260
261
СПОРТ | ФОРМУЛА‑1РОЛЕВЫЕ ИГРЫПробиться в Формулу‑1 чрезвычайно трудно, а вылететь из нее подчаснеобычайно легко. О судьбах современных гонщиков размышляетСергей Зиновьев.Для Виталия Петрова, потерявшегопрошлой осенью место в «ЛотосеGP», был готов запасной вариант:работа тест-пилотом у поставщика шин для чемпионата мира –«Пирелли». Прямо скажем, сомнительное удовольствие: на закрытых трассахс пустыми трибунами стирать покрышкина болидах прошлогодних моделей...Неужели так лучше, чем вообще никак?Повезло! Долгие и сложные переговоры с «Катерхемом» дали положительный итог. Команда изгнала Ярно Труллии взяла на его место Петрова. Сам италь­янец до последнего дня утверждал, чтоу него действующий контракт. И потомделал вид, что ошарашен таким решением.Петров остался в Формуле!Конечно, это хорошо и для нас, российских болельщиков, и для Виталиятоже. Но представьте, какие чувстваиспытал Ярно. Наверное, такие же, каки сам Петров в начале декабря, когдакоманда вежливо сообщила, что онсвободен, и сердечно поблагодарилаза плодотворное сотрудничество. КакСебастьен Буэми и Хайме Альгерсуари,без видимых причин дуэтом отчисленные из «Торо Россо» по итогам прошлогосезона. Как Ник Хайдфельд, изгнанныйиз того же «Лотоса» посреди сезона поднадуманным предлогом. Наличие действующего контракта совершенно ничегоне гарантирует, должность тест-пилота –тем более.Похоже, командам нет никакогодела до переживаний пилотов, а статус гонщика и собранные им титулыне играют большой роли. Вспомнитекороткий период выступлений ФернандоАлонсо за «Мак-Ларен». Правда, тотэпизод до сих пор не совсем ясен: то ликоманда ли выжила несговорчивогоиспанца, то ли он сам счел за благо ретироваться. Скорее всего, и то и другое.Результаты, видимо, тоже не имеютзначения. Фелипе Масса ровнымсчетом ничего не показал в прошломгоду, но «Феррари» не спешит от негоизбавляться. Команды подчас выбирают пилотов по каким-то непонятнымсоображениям, ориентируясь отнюдьне на уровень мастерства. Тезис о том,что в Формуле‑1 собраны лучшие из лучших, явно устарел.При всем уважении к победамв британской Формуле‑3 и титулам вицечемпионов серии «Рено‑3,5» – ну чемЖан-Эрик Вернь и Даниэль Рикьярдолучше Хайме Альгерсуари? За какиедостижения в чемпионат мира пригласили Жерома д’Амброзио? В серииGP2 бельгиец провел два малозаметныхгода, а до того выиграл лишь весьмаскромный турнир Формулы-«Мастер».Почему из «Форс-Индия» удалилинастоящего лидера команды АдрианаСутиля, который завершил чемпионатдевятым? Необъяснимо. Гонщикив команде – люди подневольные. Онине могут высказывать критическиемысли о командах и Формуле‑1 в целом.Только хорошее! В лучшем случаенейтральное. Вспомним: Жак Вильнёв,260 За рулем 05/2012260-261_F1.indd 26006.04.2012 11:24:32 НАЧАЛО СЕЗОНАПервые Гран-при чемпионата оказалисьслишком нетипичными, чтобы стать основойдля каких-то глубоких выводов. В Австралии нетипична сама трасса, а в Малайзиигонка была дождевой и все карты изрядноспутались. Тем не менее обе квалификациивыиграл Льюис Хэмильтон, а ДженсонБаттон дважды был вторым. «Мак-Ларен»в прекрасной форме!Победа Фернандо Алонсо в Сепангене должна обольщать. «Феррари» в числофаворитов нынче включают со многимиоговорками, равно как и «Мерседес GP».Настоящий сюрприз – скорость «Лотоса».Но вспомним: он и год назад на стартесезона был хорош, а потом постепенно сдал.Сюжет, по-видимому, останется прежним: титулы оспорят «Ред Булл» и «МакЛарен». Хотя остальные, возможно, в этомгоду будут им изрядно мешать.  Михаэль Шумахер в 43 года, конечно,не тот, что раньше, и стабильно уступаетНико Росбергу. Однако место в серьезнойкоманде для него нашлось.  О своем гоночном будущем могут не беспокоиться лишь самые яркие звезды первойвеличины. Но их в чемпионате не так ужмного: пилоты трех-четырех топ-команд,да и то не все.  Множество былых побед и титул отнюдьне открывают для Кими Райкконена любыедвери. Возвращение финна в «Мак-Ларен»или «Феррари» нынче выглядит нереальным.ШАНСЫ ПЕТРОВАПоменяв название, новая команда Виталиясменила еще и поставщика двигателей,что более важно. «Катерхем» теперь оснащают полноценным мотором «Рено». Мотор,конечно, чемпионский, но его лошадиныесилы или, например, какая-то особая эластичность сейчас почти ничего не решают.Аэродинамика всему голова! Это самая сложная и трудоемкая часть работы конструкторов.Зачетные очки «Катерхему» светят толькопри уж очень благоприятном стеченииобстоятельств. В любом случае нужна серьезная модернизация машины. Понимает этои команда, и сам Петров: «Машина показаласебя очень стабильной, и это вселяет оптимизм. Но мы очень осторожны в прогнозах».склонный иногда рубануть правду-матку,продержался в чемпионате недолгои ушел из спорта в расцвете сил. Чемпиону мира почему-то не нашлось работы!Почитайте речи пилотов в коммюнике и интервью – они говорятпочти одинаково. Ответы на вопросыво многом предсказуемы. «Фантастика!Мы проделали большую работу! Я благодарю команду!» – три ключевыефразы современной Формулы‑1. Это,в общем, понятно. Подготовка гонщиканыне включает в себя уроки общенияс прессой и начинается еще в младшихформулах. Даже честно признать, чтос такой слабой машиной в чемпионатенет никаких шансов, они не могут. «Мымного работаем, мы будем бороться…»Такова часть платы за право бытьпилотом Формулы‑1. Даже в маленькой«Марусе» или HRT ты все равно на виду.За тебя болеют соотечественники. И какзнать, может, несмотря на вечное пребывание аутсайдером, тебя когда-нибудьпозовет топ-команда. Верить в это,наверное, несколько наивно. Но во чтотогда вообще верить, приходя игратьроль пилота в Формуле‑1?  Место в «Катерхеме» Петрову удалось получить ценой увольнения другого пилота.Единственное утешение: формульная карьера 37‑летнего Трулли и так близилась к завершению.За рулем 05/2012 261260-261_F1.indd 26106.04.2012 11:28:57