196
ВЕЩЕЙТРЕНИЕКОМПОНЕНТЫ | О ПРИРОДЕТрение в автомобиле –друг или враг?РассуждаютАлексейВоробьев-Обухови МихаилКолодочкин.ТРИВ КОРЕНЬИсточник знаний, какизвестно, – книга, вот онанам и поможет. Берем увесистую автомобильнуюэнциклопедию и закладываеммежду ее листами страницы журнала – насколько хватит терпения.А теперь хватаем журнал за корешок… и спокойно поднимаем вместес ним книгу, которая даже не думаетпадать! Удерживает ее как раз трение – о нем и поговорим.В автомобиле силы тренияразбились на две команды: однамешает ему двигаться, другая жеактивно помогает. Чем меньше,к примеру, трение поршневыхколец о стенки цилиндров, шариковоб обоймы или зубьев шестеренокдруг о друга – тем, понятное дело,лучше. И шума меньше, и нагревне такой сильный, и топливо экономится. Но попробуйте представитьсебе диски сцепления, избавленныеот трения: с ними машина вообщене тронется с места! То же относитсяк покрышкам: не будь трения шиноб асфальт, автомобиль беспомощнососкользнул бы под горку до ближайшего препятствия (в гололед таки бывает).Мотор мотором, но для движения машине нужна именно силатрения, приложенная к колесамсо стороны дороги. Трение это пропорционально силе давления однойповерхности на другую. А коэффициент пропорциональностизависит от материала поверхностейи их обработки (степени шероховатости), – не зря шинных делмастера постоянно разрабатываютновые рецептуры резиновой смеси.Сегодня типичный тормозной путь –около 40 м (порой и тридцать), а старенькие авто проползали до полнойостановки метров пятьдесятьшестьдесят и даже более. Скажемсразу, что это трение столь же важнои для разгонной динамики.А как лучше тормозить (разгоняться) – юзом или без проскальзывания колес? В обычных случаяхпредпочтительнее второе: известно,что трение покоя немного большетрения скольжения. Это однаиз причин появления системы ограничения тяги и антиблокировочнойсистемы. Вторая причина в том,что, как только трение скольжениявозникает в одном направлении,оно полностью исчезает в другом –и машина становится неуправляемой: когда колеса идут юзом,поворот руля на них уже не влияет.Кстати, нагруженный автомобильна размытой дороге буксует меньшепустого. Помогает выбраться поройи дополнительная загрузка ведущихколес.А вот дрэгстеры, показывающиечудеса разгона, напротив, стартуютв клубах дыма от беспомощно,казалось бы, шлифующих асфальтколес. Хитрость в том, что от сильного нагрева часть резины мгновенно прикипает к асфальту и мыимеем дело уже с трением резиныпо резине. А здесь коэффициенткуда больше!Еще один случай, когда трениепомогает автомобилисту, – использование лебедки, трос от которойнекуда зацепить. Однако еслиможно обернуть его вокруг дереваили столба, то даже узел завязыватьне придется: свободный конец легкоудержит и ребенок. А если длиныхватит на пару оборотов, то и стараний ребенка не нужно: чем сильнеебудет сопротивляться автомобиль,выбираясь из болота, тем большебудет давление троса на столб и темсильнее трение между ними. Да такне то что машину – корабль удержать можно. Когда‑то об этом написал Жюль Верн в романе «МатиасШандор». Там силач сумел удержатькорабль. Хотя на самом деле хватило бы и хрупкой девушки – ейпомогло бы трение.Еще пара примеров полезногои вредного трения – в салоне автомобиля. То, которое между пятойточкой и сиденьем, безусловно,полезно. А возникающее междуремнем безопасности и одеждой – вредно: оно мешает катушкевыбрать слабину и ослабляетэффективность ремня. Здесьна помощь приходят пиротехнические преднатяжители, преодолевающие это трение. Они нужныпри наличии эйрбегов – иначе даженебольшой слабины хватит, чтобыкрепко разбиться о сработавшуюподушку.Тормозные колодки однозначноголосуют за трение: без него онибессильны. Правда, где трение,там и сумасшедший нагрев, который откровенно мешает, – но кудадеваться? Болты с гайками такжеза трение: без него они простоне усидели бы на месте. Правда, приоткручивании приржавевших соединений думаешь совсем наоборот…Получается, автомобилюот трения куда больше пользы, чемвреда. Но все же приятно помечтать о машине, которая, двигаясьпо инерции, вообще не потребляетбензин.196 За рулем 11 / 2012196_Friction-book.indd 19605.10.2012 20:23:25