310
311
312
314
316
КЛАССИКИCHЕVROLET CAMAROБЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕ327 КУБИКОВСВОБОДЫРок-н-ролл и сексуальная революция, наркотики и пацифистские демонстрации.С живым свидетелем бурных шестидесятых – «Шевроле-Камаро» первого поколенияобщий язык искал Сергей Канунников. Фото Александра Кульнева.310 За рулем 11/2012310-312.314.316_Camaro.indd 31005.10.2012 14:33:24 Вот мы и расстаемся… Поднятытент и стекла. Вильнув алойкормой и подмигнув крас‑ными фонарями, «Камаро»скрылся за поворотом. Показалось,вместе с ним расстался с частичкоймолодости и свободы…БЕЗ ПРИКРАСУ американцев долгие годы былиочень своеобразные представле‑ния о спортивных автомобилях.Впрочем, и футболом за океаномназывают совсем не то, к чему мыпривыкли. Да, автомобиль этотне такой уж спортивный. Но V8 объ‑емом 327 кубических дюймов(по‑нашему – 5,4 л) даже на холо‑стых рычит, словно хищник, гото‑вящийся к прыжку. А стоит даженесильно нажать на педаль газа,«Шевроле», оглашая округу побед‑ным ревом, довольно успешно тяга‑ется со многими внуками. Двестидесять сил – вроде бы немного.За рулем 11/2012 311310-312.314.316_Camaro.indd 31105.10.2012 14:33:42 КЛАССИКИ| ЖИВЫЕCHЕVROLET CAMAROРоскошная 5,4‑литровая «восьмерка» раз‑вивала по стандарту SAE 275 л.с. В Европеуказывали более скромную цифру – 210 л.с.РОЖДЕННЫЙ БЕГАТЬ«Шевроле-Камаро» дебютировалв 1967 году. Четыре поколениямодели выпускали до 2002 года,в 2010‑м название возродили.Автомобили первого поколенияс кузовами купе и кабриолетоснащали широкой гаммой6‑ и 8‑цилиндровых моторовобъемом 3,8–7 л, мощностьюот 140 до 430 л.с. Предлагали3‑ и 4‑ступенчатую механическиекоробки передач, 2‑ и 3‑ступенчатый автоматы. В 1967‑м продали 220  906 «камаро», из нихболее 162  000 экземпляров –с двигателем V8 и 10 675 кабри­олетов серии RS.Но поверьте, для легкого, не отяго‑щенного современными наворотами(представьте, ни одной подушки безопас‑ности и лишь смешные поясные ремни!)кабриолета – достаточно, чтобы произ‑вести яркое впечатление. Особенно еслиучесть, что тормоза барабанные и безусилителя! Последний в 1967‑м пред‑лагали в качестве опции, но покупателяэтого алого «Камаро» она не заинтересо‑вала. Безумству храбрых поем мы песню!По паспорту автомобиль дости‑гает 100 км / ч за 8,6 с и разгоняетсядо 177 км / ч. Охотно верю. При этомусилие на педали тормоза напоминаетволговское. Нога поначалу словно упи‑рается в стену, спина – инстинктивнов спинку кожаного плоского сиденья.Кстати, спинка в «Камаро» не регули‑руется.Что здесь еще от «спорта»? Рес‑сорная зависимая задняя подвескаи легонький, невесомый руль, свя‑занный с колесами чем‑то безвольнорезиновым. Погоняемся? Ведьна «Камаро» действительно участвовалив гонках – с форсированными за 300 силмоторами. Романтические времена,героические люди!Руль до смешного тонкий, но,по‑моему, очень красивый. Все дышитосновательностью. Рычаг селекторакоробки передач с огромной кнопкойсверху ложится в руку, словно рукоятка«Смита и Вессона», крышки бардачкаи бокса между сиденьями такие, чтопалец под них не клади.При всем этом «Камаро» 1967 годавовсе не элитный автомобиль. Хитростьв том, что элегантные, спортивныена вид купе и кабриолеты были вполнедоступны. А рецепт такого автомобиляконцерну GM подсказали конкуренты.ПОЖИРАТЕЛЬ «МУСТАНГОВ»Считается, что имя Camaro – произво‑дное от французского camarade: друг,приятель. Но и по сей день ходит исто‑рия, что в 1967‑м продавцы «Шевроле»на вопросы покупателей о значенииимени отвечали: «Это маленькая312 За рулем 11/2012310-312.314.316_Camaro.indd 31205.10.2012 14:27:10 |Тахометр, размещенный справаот спидометра, – редкость для тоговремени. В «Камаро» он подчерки‑вал спортивность. Перед селекторомкоробки передач стандартные для техлет приборы, в том числе манометрсистемы смазки и непременные часы.зверюшка, питающаяся «мустангами».То, что именно «лошадиный» бестселлер «Форда» побудил «Шевроле»создать элегантный, приземистыйавтомобиль на основе доступныхузлов и агрегатов, все прекрасно понимали. Да в «Джи-Эм» этого особеннои не скрывали.Самой доступной стала версиясо 140‑сильной рядной «шестеркой»объемом 3,8 л. По европейским меркамсерьезный агрегат. Но истинный американский автомобиль без «восьмерки» –все равно что американец, умеющийорудовать рычагом ручной коробки,то есть большая редкость. Машинс V8 покупали гораздо больше.Салон «Камаро» –типичный образец аме‑риканской стилистики1960‑х. Задний рядсидений, как и положе‑но в таком автомобиле,тесноват.«Камаро» быстро и гармоничновписался в молодежную культурурубежа 1960–1970‑х. Стал однимиз символов духа свободы, перерастающей иногда в вольницу. Секс,рок-н‑ролл, наркотики… Кстати,именно в 1967‑м троих участников«Роллинг Стоунз», в том числе МикаДжаггера, приговорили за наркотикик условным срокам. В американскихчартах первые полгода лидировалапочти забытая ныне группа «Манки»,потом – боготворимые и нынче«битлы» со своим «Оркестром сержанта Пеппера».Время было веселое, шумное,беспокойное. Газеты писали о гибелибуревестника перманентной революции Че Гевары и призывах Мартина Лютера Кинга к гражданскомунеповиновению. Но американцев,особенно молодежь, в первую очередь волновала война во Вьетнаме.В 1967‑м по крупным городам прошлимассовые демонстрации, а в такназываемом походе на Пентагонв Вашингтоне участвовали, по разнымоценкам, от 70  000 до 100  000 человек. Впрочем, купивших «камаро»в тот год было минимум в два с лишним раза больше. А демонстрантов,конечно, легко понять. На кой чертстране, делающей такие автомобилив таких количествах, убивать своих314 За рулем 11/2012310-312.314.316_Camaro.indd 31405.10.2012 14:27:13 КЛАССИКИ| ЖИВЫЕCHЕVROLET CAMAROОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДОсыновей где‑то в Азии? Лучше быпрохватить на открытом «Шевроле»по знаменитой 66‑й дороге. Ну илипо какой‑нибудь другой.Кстати, на этих номерных хайвеяхи невесомый руль, и дубовые тормоза,и издевательски тщедушные зеркалавовсе не раздражали бы. Ну а нынеш‑няя суматошная Москва – истинныйкошмар для владельцев классиче‑ских американских (да и не только!)машин.«Шевроле-Камаро» слывет однимиз самых знаменитых спортивныхавтомобилей США. Для гонщиковсо временем стали делать модифика‑ции не только с мощными моторами,но и с дисковыми тормозами спередии улучшенными подвесками. Ужев конце 1960‑х «Шевроле» вместес командой Роджера Пенске завоевалкубок производителей в престижнойсерии «Транс Ам», а Марк Донахьюстал двукратным чемпионом в личномзачете. «Камаро» удостоили и инойчести: 375‑сильный белый пейс-кароткрывал гонку в Индианаполисе. Подэто дело фирма даже предлагала серий‑ные копии такой версии.В общем, с этим «Шевроле» кон‑структоры, дизайнеры и маркетологипопали в яблочко. Продажи росли вме‑сте с количеством модификаций. Ужеосенью 1969‑го представили второепоколение, через 11 лет – третье…Тем временем девушки и юношиконца 1960‑х меняли прическии стиль одежды, становились роди‑телями и ворчали на отпрысков, слу‑шающих диско. А потом папы и мамы,а то уже и дедушки-бабушки, давнопривыкшие к более комфортабель‑ным, вместительным и экономичныммашинам, стали, словно дети о рож‑дественских подарках под елкой,мечтать о встрече с чумовыми купеи кабриолетами своей молодости.И, если это случалось, проис‑ходило чудо. Под пьянящий рев про‑жорливой «восьмерки» в 327 кубикови писк шин хочется пройти пово‑рот как можно быстрее и, невзираяна неподатливость тормозов, нажатьна них перед следующим поворотомкак можно позже…А потом останется только смотретьна прощальные всполохи широкихфонарей и надеяться, что эта встречас «Камаро» не последняя.Благодарим компанию«Дженерал моторс СНГ»и Елену Циванинуза помощь в подготовкематериала.316 За рулем 11/2012310-312.314.316_Camaro.indd 31605.10.2012 14:27:16