210
211
212
213
214
215
216
217
ТЕХНИКА | АВТОМОБИЛИ ГЛАВ ГОСУДАРСТВБОРТ НОМЕР ОДИННа чем должен ездить президент, премьер-министр или, скажем, император государства, обладающегоразвитым автомобилестроением? Дмитрий Федоров оценил официальные кортежи государств,а его коллеги задали тот же вопрос первым лицам компаний, причастных госзаказам.СШАКлассический примерсупердержавы про‑шлого – когда автомо‑биль для главы государства строитсяпрактически с нуля (в штучном коли‑честве), но при этом символизируетсилу и мощь отечественной промыш‑ленности. «Кадиллак» Барака Обамысобственно «Кадиллаком» не является,даже обозначения модели как тако‑вого у него нет. На самом деле фактсоздания этой уникальной машины,которая только снаружи напоминаеттекущие модели СTS или «Эскелейд»,показывает не мощь, а, напротив,слабость американского автопрома.Что бы ни говорили высшие чиныиз руководства компании «Кадиллак»про специфические запросы спецслужб,в подавляющем большинстве странвсе же умудряются обходиться лимузи‑нами, созданными не с чистого листа,а на базе серийных моделей.Предыдущие президентские«кадиллаки» строили как раз на базеобычных седанов, но вот беда: в конце2000‑х после пережитого кризисав линейке фирмы просто не осталосьбольших моделей, пригодных длясо­здания подобного транспорта.Брать CTS – смешно, обожа­емый рэперами «Эскелейд» – глупо.Поэтому барак-обамовский лимузинпостроили на шасси грузовика «GMCТопкик» (это что-то вроде ЗИЛ‑130),прикрыв его грубую начинку обо‑лочкой с мотивами кадиллаковскогодизайна.210 За рулем 11/2012210-217(4X1_2V)_mashini prezidentov.indd 21005.10.2012 20:46:33 На правах рекламыКНРВо времена председателяМао высшие офици‑альные лица страныпередвигались на лимузинах «Хунци»,созданных в конце 1950‑х, в эпоху«большого скачка». Мало кто знает, чторазработка модели для предводителейкоммунистической партии шла сразуна нескольких предприятиях, как тогдабыло принято говорить, «по личнойинициативе снизу». В итоге выборпал на «Хунци», созданный FAW –«Первым автомобильным заводом»,самым современным на тот моментВольфганг Шуберт,управляющий директор«Кадиллак Европа»:«Президенту великойстраны, конечно, следуетездить на машине наци­ональной марки. Пусть этобудет спецмодель, но подобщедоступным брендом.Вам, например, можнобыло бы сделать президент­скую «Волгу», возродив про­изводство таких машин.Наш автомобиль на 100%отличается от серийного.Он слишком тяжел, и оченьвысокие требования предъ­являет заказчик (секрет­ная служба США). Раньшена серийном шасси строилибронированные машинысторонние фирмы, теперь мы210-217(4X1_2V)_mashini prezidentov.indd 211предприятием, построенным с совет‑ской помощью.В 1990‑е годы старые китайскиелимузины заменили на «Ауди», чтовполне логично: именно эта немецкаяфирма первой организовала совмест‑ное производство автомобилей в КНР,причем с участием того же FAW.А самые престижные версии китайских«ауди» даже унаследовали легендарнуюмарку «Хунци», сохранив номинальноестатус-кво.Но рост экономической и поли‑тической мощи Китая вновь заставилзадуматься об оригинальной моделидля руководства. За дело опять взялсяFAW. Первая попытка вышла не совсемудачной – опытный образец, в кото‑ром были использованы агрегаты«Тойоты-Ленд Крузер Прадо», почтиполностью копировал монументальнуювнешность «Роллс-Ройса Фантом». Раз‑вития этот проект не получил. Видимо,на самом верху успели сообразить, чтоплевать на авторские права с уровняот такой практики отказа­лись. Всю машину целикомпроектирует и производитспециальное подразделение«Джи-Эм».Ныне каждому хозяинуБелого дома строят новыйлимузин. Старые же машиныотправляются на работув наши посольства, занимаютместа в разных структурах,например в Президентскойбиблиотеке Рейгана илиЦентре Клинтона.«Кадиллаки» несутслужбу в президент­ском гараже с 1919 года(и с той же поры участвуютв парадах). У компаниимного знатных клиентов –не так давно мы, к слову,продали машины бельгий­ской королевской семье».05.10.2012 20:46:35 | АВТОМОБИЛИ ГЛАВ ГОСУДАРСТВмашины взамен первоначально плани‑ровавшихся пяти.ЮЖНАЯ КОРЕЯправительственного лимузина будетох как некрасиво. Поэтому 1 октября2009 года на военном параде в Пекинедебютировал совсем иной «Хунци»,на этот раз безопасно повторявшийстилистические мотивы своего пред‑шественника родом из 1950‑х. У этоймашины 12‑цилиндровый мотор, какутверждается, полностью оригиналь‑ной разработки. FAW все еще оченьнадеется на госзаказ, чтобы окупитьзатраты на разработку. Но при всейэкономической мощи государствав китайском правительстве все жесомневаются, стоит ли тратить казен‑ные деньги на автомобиль стоимостью1,2 млн. долларов.ЯПОНИЯПремьер-министрЯпонии использует дваавтомобиля. Гибридный«Лексус-LS 600h L» демонстрируетпередовое мышление правительстваи, разумеется, высокие технологиисвоей страны. Кстати, благодарянейтральному бензоэлектрическомуимиджу данная модель нашла дорогуи в главные гаражи других стран,прежде всего тех, где не любят пафоси заботятся об экологии (среди них,например, Гонконг и Исландия).Классический сдержанный стильв гараже японского премьера-министраолицетворяет «Тойота-Сенчури».В почти неизменном виде эта модельвыпускается с 1967 года, тем не менееее не собираются ни заменять, ни сни‑мать с мелкосерийного производства.Во время самой серьезной модерни‑зации, проведенной в 1990‑е годы,«Сенчури» приобрела уникальный5‑литровый мотор V12 взамен прежней«восьмерки», уж слишком баналь‑ной. С явно устаревшей внешностьюконтрастируют такие опции, какзадние сиденья с массажем и электри‑ческое управление задними дверьми:для закрытия или открытия нужнолишь дотронуться до ручки.Эта же модель, но в удлиненномисполнении «Ройял» (на фото вверху)используется членами императорскойфамилии. Причем из-за того, чтоавтомобили вышли слишком доро‑гими (500 тысяч долларов – в пять раздороже стандартной модели), импера‑торский двор решил заказать четыреУдивительно,но до 2009 года прези‑дент Республики Кореяпри жестком государственном протек‑ционизме отечественного автопромапередвигался на импортных автомо‑билях. Странно, да? Рядового корейцаза покупку иномарки могут уволитьс работы, а президента это правилоне касается?На самом деле поначалу предста‑вительский «Экус» для ответственнойгосслужбы мало годился, хотя и присут‑ствовал в линейке «Хёндай» с 1999 года.Его первое поколение, спроектиро‑ванное японцами из «Мицубиси»,представляло собой довольно хлипкуюпереднеприводную конструкцию, малоподходящую для бронирования. Другоедело новое поколение: оно построенопо классическим канонам представи‑тельской машины и, главное, сразупроектировалось под возможность бро‑нирования. Когда служба охраны пре‑зидента убедилась, что ни по качествусборки, ни по уровню защиты «Экус»не уступает использовавшемуся ранееБМВ 7‑й серии, она сразу дала доброна поставку трех машин в главныйгараж республики.БРАЗИЛИЯВесьма интересенвыбор президентадругой быстроразвива­ющейся страны – Бразилии. Машиныздесь используют не отечественные,но и не общепринятые «мерседесы»с БМВ. Выбор главной машины госу‑дарства может показаться странным:это седан семейного класса «ФордФьюжн Гибрид». Модель американская,собрана в Мексике. Но в политикоэкономическую ситуацию Бразилииона вписывается идеально. Скромнаявнешность не раздражает большую212 За рулем 11/2012210-217(4X1_2V)_mashini prezidentov.indd 21205.10.2012 20:46:39 глава отдела дизайна«Лексус»:«Вы ведь наверняка в курсе,что первый в мире гибридныйпредставительский седансделал именно «Лексус»?Уверяю, в ближайшем будущеммы сможем удивить новымиразработками. Водить машинустанет проще и при этом интереснее!Наши автомобили рассчитаны в первую очередьна тех, кто любит сам сидетьза рулем. Вот почему в модельном ряду нет лимузина, хотяна некоторых рынках такой«Лексус» наверняка будетвостребован. Кроме того, мыне выпускаем бронированныемашины и у нас нет планов ихделать. Я знаю, что «лексусы»бронируют сторонние компании, но за такую защиту мыне ручаемся.Есть ли вероятность, чтобыимператор или кто-либоиз членов правительства ездилна неяпонском автомобиле?Я не могу себе это представить!Для семьи императора производят специальные машинына основе «Тойоты-Сенчури».Это по-настоящему эксклюзивный автомобиль, который ужеочень много лет используетсядля официальных выездовверховной власти. И я не особорасстроен, что для этих целейне выбрали «Лексус», – мыв Японии чтим традиции».На правах рекламыЙо Хируто,массу избирателей-бедняков. Гибридный бензоэлектрический привод демонстрирует заботу об окружающей среде.А за безопасность высших чинов отвечает скрытое бронирование.Прежде роль главного автомобилястраны играла модель, хоть как-тородственная местному автопрому, –«Шевроле-Омега». На самом деле этоперелицованная версия австралийского «Холдена-Коммодер». А когдаимпорт этой модели прекратился,пришлось искать замену. Но почемувзяли «Форд»? Ну, во‑первых, егозаводы давно работают в Бразилии,а во‑вторых, вряд ли политика можноупрекать за выбор такого автомобиля.Любопытно, что страны-соседиБразилии, в основном гораздо болеебедные, менее щепетильны в выбореглавного автомобиля государства:в Боливии это БМВ 7‑й серии, в Аргентине – «Ауди-А8», в Чили – «Лексус-LS600h L».АВСТРАЛИЯВ Австралии местныйавтопром также представлен филиалами компаний «Дженерал моторс» и «Форд».Поэтому глава правительства логичносклоняется именно к своим маркам –как правило, к «Холдену». Благодаряоригинальному бренду он считается210-217(4X1_2V)_mashini prezidentov.indd 21305.10.2012 20:46:40 | АВТОМОБИЛИ ГЛАВ ГОСУДАРСТВКарим Хабиб,шеф-дизайнер БМВ:«Могу ли я представить, чтобычлены германского правительстваездили, например, на английскихавто? Нет! У них слишком хорошийвыбор из отечественных моделей. Чтокасается транспорта российского президента… У него БМВ? Нет? Тогда этодействительно проблема! (Смеется.)Технически и стилистическиавтомобили для VIP-клиентов далеконе всегда отличаются от обычных.Наши покупатели, как правило, просят поработать лишь над нюансамиотделки. Иногда нужно заменитьхромированные детали более спокойными, чтобы не было бликов.Или, наоборот, добавить яркости,окрасить кузов в цвет «хамелеон».Для этого в БМВ есть подразделение«Индивидуал». Некоторые заказчикихотят получить хорошо защищенныйавтомобиль – вот что действительнотребует огромной работы. Но бронирование – это уже не ко мне, у нихтам столько секретов!..».сдают свои изделия на правах арендыв правительственный гараж. По идее,глава государства должен уделятьравное внимание всем автомобилям,чтобы его не обвинили в покровительстве тому или иному производителю.Правила правилами, но дают себязнать личные чувства. Поэтому выбортой или иной модели действующийканцлер часто делает исходя из собственных предпочтений. Скажем,Герхард Шрёдер чаще всего появлялсяна «Ауди-А8», так как и до занятиявысшего государственного поста онпредпочитал машины именно этоймарки.А вот Ангела Меркель вышлаиз восточных земель и не имелатесных связей с тем или иным производителем, поэтому она стараетсяпоровну распределять внимание между«Мерседес-Бенцем» S‑класса, БМВ 7‑йсерии, «Ауди-А8» и «ФольксвагеномФаэтон».ФРАНЦИЯПримерно такая же практика во Франции. Главастраны имеет выбориз трех автомобилей, до последнеговремени это были «Ситроен-С6»,«Рено-Вель Сатис» и «Пежо‑607».И здесь основную роль играют личныепредпочтения: Жак Ширак чаще ездилна «Рено», в то время как Николя Саркози (а может, его супруга?) остановилвзгляд на «Ситроене».Гораздо оригинальнее происходит выбор инаугурационногоэкипажа – так, при возведениив должность Саркози фирма «Пежо»вытащила из запасников сделанныйв единственном экземпляре открытыйконцепт-кар «607 Паладин» 2000 года.Говорят, настоял на этом сам будущийпрезидент: дескать, сколько можноиспользовать для парадов старинныекабриолеты на базе «Ситроена-SM»,построенные еще в 1970‑х! Надо смотреть в будущее.более австралийским, чем общемировой «Форд». К тому же последнийв 2008 году снял с производства своибольшие австралийские модели. Такчто единственным выбором премьерминистра остался «Холден-Каприс».В настоящее время это самая крупнаязаднеприводная модель концерна«Дженерал моторс» в общемировоммасштабе. Между прочим, точнотакая же у премьер-министра НовойЗеландии – сказывается давняя экономическая и политическая близость двухстран.ГЕРМАНИЯВ стране сразу четыремарки производят автовысшего класса, и все они214 За рулем 11/2012210-217(4X1_2V)_mashini prezidentov.indd 21405.10.2012 20:46:44 На правах рекламыНынешний президент ФрансуаОлланд последовал примеру предшественника и тоже отличился привыборе машины для инаугурации –он дефилировал в гибридном дизельэлектрическом «Ситроене-DS5».ВЕЛИКОБРИТАНИЯПремьер-министр Маргарет Тэтчер не толькопроводила радикальнуюполитику, чтобы вытянуть Великобританию из глубокого кризиса, – онапродемонстрировала отрыв от прежних традиций, пересев с устаревшего«Ровера» на более шикарный и передовой «Ягуар-XJ».С той поры на Даунинг-стритпаркуются только автомобили этоймодели. Были и аналогичные имДэни Уиль,руководитель центра истории«Ситроен»:«В преддверии выборов людииз Елисейского дворца поинтересовались автомобилемдля церемонии инаугурации.На тот момент нам, в отличиеот конкурентов, было что предложить, и с января мы сталиготовить для торжественнойцеремонии открытый DS5.Знаю, что его утверждали обакандидата. Франсуа Олланд,впрочем, еще раньше посещалзавод и выбрал для себя DS5.На нем (в варианте с жесткойкрышей) сейчас и ездит –самом обычном, без брони,зато с серийной гибриднойустановкой. Тем самым подчеркивает высокий уровеньфранцузского автопрома.И свою демократичность!С середины прошлоговека «ситроены» возят президентов – «Траксьон Аван»,DS (выдержал покушениена своего пассажира де Голля),бронированный СХ, открытыепарадные SM. Большая ответственность!210-217(4X1_2V)_mashini prezidentov.indd 215А машину с последнейинаугурации вы можете увидеть на автосалоне, она в экспозиции гибридов и электромобилей. Ей, кстати, пришлосьтакой дождь выдержатьво время торжеств! Салон,даром что кожаный, промок насквозь. Даже ушлыефранцузские журналистыне заметили, что машину мызаменили – ровно такой же,но с сухим салоном и другиминомерами».05.10.2012 20:53:54 ТЕХНИКА | АВТОМОБИЛИ ГЛАВ ГОСУДАРСТВРольф Фрэч,руководитель отдела разработок«Бентли»:«Я с гордостью называю «Бентли» королевской маркой – ведь Ее ВеличествоЕлизавета II выбрала наши машины.Весь мир мог видеть шикарную машинуна свадебной церемонии принца Гарри.Елизавета II использует «Стэйт Лимузин» с 2002 года, таких автомобилейблизнецов изготовлено два.Я знаю, что российский президентпередвигается в немецкой машине,и наверняка на то есть весомые причины.Но если г‑н Путин решит поменять бренд,мы всегда готовы!Подразделение «Бентли Муллинер»исполнит любую прихоть: будь то значительное увеличение мощности, нестандартные опции, электроника или отделкасалона под самый взыскательный вкус.Например, одна дама пожелалавыкрасить машину в цвет ее любимого…лака для ногтей. Другая захотела, чтобыкузов искрился в тон любимой броши.Так в гамме появился оттенок «блюкристл».Оставаясь скорее консерваторами,мы экспериментируем: через три годапоявится первый вседорожник «Бентли»(вы могли видеть его предтечу в образеконцептуального EXP 9 F). Этого хотятмногие наши клиенты: молодые спортс­мены, зрелые бизнесмены, кинозвезды…к 300 тысячам фунтов. Но внешне онпочти неотличим от серийных.О королевских «бентли» такогоне скажешь. В 2002‑м, в год золотогоюбилея правления Елизаветы II, онаполучила в подарок два уникальныхлимузина (фото – в начале статьи),у которых с серийным «Арнажем»общие только агрегаты. Эти автомобили используются исключительнодля официальных церемоний и дажене имеют номерных знаков.Кстати, после того как «РоллсРойс» отошел к БМВ, английская королева охладела к машинам этой марки,хотя до этого они составляли основуее гаража. Но то, что «Бентли» принадлежит немецкому же «Фольксвагену»,ее, видимо, не смущает.ИТАЛИЯИтальянцы тоже ревниво держатся за своипрестижные марки.До последнего времени официальным транспортом президента был«Мазерати-Кваттропорте» – пожалуй, один из самых экстравагантныхсреди автомобилей глав государств.Также использовалась оригинальнаяпо дизайну, но абсолютно провальнаяв коммерческом плане «Лянча-Тезис»бизнес-класса.Для выездов нынешнего президента Джорджо Наполитано служитболее консервативная и официальная«Лянча-Тема». Правда, итальянскойавтопромышленности тут нечем гордиться – ведь это просто американский«Крайслер‑300С» с иными эмблемами.МАЛАЙЗИЯИногда выбор отечественного производителя в качестве основыгосударственного парка способенвызвать скандал. Вот замечательныйпример. Правительство Малайзии«дэймлеры», пока эту марку не устранила компания «Ягуар». Причемне всегда эти автомобили официальночерного цвета. Тони Блэр предпочиталсеребристый «Ягуар», а Гордону Браунуприглянулся зеленый – традиционный«бритиш рэйсинг грин». Все автомобили премьер-министров начинаяс 1975 года получали скрытую броню;нынешний «XJ Сентинел» ДэвидаКэмерона не исключение. Говорят, стоимость такого «Ягуара» приближается216 За рулем 11/2012210-217(4X1_2V)_mashini prezidentov.indd 21605.10.2012 20:51:32 На правах рекламыв полном составе, начиная с премьерминистра, с 1990‑х годов поддерживаломестную марку «Протон». Высшиечины использовали в качестве официального транспорта ее наиболее дорогие модели (на самом деле они едвадотягивали до среднего класса) «Вайя»и «Пердана», в том числе их длиннобазные варианты. Но втихую большинство членов кабинета ездило на гораздоболее комфортных и дорогих представительских седанах европейскогопроизводства. В один неподходящиймомент лицемерие вылезло наружу,и руководство страны было вынуждено оправдываться: мол, местные«протоны» жутко ненадежны, перегреваются в жару, отказывают в самыйнеподходящий момент – в общем,своими поломками всячески мешаютвыполнению важных государственныхобязанностей. Доля правды здесь была,и на замену отечественным машинампришлось закупить более-менее политкорректные седаны «Тойота-Кэмри»и «Вольво‑S80».Фил Попхам,директор по продажам«Ягуар – Ленд-Ровер»:«Члены королевской семьии весь двор используют«ягуары-XJ» и «ленд-роверы».Это очень важная клиентура,и, конечно, мы не допускаеми мысли о том, что королевскаясемья отдаст предпочтение другой компании. Ее Величество,кстати, иногда ездит за рулемпо своим владениям на «Дефендере», причем абсолютно стандартном, с конвейера.Вообще, отказ от переделкигарантирует сохранение высокогокачества: мы не хотим сниматьдетали с автомобиля после того,как он построен, что-то менять,переоборудовать, встраивать.Мы выпускаем лимитированныесерии, но на конвейере, при этомпредлагаем массу опций.210-217(4X1_2V)_mashini prezidentov.indd 217Конечно, и «Рейндж-Ровер»может быть представительскимэкипажем, не только «Ягуар».Ведь эту модель специально разрабатывали так, чтобы клиентуне пришлось покупать два автомобиля – один для езды с шофером, а другой для выходных».05.10.2012 20:46:51