188
189
ECOBOOSTТЕХНИКА | ДВИГАТЕЛЬЛИТР НА ТРОИХСамую интригующую новинку семейства двигателей «ФордЭкобуст» припасли напоследок. В литровый моторчик заглянулКирилл Милешкин.Четыре мотора, объемом 1,0, 1,6,2,0 и 3,5 л, – не маловато лина всю мировую гамму автомо‑билей? Нет, если мотористы при‑меняют допинг под названием «турбо‑наддув». В итоге двигатели покрываютдиапазон мощностей от 100 до 370 л.с.Самый младший из агрегатовпредставлен в двух версиях: отдачей100 л.с. и 170 Н.м крутящего моментаили 125 л.с. и 200 Н.м. Моторчик пове‑зет вэны В‑MАХ и С-МАХ, а местопод капотом «Фокуса» ему уже уступил1,6‑литровый атмосферник. Поставкимашин с литровым двигателем в Рос‑сию в ближайшее время не планиру‑ются, и дело явно не в цене: нашихпокупателей разочарует мизерныйрабочий объем. Кстати, в Великобрита‑нии трехцилиндровый «Фокус» дорожепрежней 1,6‑литровой версии всегона 250 фунтов стерлингов.Как и многие современные дви‑гатели, литровый «Экобуст» оснащеннепосредственным впрыском, системойизменения фаз газораспределенияна впуске и выпуске. «Голова» изго‑товлена из алюминиевого сплава,блок цилиндров чугунный. Видимо,экономия массы алюминиевого блокапри таких скромных размерах выходитнезначительная. Кроме того, ходятслухи, что разработчики заложилизаряженную версию этого двигателя –мощностью почти 180 л.с. – и побоя‑лись, что алюминиевый блок не выдер‑жит повышенных нагрузок.Фордовцы не преминули похва‑статься габаритами агрегата. По ихзаверениям, размеры нижней частипозволяют уместить его на листе А4(210×297 мм). Впечатляет, хотябез доли лукавства, похоже, не обо‑шлось. Официальные габаритыодноклассника от концерна «Фиат»,2‑цилиндрового «Твинэйра» объ‑емом 875 кубиков, – 307×500 мм(длина×ширина). И это реальные раз‑меры всего мотора, а не непонятной«нижней плоскости»Длинноходный «Экобуст» (диаметрцилиндра 71,9 мм, ход поршня 82,0 мм)  Выпускной коллектор интегрирован в головку блока цилиндровради снижения затрат на производство. Переживать из-за дороговизны объединенного узла в качестве запчасти потребителю не стоит:капитальный ремонт двигателя, скорее всего, попросту невозможен.  Масляный насос работает в одном из двух режимов, развивая нужное давление смазки в системе в зависимости от оборотов коленвала.Когда избыточная производительность не нужна, незачем отбиратьсилы у мотора и тратить драгоценное топливо.  Насколько долгоиграющим окажется омываемый маслом ременьмасляного насоса – вопрос открытый. Утверждают, что он рассчитанна весь срок службы двигателя, как впрочем, и привод газораспределительного механизма. Сама по себе такая долговечность не экзотика.Яркие примеры есть даже в нашем отечестве: ремень ГРМ на мотореВАЗ‑21116 не требует замены в течение 200 000 км.  Малоинерционный турбокомпрессор быстро раскручивается, помогая резво разгоняться. Небольшой диаметр турбинного колеса обеспечивает хорошую отзывчивость на нажатие педали газа и ликвидируеттурбояму. Компактная турбина разгоняется до 248 000 об/мин. Такиехарактеристики особенно важны для малолитражного двигателя,который не способен везти за счет объема.188 За рулем 05/2012188-189(1_2G)_EcoBoost.indd 18806.04.2012 12:39:09 Смотрите на iPad:как он работаетвыдает внушительный крутящиймомент уже при 1400 об/мин. В трехцилиндровом двигателе хорошо уравновешены силы инерции первого и второгопорядков: они взаимно компенсируютсяблагодаря тому, что кривошипы коленвала развернуты под углом 120º, – затовозникают вредные моменты от этихсил; их обычно подавляют при помощибалансировочного вала, вращающегосяс той же скоростью, что и коленчатый, но в противоположную сторону.Мотористы «Форда» утверждают, чтосправились без балансирного вала, правильно рассчитав форму и развесовкушатунно-поршневой группы и противовесов коленчатого вала, а также «разбалансировав» маховик. Выигрыш в массеи евроцентах очевиден, а вот сопоставимы ли результаты в снижении уровнявибраций?Если верить пресс-релизам и заявлениям компаний, в современноммире нет характеристик двигателяважнее расхода топлива и вредныхвыбросов. Один из самых неприятныхрежимов с этой точки зрения – работахолодного двигателя, эффективностькоторого ниже, чем прогретого, примерно на 10–12%. Литровый «Экобуст»  Характеристики трех двигателей не оставляют сомнений в потен‑циале турбонаддува. Максимальный крутящий момент литровогомотора кратковременно поднимается со 170 до 200 Н·м – в режиме«овербуст».На правах рекламы  Завод в Кёльне способен выпускать 350 000 двигателей «Экобуст».Через несколько лет «Форд» рассчитывает делать уже 1 300 000литровых моторов ежегодно, чтобы комплектовать ими все свои моде‑ли В‑ и С‑классов.имеет раздельные контуры охлаждениядля головки и блока цилиндров: этоускоряет прогрев, а потери снижаютсядо 7%.Интересно, удастся ли почувствовать этот выигрыш в повседневной эксплуатации?Еще одно интересное решение –в приводе масляного насоса. «Форд»применил здесь ремень. Он изготовлениз маслостойкого материала и рассчитан на весь срок службы мотора. Долговечность цепи по стоимости ремня!Вот бы и весь двигатель соответствовалэтому же принципу.За рулем 05/2012 189188-189(1_2G)_EcoBoost.indd 18906.04.2012 12:35:59