238
239
240
242
РОССИИ: 20 ЛЕТКАМАЗГРУЗОВИКИ | АВТОПРОМСКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИВ 1990 году КамАЗ стал первым открытым акционерным обществом в советском автопроме. Его владельцамиявлялись работники объединения. Считали, что «народное» предприятие добьется большего в новых условиях. Но на его пути оказалось немало кризисов и ошибок, – пристально изучив историю, в этомубедился Игорь Моржаретто.ИМЕНИ БРЕЖНЕВАВ 60‑е годы прошлого века экономикаСССР остро нуждалась в тяжелыхгрузовиках с дизельным двигателем.Новый автомобильный завод могпоявиться в любой точке европей‑ской части страны. Но так уж сошлисьобстоятельства, что его надумалистроить в Татарстане, на берегуКамы, – здесь удачное географическоерасположение, хорошая транспортнаяинфраструктура. Окончательное реше‑ние датировано августом 1969 года,когда ЦК КПСС и Совет Мини‑стров СССР приняли постановление«О строительстве комплекса авто‑мобильных заводов в НабережныхЧелнах Татарской АССР». Подписалэтот документ генеральный секретарьЛеонид Брежнев – 13 лет спустя городуненадолго присвоят его имя…Крупнейшее в мире предприятиеподобного рода – завод по произ‑водству 150 тыс. большегрузныхавтомобилей и 250 тыс. двигателейв год (камским моторам предстоялоперевести на солярку модели и дру‑гих предприятий – УралАЗа, ЛАЗа,ЛиАЗа, ЗИЛа) строили всей страной,на площадках ударной комсомольскойстройки работало до 100 тыс. человек.Население небольшого города стре‑мительно росло – с 30 тыс. в 1960‑егоды до почти полумиллиона! В осна‑щении КамАЗа приняли участие более700 иностранных фирм Европы, США,Канады и Японии, 2000 заводов Совет‑ского Союза. В те времена по странеходили слухи, что конструкцию кам‑ских грузовиков разрабатывали в Аме‑рике, в компании «Форд». Но это былитолько слухи: машину создавали кон‑структоры московского ЗИЛа, а двига‑тель для нее родился на Ярославскоммоторном заводе.238 За рулем 05/2012238-240.242_Kamaz.indd 23806.04.2012 11:55:21 Первый автомобиль, бортовойКамАЗ‑5320, сошел с главного сбороч‑ного конвейера 16 февраля 1976 года.За первые десять лет работы КамАЗ пол‑ностью окупил капиталовложения, хотятак ни разу и не достиг проектной мощ‑ности. КамАЗы к началу 1990‑х годовсоставляли треть грузового автопаркастраны и перевозили до двух третей гру‑зов. В 1991‑м было выпущено наиболь‑шее их количество – 102 тыс. штук.У ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТЫУвы, последующие годы показали, чтов условиях становления рыночнойэкономики продавать тяжелые грузо‑вики десятками тысяч в год нереально.А на балансе гигантского предприятия,где работало более 100 тыс. человек,фактически висел полумиллионныйгород. Даже в официальной историизавода это десятилетие стараются пропу‑стить, словно его не было вовсе… Един‑ственное событие, которое упоминается(видимо, чтобы оправдать неудачи), –страшный пожар 14 апреля 1993 года,полностью уничтоживший завод дви‑гателей. Гуляли слухи, что пожар былне случаен – кто-то, мол, хотел при‑крыть воровство на предприятии. Такэто или нет, неизвестно, но ущерб былогромный. Запустить моторный заводпо временной схеме удалось лишь спустявосемь месяцев, а полностью произ‑водство заработало только в декабре1996 года. Для этого почему-то опятьзакупили оборудование, подобное сго‑ревшему. А ведь за те же деньги можнобыло приобрести линии для выпускаболее современных моторов…  КамАЗы выбирают в первую очередь за простоту, ремонтопригодность и низкую цену.Тем временем спрос на КамАЗыпродолжал падать, долги росли.На заводе так и не удосужились соз‑дать хотя бы отдел маркетинга, чтобыопределить, на какие машины теперьспрос, – модельная гамма мало отли‑чалась от выпускавшейся в советскиевремена. Инвесторы в такой ситуацииобходили завод стороной. Квалифи‑цированные работники стали уходитьс КамАЗа тысячами. В 1998 году выпускупал до самого низкого в уровня –собрали всего 3,3 тыс. машин; большуючасть года завод вообще стоял. Этостало переломным моментом в судьбепредприятия – его требовалось неза‑медлительно спасать.Благодаря усилиям правительствРоссии и Татарстана удалось конверти‑ровать долг объединения (1 млрд. дол‑ларов!) в акции. Это совпало с началомобщего подъема экономики страны –тогда как раз пошли в рост мировыецены на нефть. Вслед за нефтянкойожила строительная отрасль; соот‑ветственно вырос и спрос на тяжелыегрузовики. Уже с 1999 года продажиКамАЗов начали увеличиваться, а спу‑стя пару лет завод смог выйти на режимбезубыточности. Новые руководителиизбрали единственно верный курс –на кооперацию с ведущими зарубеж‑ными фирмами.СП НАМ ПОМОГУТВ конце 2005 года открылось совмест‑ное предприятие германского концерна«Цанрад Фабрик» и КамАЗа – обще‑ство с ограниченной ответственно‑стью «ЦФ КАМА». СП ежегодновыпускает до 10 тыс. коробок передачZF; в планах – наращивание мощно‑стей до 90 тыс. узлов в год. Еще односоглашение, с американской фирмой«Камминс», было подписано в январе2006 года, оно касалось выпуска двига‑телей, соответствующих нормам Евро‑3и Евро‑4.Этапным стал 2008 год. В предыду‑щем удалось собрать рекордное дляпостсоветского периода количествоавтомобилей – 52,7 тыс. штук; заводв очередной раз продемонстрировалнеплохие финансовые показатели,ГИГАНТ НА КАМЕАО «КамАЗ» (Камский автомобильный завод) – крупнейший в Россиии СНГ комплекс по производствубольшегрузных автомобилей,автобусов, тракторов, комбайнов,дизельных двигателей, миниэлектростанций и т. д. Компаниязанимает тринадцатое место средиведущих мировых производителейтяжелых грузовиков и восьмоеместо по выпуску дизельных двигателей. Акционеры завода: ГК«Ростехнологии» (49,9%); компания«Тройка Диалог» (27,3%); «ДаймлерАГ» (11%), ЕБРР (4%). Остальныеакции у 76 тыс. мелких акционеров – физических лиц.239238-240.242_Kamaz.indd 23906.04.2012 12:01:09 РОССИИ: 20 ЛЕТ| АВТОПРОМКАМАЗ  Завод в НабережныхЧелнах – важнейшийпоставщик техники дляармии.  Одна из многихпопыток 90-хгодов приспособить импортнуюкабину. В этот разне пошла дальшепрототипа кабинаDAF.у него появились серьезные акционе­ры.В начале года крупнейший пакет(49,9%), который контролировалиправительства РФ и Татарстана, передали госкорпорации «Ростехнологии».А в конце года 10% акций приобрелнемецкий «Даймлер». Приход партнератакого уровня уже сам по себе победа,а вместе с ним пришел и Европейскийбанк реконструкции и развития (онвладеет 4% акций). Немцев заинтересовала не только возможностьсобирать на российском заводе своигрузовики, но и разветвленная сбытовая сеть КамАЗа: дилеры и СТО татарского предприятия работают в любом,даже самом отдаленном уголке Россиии СНГ! КамАЗ же видел в «Даймлере»источник современных технологий.В 2009 году были подписаныдоговоры о создании двух совместныхпредприятий – «Фусо КамАЗ ТраксРус» (выпуск и продажа легких грузовиков «Кантер»; японская маркапринадлежит немецкому концерну)и «Мерседес-Бенц Тракс Восток» (производство и реализация тяжелых грузовых автомобилей «Актрос» и «Аксор»).Казалось, дальше судьба КамАЗа будетразвиваться лишь по восходящей –от одного успеха к другому, но тутРоссию нагнали последствия мирового финансового кризиса. В 2009 годув Набережных Челнах сумели собратьи продать лишь около 23 тыс. грузовиков; в течение года конвейер замиралнесколько раз и стоял без движенияот недели до месяца. Да что там,машины выпуска 2008 года удалосьраспродать лишь к началу 2010‑го!Чтобы в очередной раз сохранить предприятие, пришлось проситьпомощи у государства. Очень помогло,что основной акционер КамАЗа – корпорация «Ростехнологии». В самыйтяжелый момент заводу выделилипод госгарантии льготный кредитв 5 млрд. рублей, а правительствоТатарстана помогло временно трудо­устроить часть работников, которыев тот момент на заводе были не нужны.НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ КамАЗа (1990–2011 годы)240 За рулем 05/2012238-240.242_Kamaz.indd 24006.04.2012 12:03:38 РОССИИ: 20 ЛЕТ| АВТОПРОМКАМАЗ  В феврале 2012 года с конвейеразавода сошел 2‑миллионный грузовик –КамАЗ‑6522.  Конвейер сборки кабин.  В Набережных Челнах выпускают двигателине только марки КамАЗ, но и «Камминс».Их, с сохранением прежней зарплаты,отправили на стройки республики…Продажи вновь начали растив 2010 году, работники вернулисьв цеха, а в Челнах появились иностранные партнеры. В одном из цеховстали собирать сельскохозяйственныеи дорожно-строительные машины«Кейс Нью Холланд» (входит в концерн «Фиат»). А в прошлом годуКамАЗ и бразильская компания «Маркополо» договорились создать СПпо производству 3000 автобусов ежегодно на заводе НефАЗ в Нефтекамске.ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО?Не так давно «Даймлер» увеличил своюдолю в капитале КамАЗа до 11%; говорят, немцы готовы купить и более крупный пакет – переговоры идут. С прошлого года российский завод и егопартнер подключились к соглашениюо новом режиме промсборки – значит,как минимум до 2019 года они смогутввозить в Россию комплектующиена льготных условиях (чаще всего –под нулевую пошлину). Согласнобизнес-плану партнеры собираютсяинвестировать в российское производство до 2020 года почти 1 млрд. евро.Прошлой осенью в Челнах началисобирать грузовики «Фусо-Кантер»и «Мерседес-Бенц Актрос»; в этом годупоявятся и другие модели – «Аксор»,«Атего» и «Цетрос». Пока возможностиКамского автозавода позволяют собирать до 4,5 тыс. машин немецких моделей, но ведь это только начало!С прошлого года с переменнымуспехом идут переговоры с МАЗом.КамАЗ желает получить 100% акцийМинского автозавода, а тот, в своюочередь, приобретет пакет акций Камского. Цель объединения – захватитьмаксимально большую долю рынкатяжелых грузовиков в СНГ, унификация компонентов при этом поможетснизить затраты на производство.Чистая прибыль КамАЗа в прошлом году составила почти 1 млрд.рублей; выручка от продажи продукции выросла на 37% (продано45,2 тыс. грузовиков). Но построенныйс имперским размахом комплекс, рассчитанный на выпуск 150 тыс. автомобилей, по-прежнему не слишкомхорошо вписывается в современныереалии. Чтобы собирать 50 тыс. грузовиков, не нужны десятки огромныхцехов, разбросанных по гигантскойтерритории, да и нынешние 47 тыс.работников – тоже роскошь. Что быни говорили руководители «Ростехнологий» и самого КамАЗа, еслизавод хочет по-настоящему вписатьсяв мировую экономику, в ближайшиегоды ему потребуются крайне непопулярные меры. Вначале – безжалостноизбавиться от всех побочных производств (ведь продали еще в 2005 годукомпании «Северсталь-авто» Заводмалолитражных автомобилей, – теперьтам будут выпускать «форды»). Темвременем думать, как трудоустроитьизбыточную рабочую силу…Можно и дальше гордиться размерами предприятия, сколь угодно долговспоминать советские времена, когдався страна сначала ударно строилазавод, а потом нахваливала его продукцию (все равно другой не было),но сейчас мы живем в совершенно иныхусловиях. И рано или поздно придетсяк ним приспосабливаться.  Полностью производство двигателей удалосьзапустить лишь через три года после пожара.242 За рулем 05/2012238-240.242_Kamaz.indd 24206.04.2012 11:55:29