216
РЕМОНТ и СЕРВИС | КОНКУРС ЗНАТОКОВТОЧКА НЕВОЗВРАТАСергей Смирнов из Москвы за ответ на задачу «Дистанция отрыва» (ЗР, 2012, № 1) получает навигатор MNS‑520MP фирмы MysteryElectronics c высокопроизводительным процессором Samsung и GPS-модулем NXP компании Philips Semiconductors.Мы предложили читателямоценить известную рекомендацию – следовать за впередиидущей машиной на дистанции, которая в метрах составляетполовину скорости по спидометру.Например, при скорости 90 км/чнужно держаться в 45 м. Знаток должен был решить, до какого пределаможно уменьшить эту величину безриска ДТП. Дополнительно условились,что оба автомобиля одной модели,исправны, одинаково загружены.В сущности, задача не сложнеешкольной. Приятно, что, несмотряна реформу образования, законыфизики большинству из нас не в диковинку. Некоторым интеллектуальнымнепоседам захотелось даже усложнить условия: они учитывали передний и задний свесы автомобилей,их деформации при ударе, наклондорожного полотна и прочее. А зачем?Мы говорим о безопасной дистанции,а не о последствиях ее нарушения.На дорогах большинство людей определяют дистанцию на глаз, ориентируясь на здравый смысл.Скорость машины в любуюсекунду t от начала торможенияс замедлением а равна: Vt = V0 – a.t,где V0 = 25 м/с. Путь торможенияS = V0.t – (a.t²)/2. Например, приа = 6,25 м/с² авто остановится за 4 с,а путь торможения составит 50 м. Еслиисходная дистанция между машинамиD = 45 м, то положение первой машинына графике: S1 = 45 + 50 = 95 (м).А где остановится вторая? Ключевой вопрос – время реакции ее водителя на происходящее. Кое-кто удивилЗАДАЧА № 51СТРОЙМАТЕРИАЛЫОстановив «Оку» у магазина, дедотошел за покупками, а четырехлетнего внука оставил в машине – пустьбудущий автолюбитель поиграетс гаечками-шайбочками, коих у запасливого дедушки полный бардачок!Наконец, дед вернулся, они поехали.Едва разогнались, на дорогу вышласобака. Дед хотел посигналить –клаксон молчит. Но это полбеды,а вот отказавший вентилятор – беда:температура двигателя неумолимолезет вверх! Остановился дед, нашелсгоревший предохранитель. Поставилновый – и тот сгорел! Включить вентилятор напрямую? Проводов нет. И тутосенило! На вопрос: «Ты в машиненичего не трогал?!» – внук виноватопотупился…Что же натворил этот «диверсант»?Ответ с пометкой «Конкурс»отправьте до 1 июня 2012 годапо адресу: 107045, Москва, Селивер‑стов пер., 10, или по e‑mail: [email protected].Укажите ваш контактный телефонили иной способ быстрой связи.нас, приняв это время равным 0,3 с,а один энтузиаст похвастался «личнымдостижением» – 0,1 с!Большинство же конкурсантовтрезво оценивают свои возможности: время от момента вспышкистопов лидера до начала торможенияведомого меньше секунды не берут.ПРИЗ!Взглянем на график: за эту секунду,когда скорость первой машины снизилась до 18,75 м/с, вторая до началаторможения пройдет 25 м. Далее разность скоростей до полной остановкипервой машины будет сохранятьсяи составит 6,25 м/с. Вторая остановится при S2 = 75 м, расстояние междуними уменьшится на 25 м. Формальноэто и есть предельная безопасная дистанция, когда вторая машина замретбесконечно близко к первой, но ещене въедет в нее. Это условие необходимое, а достаточное – дистанциядолжна быть больше, чем путь, пройденный машиной за время реакцииводителя.Таков, коротко, итог работыс вашими письмами, включая ответпобедителя. Кстати, он показал, чтоесли у машин «разное замедление –например, у первой 8 м/с², а у второй6 м/с²», то после остановки втораябудет ближе к первой еще на 13 м.Именно их и не хватит для безаварийной остановки. Что же, это весомаяпоправка.В заключение представим нашихгероев на обледенелой дороге. Замедление всего 1 м/с². Многие считают,что здесь риск столкновения больше.Но если подсчитать, окажется, что приисходной дистанции в 45 м расстояниемежду остановившимися машинамиснова составит 20 м! Просто тормозитьпридется «далеко и долго» – 312 ми 25 с. Но еще важнее другое: есливторой водитель будет реагироватьвсего-то на секунду дольше, то столк­новение неизбежно, а его последствияна асфальте гораздо страшней. Разность скоростей автомобилей, накоп­ленная за 2 с на асфальте, – 12,5 м/с,а на льду – лишь 2 м/с.Но повода для радости все равнонет: на льду автомобиль малоуправляем, а столкновение вдогон – пустякпо сравнению с вылетом на встречку.Многие мыслят трезво: «…даже по идеальной дороге незачем висеть на хвосте, а уж тем более гнать без особойнужды». Как с этим не согласиться!Всем участникам конкурса спасибо!Сергея Смирнова поздравляем с победой.216 За рулем 05/2012216_Konkyrs 05.indd 21605.04.2012 14:53:31