыв капот, увидели спортивножелтого цвета трубу-растяжку междупередними стойками. Замер компрес‑сии в цилиндрах показал, что двига‑тель добрый, ходовая тоже в норме.До смены ремня ГРМ еще тысячдвадцать километров – значит, допол‑нительных трат пока не предвидится.Заметим, что это первый автомобильв нашей рубрике, при осмотре которогоне выявилась потребность в немедлен‑ных капиталовложениях.Двадцатиминутный тест-драйввернул меня в собственное безбородоепрошлое. Отсутствие усилителя руляи кондиционера только добавило вос‑поминаний о том, как я забирал стар‑шую дочку из роддома на собственной«девятке» цвета «вишня‑127».Вообще, машина скорее порадо‑вала, чем огорчила. Порыкивала глу‑шителем в меру, ШРУСы в поворотахне похрустывали. Сложилось впечат‑ление, что предыдущие два хозяинаотносились к ней с большой любовьюи пробег в 97 000 км с лишним –честный. Учитывая, что до первойкапиталки автомобилю положено про‑бежать примерно 150 000 км, этот ещеПервое переднеприводное семействоВАЗ (ВАЗ‑2108, -2109, -21099) выпускалив Тольятти с 1984 по 2004 год. Отдель‑ные модели собирали также в Сызрании на Украине. Часть авто экспортироваласьв страны бывшего СЭВ и Западную Европу.В 1990 году дилер советских автомобилейв Европе компания «Скалдия-Волга» пред‑ставила кабриолет «Наташа», подобныестроили и в Германии. Оживить спросна западном рынке в середине 1990‑х пыта‑лись, выпустив версию «Балтик» финскойсборки. Кстати, все экспортные машинынесли собственное имя – «Самара». На ВАЗеэти автомобили первыми получили окраскуметаллизированными эмалями.Достоинства, характерные для всехмоделей семейства, – высокие динамиче‑ские и скоростные характеристики, эконо‑мичность, хорошая управляемость и устой‑чивость на различных типах дорог, а ещекрепкие бамперы. Одно из самых главныхсвойств – отличная ремонтопригодность.  Lada Baltic.  Lada Natacha.  Lada Konela.  Lada Samara.150 За рулем 05/2012148-151(1_3V+1_2G)_Vaz 2109.indd 15005.04.2012 13:26:45   Привет из советского прошлого: листочек с обозначением цветакузова наклеен на крышку багажника.  Совершенно аутентичный шильдик СПУТНИК – редкость. Нынешнеепоколение норовит выкорчевать упоминание о социализме и воткнутьвзамен простые заглушки.послужит. Так что найдете похожийвариант – можете смело покупать дляпоездок на каждый день.В быту 99‑я неприхотлива, аппе‑тит у нее скромный, налог на лоша‑диные силы просто смешной. Ездо‑вые качества тоже на высоте, не зряв доводке первого переднеприводногосемейства ВАЗов участвовала немец‑кая фирма «Порше». Если вам немногоза сорок, такая машина отличноподойдет для снятия приступов легкойСТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ НОВЫХЗАПЧАСТЕЙ ДЛЯ ВАЗ‑21099в Московском регионе, руб.КапотРадиаторКрыло переднееСтекло ветровоеГенераторБампер передний в сбореКолодки передние/задние19801400800113333003150380/310ностальгии. Ежели вы молоды, то, вла‑дея таким аппаратом, поймете, почему99-я для ваших родителей олице‑творяла понятие «жизнь удалась».Примерно так же сегодня в обществеценятся навороченные смартфоны илипланшетники.Кстати, в этой машине компьютертоже есть. Он, конечно, нештатный,тем не менее показывает все необхо‑димые параметры. О таком мы в своевремя даже и не мечтали.На правах рекламыЗа рулем 05/2012 151148-151(1_3V+1_2G)_Vaz 2109.indd 15105.04.2012 13:26:47