166
167
КОМПОНЕНТЫ | А92 ВМЕСТО А80КОРМЛЕНИЕ ДИНОЗАВРОВЧто будет, если древний автомобиль, рассчитанныйна низкооктановый бензин, напоить чем-то болеесовременным? Ответ на популярный сегоднявопрос ищут Михаил Колодочкини Александр Шабанов.Вообще-то, 80‑е бензиныдо недавнего времени были у насвне закона. Еще в 2008 году,с вводом Технического регламента на топлива, нам популярнообъяснили: они плохие, экологическигрязные и иномаркам чиновниковда депутатов никак не подходят. Посемуих не включили даже в экологическийкласс 2, самый низкий по Регламенту.Вступление в силу этого мудреногодокумента неоднократно откладывалось. Наконец, осенью 2011 года,когда уже на всей территории Россиидолжен был (согласно первой редакцииРегламента) продаваться только бензинкласса 4, выяснилось, что большинствоНПЗ не достигло даже класса 3 (такоетопливо разрешалось производитьдо конца 2009 года)! В темпе приняли очередные поправки, которые…отменили всякие ограничения по октановому числу. Теперь можно, не оглядываясь на сроки, выпускать любойбензин, хоть 72‑й, хоть 110‑й, лишь бывсе остальные требования к экологичности топлива были соблюдены.Однако процесс пошел: нефтяникис 2008 года сворачивают производство 80‑го бензина. Сегодня он хотьи «в законе», но в жутком дефиците!А поскольку крупнейшие НПЗ еговообще перестали выпускать, эту маркувезут со старых заводов, которыене успели проснуться с вводом Регламента, либо с полукустарных мини-НПЗ, гдеполучают дешевые низкокачественные суррогаты, перегоняя газовый конденсат. В итоге заправка 80‑мстала нынче и сложной, и сравнительнодорогой, и непредсказуемой по последствиям!Чем же кормитьстаричков‑динозавров? Тут и ЗИЛыс «москвичами», и старые мотоциклы,и лодочные моторы… Не станет ли имплохо? Проверим.СТАРЫЕ СТРАШИЛКИИ НОВЫЕ РЕАЛИИУмные механики, начитавшись книжек, рассказывают, что использованиевысокооктанового бензина в старыхмоторах чревато повышенным расходом, потерей мощности, резким увеличением токсичности. А самое страшное – сгорят клапаны и поршни! И всёпотому, что высокооктановый бензинпо сравнению с низкооктановым горитхуже, медленнее. Но так ли это?Авторы давно косились на стендсо стареньким волговским ЗМЗ‑4021.Наша задача продлила ему жизнь:пусть в последний раз послужит людям!Выбрав АЗС с уважаемым брендом,чтобы с ходу не нарваться на бодягу,купили по канистре 80‑го, 92‑гои 95‑го. Стоили они соответственно25 руб. 80 коп., 26 руб. 50 коп. и 28 руб.20 коп. за литр.Затем мы проделали обычный циклиспытаний, последовательно меняясорта. Измерили расход топлива, мощность, токсичность отработавших газовна десяти точках, характерных дляуниверсального цикла эксплуатации.Чтобы оценить изменение температурвыпускных клапанов (а косвенно –и поршневой группы), поставили термопару на выпуск.Для начала никаких регулировоксистемы зажигания не делали. Моторпустился и отработал совершеннонормально. Результаты измеренийпоказали, что на 80‑м бензине приштатных регулировках мощностьбыла чуть побольше и бензина моторел поменьше – на 3–5%. И чем вышеоктановое число, тем больше разница.А вот с токсичностью все наоборот!На 95‑м бензине экологические показатели двигателя были получше, чемна 80‑м, но ненамного – на 10–12%(это лишь чуть выходит за пределыпогрешности измерений). Причем наибольший эффект заметен по снижениювыхода окислов азота.166 За рулем 05/2012166-167_Benzin.indd 16605.04.2012 11:46:45 повышения октанового числа, основан‑ные на оптимизации углеводородногосостава топлив и частично – на исполь‑зовании кислородосодержащихвы­сокооктановых компонентов,наоборот, улучшают сгорание топлива.Именно это мы и увидели в экспери‑менте: температура отработавших газовпри работе на высокооктановых бен‑зинах не увеличилась (ее увеличениеслужит первым признаком затянутогогорения топлива).Почему же мы пусть немного,но потеряли в мощности, пока не изме‑нили регулировку мотора? Дело в том,что у высокооктановых бензинов нижетеплотворная способность. То есть присжигании одного килограмма топливаони выделяют меньше теплоты, чемтот же 80‑й. Но это не значит, что онихуже: теплотворность – это лишь одиниз параметров, кстати, не входящийв регламент. Зато резерв детонацион‑ной стойкости позволяет снимать с нихболее высокую мощность!Второй плюс – улучшениеэкологических параметров.Конечно, переводом с 80‑гона 95‑й старый мотор в «Евро‑4»не переделаешь, но портить воздух онстанет немного меньше. Вот тут и ска‑зывается недопонимание чиновников!Для экологии опасен вовсене низкооктановый бензин – содержа‑ние вредных веществ в выхлопе приработе на 80‑м не сильно отличаетсяот достигнутого на высокооктановомтопливе! Токсичностью, превышающейвсе разумные требования, опасен саммотор, потребляющий 80‑й бензини спроектированный в годы молодостинаших дедушек. Снижение экологиче‑ского ущерба достигается не бензином,а современной организацией рабочегопроцесса и эффективными системамиподавления токсичности.Третий плюс – при работедаже старого мотора на совре‑менном топливе он будетdА что же с самым страшным –целы ли клапаны и поршни? Одно‑значно – да! Температура отработавшихгазов если и зависела от октановогочисла бензинов, то очень слабо. Всяразница укладывалась в 15–20 ºC!В конце концов мы решили: глупопереплачивать за более дорогой бензин,не используя его преимуществ. Сдвину­лиугол опережения зажигания на 5 гра‑дусов вперед – на стареньких карбю‑раторных машинах это нетрудно. Итогне заставил себя ждать: потерь мощно‑сти как не бывало, экономичность сталана 2–3% лучше, чем при работе на 80‑мсо штатной регулировкой двигателя.Итак, заворот кишок отменяется!dменьше загрязняться. Скажетсяи улучшение качества сгорания,и наличие моющих присадок в бен‑зине. А это важно! Правда, наслоенияв побитых жизнью моторах – скореене от топлива, а от сгорания масла,но все же…Четвертый плюс – не надотратить время на поиски став‑шего дефицитным 80‑го. (Мы,например, нашли его только на чет‑вертой заправке.)Пятый плюс – меньше веро‑ятность нарваться черт-тена что. Причины – смотривыше… Нормальные НПЗ низко­октановых топлив уже практическине выпускают, а качество бензинов,вырабатываемых на мини-НПЗ, обычно ниже самого низкого плин‑туса.Минус всего один: заправкаобойдется дороже. Но сейчасуже ненамного: пользуясьдефицитом 80‑го, цены на него нефтя‑ники быстренько подтянули к ценам92‑го.Напоследок пару слов о взаимо­заменяемости 92‑го и 95‑го. Вопроспо популярности не уступает предыду‑щему, а потому выскажем свое мнениееще раз. Ни тот ни другой не явля‑ются дефицитом, а потому заливатьнужно рекомендованный заводомизготовителем машины. Если послед‑ний допускает вольности, берителюбой: с 92‑м будет чуть дешевле,а с 95‑м – чуть веселее. В целом длясовременного двигателя отличие92‑го от 95‑го по пределам детона‑ции в обычной жизни практическинезаметно. Разница в ОЧ скажетсятолько в режимах больших нагрузоклибо при очень уж динамичной езде –и то лишь кратковременными стукамидетонации, особого вреда моторуне наносящей.В общем, не помрем. Россиянинатрудно испугать реформами.ddТЕРЯЕМ – НАХОДИМdПервый плюс – в том, чтопереход с 80‑го на высоко­октановые топлива ничемплохим мотору не грозит. Клапаныне сгорят, поршни останутся целы.Но и книжки не виноваты: простоони написаны очень давно! В эпохуэтилированных бензинов добавкасвинца в топливо серьезно тормозиласкорость его сгорания. Да и железов виде столь любимого нефтяникамиферроцена – тоже. Но сейчас Регла‑мент строго запрещает присутствиев топливе любых металлов (хоть за этоспасибо!). А современные технологииЗа рулем 05/2012 167166-167_Benzin.indd 16705.04.2012 11:46:59