232
233
ЭКОНОМИКА | ПЛАТНЫЕ ДОРОГИДЕНЬГИ ОТКРЫВАЮТ ШЛАГБАУМЕсли в нашей стране только начинают открывать платные автодороги, то во Франции к ним давно привыкли.Их не так много – около 8 тыс. км из общей сети в 1 млн. км, но это, без сомнения, лучшие трассы страны,в чем убедился Игорь Моржаретто.ТОРОПИТЬСЯИЛИ ЛЮБОВАТЬСЯ?Французы недолюбливают оторуты (autoroute, так во Францииназывается платное скоростноешоссе), но без колебаний выбираютих для путешествий: потраченныеденьги окупаются высокой скоростью, комфортом и безо­пасностью.Расчет простой. Например, за проездот Парижа до Лиона нужно заплатить32 евро, зато расстояние в 460 кмможно пре­одолеть за четыре часа: тутразрешенная скорость – 130 км/ч,на пути ни населенных пунктов,ни светофоров… Знай себе лети! Хотитесэкономить не время, а деньги – GPSнавигатор проложит маршрут по бесплатным дорогам. Получится чутьдальше (примерно 510 км) и многодольше: в пути придется провестиминимум восемь часов, ведь на большинстве дорог скорость ограничена90 км/ч, а в населенных пунктах –50 км/ч (их встретится несколько).Однако у долгого пути есть своиплюсы: вы сможете увидеть настоящуюФранцию. Шоссе извивается средиживописных холмов и полей, нанизывает на себя бесконечную чередудеревень, где дома, кажется, не перестраивались лет пятьсот… Альтернатива красивая, но, повторю, совсемне быстрая.  Французские дороги строит такая жетехника, как и в России, но зимы здесьмягкие, работать можно круглый год.Если летите по платной дороге,то увидите в лучшем случае поля, лесаи защитные экраны. Скукота! Останавливаться на оторуте запрещенокатегорически, но через каждые 15 кмобустроены площадки для отдыха, гдеесть столики, контейнеры для мусора,туалет, а иногда и кафешка. Электронные табло информируют о трафике,погоде, ремонтных работах, есть дажесобственное радио. А еще через каждуюпару километров установлены оранжевые телефоны аварийной связи.Перед пунктами оплаты дорогарасширяется на несколько полос (оченьудобно: никаких пробок), а послешлагбаумов снова сужается – до двухтрех полос в каждую сторону. Рассчитаться можно с помощью банковскойкарты или наличными, но выгоднеевсего приобрести специальный датчикTelepeage. Он крепится под стеклом,дистанционно открывает шлагбауми позволяет проезжать без остановки,на скорости 30 км/ч. Владелец абонемента оплачивает проезд в концемесяца. Понятно, что тариф зависитот типа, габаритов транспортного средства, времени суток, сезона, количествапроездов по дороге за месяц (при наличии абонемента). Для легковогоавтомобиля набегает в среднем 5 евроза 100 км (в переводе «на русскийязык» – 2 рубля за 1 км). Недешево!Платными во Франции являются практически все скоростные дороги. Средняястоимость проезда – 5 евро/100 км. Деньгивозьмут и за проезд по альпийским туннелям Монблан и Фрежюс, а также по мостамМийо, Нормандия и Танкарвиль. Ценазависит от сезона, времени суток, частотыпоездок и т. д.ПОДАЛЬШЕ ОТ МЫШЕЙПри строительстве дорог у французов,как и у нас, возникают непростые проблемы с собственниками: кому понравится, что по его земле (или мимо дома)день и ночь будут с бешеной скоростьюпролетать машины! Магистраль А89,Бордо – Лион, строят уже нескольколет, но перед этим почти десятилетиешел процесс выкупа земель, согласования с местными властями, жителями, экологами. Представьте, чегоэто стоило, ведь в одном месте шоссепроходило через знаменитые виноградники Божоле (это не захламленныйХимкинский лес!), в другом – черезместность, где гнездятся редкие видылетучих мышей. Разрешить первыйконфликт неожиданно помог экономический кризис: владельцы виноградников согласились-таки продать землю;во втором – строители договорилисьвместе с экологами переселить частьпопуляции летучих мышей в местностьсо схожими условиями.Об этом мне рассказали в информационном центре при въездена строящуюся дорогу со стороныЛиона (со стороны Бордо есть ещеодин). Здесь милые девушки угостятлюбого гостя кофе и проведут виртуальную экскурсию по маршрутубудущей трассы. На ней предусмотренотри туннеля, мосты, путепроводы.  До пуска трассы А89 еще больше года,но уже сейчас можно совершить по нейвиртуальное путешествие.232 За рулем 05/2012232-233(1_2g)_lion.indd 23206.04.2012 11:26:58 На большинстве участков четырехполосного шоссе (с возможностьюрасширения до шести полос) разрешенная скорость – 130 км/ч.И только на некоторых, потенциальноопасных, – 110 км/ч. Вооружившисьинфракрасным пультом, можно самостоятельно «проехать» по будущейтрассе: виртуальный автомобиль будетдвигаться по экрану дисплея. А можнозабронировать настоящую экскурсиюна стройку – пожалуйте 5 евро с человека. Денежные запросы экскурсоводовне смущают французов: за прошлыйгод стройку посетило свыше 13 тысячместных жителей!Отправился на экскурсию и я –любопытно посмотреть, как здесьстроят дороги. Оказалось, ничегоособенного. Аналогичная техникаработает и в России, а в Сочи сейчас пробивают туннели подлиннее.Да и красивые мосты в России тоженаучились строить. Впрочем, учат насэтому как раз французы. Компания«Винси», одно из подразделений которой прокладывает упомянутую вышетрассу А89, – европейский лидер строительства скоростных дорог и сложныхинженерных объектов. Она уже оказывала помощь в сооружении вантовыхмостов в Москве (Живописный мост)  Один из путепроводов на будущей трассе А98.и во Владивостоке (мост на остров Русский), возвела комплекс многоэтажныхпарковок в аэропорту Шереметьево,а сейчас приступила к строительствупервого участка скоростной трассыМосква – Санкт-Петербург. Именно«Винси» принадлежит половина акцийв Северо-Западной концессионнойкомпании (остальные 50% – у российских фирм), выигравшей конкурсна строительство и эксплуатациюв течение 30 лет головного участкашоссе – от МКАД до Солнечногорска.Впрочем, это уже другая история.Что касается трассы А89, полностью, от Бордо до Лиона (это 340 км),она будет открыта через два года;заключительные 50 км оказалисьсамыми сложными в инженерномсмысле и самыми дорогими – ониобойдутся в 1,5 млрд. евро.Путешествие по новой скоростной дороге от столицы виноградниковдо кулинарной столицы Франции(так иногда именуют французы Лион)обойдется водителям в 25–30 евро.Дороговато? Зато быстро и с ком­фортом.На правах рекламы232-233(1_2g)_lion.indd 23306.04.2012 11:27:00