Дакар-2009: Доехали!

Дакар-2009: Доехали!

Первый африканец, выигравший «Дакар». В Америке.
Первый африканец, выигравший «Дакар». В Америке.

Последний этап «Дакара-2009» не сулил никаких неприятностей. Да, конечно, это гонка, все что угодно может произойти в любой момент. Но все самое сложное позади, и вроде никаких угрожающих предпосылок, тем более в зачете грузовиков. Победа будет наша! Скоростной участок недлинный — по «цивильным» дорогам в самой обустроенной части Аргентины. Просто проехать, причем даже не надо особо быстро — и финиш.

Живой коридор в исполнении аргентинских болельщиков.
Живой коридор в исполнении аргентинских болельщиков.

Неприятностей и не было. Но был очередной сюрприз. И кое-кто из команды «КамАЗ-Мастер», отслеживая передвижение экипажей по трассе, схватился за валидол. Компьютерная система слежения за ходом гонки упорно отказывалась показывать экипаж №506 — лидера в зачете грузовиков, Фирдауса Кабирова. Исчез! Вот уже финишировал Чагин, организаторы неформально поздравили его с победой, а Кабирова все нет! И только тогда мониторинг, наконец, проснулся: этап, а заодно и гонку выиграл Кабиров. Нам остается лишь скромно присоединиться к поздравлениям Дмитрия Медведева, оперативно отправленным команде из Набережных Челнов. Пожалуй, она провела свой самый сильный «Дакар» за все двадцать лет участия.

К Карлосу Сайнсу «Дакар» пока относится без особого пиетета.
К Карлосу Сайнсу «Дакар» пока относится без особого пиетета.

О доброжелательном и щадящем характере последнего СУ можно судить по результатам лидеров в зачете Car: первая пятерка уложилась в минуту! Подобное нередко бывает в классическом ралли, на участке длиной километров десять. Так что последние два дня «Дакара» несколько противоречили давним традициям гонки. Да и вообще, если посчитать цифры, вторая половина «Дакара» по общей дистанции примерно такая же протяженная, как и первая. А по скоростным участкам — втрое короче! С другой стороны, жалоб на недостаток трудностей и сходов ни от кого не услышишь. И потери весьма существенные: три экипажа заводской команды Mitsubishi, Нассер аль Аттиях, Карлос Сайнс. Причем испанец, что особенно обидно, сошел на последнем из настоящих этапов «Дакара». Дальше были просто семечки.

Леонид Новицкий на финишном подиуме.
Леонид Новицкий на финишном подиуме.

Россияне зачета Car установили, как минимум, два выдающихся достижения. Очень высокое итоговое место у Леонида Новицкого — восьмое в абсолютном зачете! При этом российский экипаж лучший из всех, что ехали на BMW X3. И очень высокий процент успешных финишей — шесть машин из девяти одолели всю гонку. А если бы организаторы вели себя по-людски, не принимая в идентичных ситуациях разные решения, могло быть и семь машин на финише — Бориса Букатова сняли с дистанции, на наш взгляд, не по делу.

Робби Гордон — «энергетический монстр».
Робби Гордон — «энергетический монстр».

Особо отметим третье место Робби Гордона и его Hummer H3 — машина все-таки построена без глобального участия завода. Американец превзошел все ожидания! Вообще, первая десятка абсолютного зачета выглядит в итоге совсем не так, как предрекали прогнозы. Volkswagen выиграл абсолютно заслуженно: годы уроков от Mitsubishi и постоянная работа по совершенствованию машины сделали свое дело. А Mitsubishi не выиграла тоже, в общем, логично. Переход от проверенного Pajero Evo к абсолютно новому турбодизельному Lancer Racing получился слишком резким. До старта в «Дакаре» Lancer успели обкатать, не считая тестов, только в одной боевой гонке — короткой бахе в Португалии. Правда, Стефан Петерансель там выиграл. Но баха это всего лишь баха, совсем другие условия и совсем другие масштабы. Судя по всему, уязвимым местом новых Mitsubishi оказались именно моторы. Из-за них сошли Петерансель и Люк Альфан, да и у Хуана Ромы были некоторые проблемы. На следующем «Дакаре» наверняка все будет иначе.

Фирдаус Кабиров — победитель «Дакара»!
Фирдаус Кабиров — победитель «Дакара»!

Фирдаус Кабиров: «На этом „Дакаре“ было тяжело, пыльно, вязко. Первые этапы старались ехать на подкачке, много проколов, но колеса не меняли, экономили время. А когда стали менять, то соперники тоже меняли и задерживались. Удачная гонка, мы доехали без потерь и удержали первое место!»

Константин Жильцов, штурман Ярослава Соловьева: «Последний СУ — два часа вокруг заборов, километр направо, километр налево, и так по квадратам, ни обогнать, ничего не сделать. В голове народ уже ехал играючи, там ничего не решалось. А общее понимание „Дакара“ прежнее: в первые дни не опускаться низко и создавать преимущество. И тогда дальше едешь вольготно, спокойно. Если с самого начала свалиться в „гарнир“ по техническим или иным причинам, тогда начинается тяжелая борьба, причем не с соперниками, а с автомобилем, с организацией, с самим собой. Начинается риск, обгоны. Но мы доехали, это радует.

Впечатления от гонки в целом у нас не очень, потому что организаторы часто отменяли то куски участков, то участки целиком, и все в целях безопасности. Для разных экипажей участки получались разной длины. А после начисляли штрафы тем, кто по их же указаниям проехал меньший путь. Они считают, что это нормально. Сейчас все закончилось, все нормально, мы в порядке, машина целая, но остался неприятный осадок. В общем, этот «Дакар», на мой взгляд, был очень сложный. Совсем не то, к чему мы успели привыкнуть в Африке. Здесь нужна другая техника».

Виктор Воликов: «Ехали в такси, увидели пивную, сели расслабиться и попить холодного пива за финиш. Не верю, что это произошло, поскольку были моменты, когда мы уже не надеялись, что доберемся до конца. Но добрались, и, похоже, даже шестыми в зачете Production. „Дакар“, конечно, явление, которое развилось до культового размаха, один раз в жизни на него надо точно выехать. Не знаю, что будет дальше, а сейчас я очень рад. Есть неудовлетворенность тем, что первая неделя нам не удалась, могли бы и лучше выступить. Но что теперь сделаешь, что есть, тем и гордимся!»

Алексей Беркут: «Впечатления от сегодняшнего дня какие-то странные, потому что у нас были технические проблемы, и мы стартовали практически последними. Толком ничего не видели, и езды особо не получилось. Самые сильные впечатления от того, как Буэнос-Айрес встречал эту гонку. Люди стоят на протяжении 300 км возле дороги, такое своеобразное ограждение из людей. Практически вся Аргентина вышла и приветствует гонщиков. Не представляю, что будет завтра на процедуре подиума, наверное, миллион народу. Это о сегодняшнем дне, а так… мы довольны, что доехали. Финиш на „Дакаре“ — это тоже достижение, особенно с теми проблемами, которые мы собрали на этой гонке. По сравнению с Африкой этот „Дакар“ более жесткий. Это не только мое мнение, это подтвердят многие, кто был в Африке».

Илья Кузнецов: «Нормально ехали первую половину гонки, а потом у нас начались проблемки. Сначала рама треснула, а на седьмой день умерли амортизаторы, из-за треснутой рамы вырвало уши. Машина буквально развалилась на куски, еле доехали 70 км до финиша этапа. Совсем устали, и клиренс исчез. Доехали кое-как, стяжками стянули все, что отвалилось. Был длинный перевал, и мы на этом этапе опоздали и получили штраф четыре часа с лишним. Это сразу откинуло нас с 17-й на 30-ю позицию. Потом у нас стартовая позиция оказалась низкая, и обгонять было тяжело — пыль. А в песках машина вообще не ехала, на высотах 2500 м еле трогались с места. Застревали много.

Сегодня было просто, катились спокойно, не рисковали, не обгоняли никого, незачем — пять-десять минут нечего не решали. Интересный участок между огородами, между полями, длинные прямики. Все в пыли. Доехали — это уже победа, можно думать о будущем. Но точка поставлена, мы доехали свой первый «Дакар»! 

Результаты четырнадцатого этапа:

Зачет Car

1. Жинель де Вильерс (ЮАР, Volkswagen Touareg) — 1:35.43 

2. Леонид Новицкий (Россия, BMW X3) — 0.02 

3. Кшиштоф Холовчик (Польша, Nissan Navara) — 0.17 

4. Хуан Рома (Испания, Mitsubishi Racing Lancer) — 0.38 

5. Герлен Шишери (Франция, BMW X3) — 0.50 

6. Марк Миллер (США, Volkswagen Touareg) — 6.39 

Зачет Truck

1. Фирдаус Кабиров (Россия, КамАЗ 4326) — 1:49.56 

2. Владимир Чагин (Россия, КамАЗ 4326) — 0.39 

3. Франц Эктер (Германия, MAN TSG 18.480) — 1.27 

4. Герард де Рой (Голландия, GINAF X2223) — 2.19 

5. Марсель ван Влит (Голландия, GINAF X2222) — 12.17 

6. Ильгизар Мардеев (Россия, КамАЗ 4326) — 14.31 

Итоговые результаты:

Зачет Car (стартовало 177 экипажей, финишировало 90)

1. Жинель де Вильерс (ЮАР, Volkswagen Touareg) — 40:10.57 

2. Марк Миллер (США, Volkswagen Touareg) — 8.59 

3. Робби Гордон (США, Hummer H3) — 1:46.15 

4. Ивар-Эрик Толлефсен (Норвегия, Nissan Navara) — 6:04.34 

5. Кшиштоф Холовчик (Польша, Nissan Navara) — 6:37.49 

6. Дитер Деппинг (Германия, Volkswagen Touareg) — 8:43.29 

7. Мирослав Заплетал (Чехия, Mitsubishi L200) — 11:03.08 

8. Леонид Новицкий (Россия, BMW X3) — 13:15.13 

9. Герлен Шишери (Франция, BMW X3) — 14:49.49 

10. Хуан Рома (Испания, Mitsubishi Racing Lancer) — 17:27.46…

37. Илья Кузнецов (Россия, Mitsubishi L200) — 46:06.13…

42. Виктор Воликов (Россия, Toyota Land Cruiser 120) — 55:10.25…

43. Ярослав Соловьев (Россия, Buggy SMG V8) — 55:29.28…

48. Александр Бараненко (Россия, Toyota Land Cruiser Prado) — 65:57.35…

78. Алексей Беркут (Россия, Mitsubishi Pajero Evo) — 278:57.21 

Зачет Truck (стартовал 81 экипаж, финишировало 52)

1. Фирдаус Кабиров (Россия, КамАЗ 4326) — 49:43.36 

2. Владимир Чагин (Россия, КамАЗ 4326) — 3.39 

3. Герард де Рой (Голландия, GINAF X2223) — 59.56 

4. Ильгизар Мардеев (Россия, КамАЗ 4326) — 6:46.30 

5. Франц Эктер (Германия, MAN TSG 18.480) — 7:19.11 

6. Андре де Азеведо (Бразилия, Tatra 815) — 9:31.18 

7. Пеп Вила Рока (Испания, Mercedes Benz 1844-АК) — 16:06.40 

8. Вулферт ван Гинкель (Голландия, GINAF X2222) — 16:29.47 

9. Хорди Хуантени (Испания, MAN TSG 26.480) — 19:53.45 

10. Золтан Шаллер (Венгрия, MAN M2000) — 20:27.01 

Зачет Bike (стартовало 217 пилотов, финишировало 113)

1. Марк Кома (Испания, KTM 690 Rallye) — 52:14.33 

2. Сирил Деспре (Франция, KTM 690 Rallye) — 1:25.38 

3. Давид Фретень (Франция, Yamaha WRF 450) — 1:38.56 

Дакар глазами Кузьмича

Редакция ЗР благодарит участника «Дакара-2009» Алексея Кузьмича — штурмана экипажа №474, который в свободные от основных занятий минуты успевал передавать нам свои путевые заметки. Молодцы, ребята! Мы за вас болели, и рады, что вы доехали! Да еще и с неплохим результатом.

[caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption]Кузьмич Алексей, мастер спорта международного класса, неоднократный призер этапов Чемпионата и Кубка России, Кубка Мира по ралли и ралли-рейдам. Обладатель Кубка России по ралли-рейдам 2006 года. Финишировал в ралли-рейде «Дакар 2007».

В марафоне «Дакар 2009» — штурман экипажа №474. Пилот Виктор Воликов, автомобиль Toyota Land Cruiser KDJ 120, класс Production (T2), команда Toyota Competition Russia.

Результат гонки — 42 место в зачете автомобилей.

17 января

УРА! ФИНИШ!

Мы это сделали!

Благодаря тому, что в течение всего марафона мы медленно, но верно поднимались, сегодня стартовали тридцать восьмыми, ехали спокойно в своем темпе. Трасса сегодняшнего дня очень похожа на первый скоростной участок. Много прямиков и поворотов на 90 градусов. И так же пыльно. Очень много зрителей и на СУ, и на лиазоне. Вдоль дороги кемперы, палаточные лагеря, до нас долетали запахи местного шашлыка. В город въезжали по живому коридору! Нас встречали как героев!

Еще раз всем спасибо за поддержку, за то, что болели за нас и верили!

18 января

Вчера прибыли в Буэнос-Айрес: 300 км живого коридора зрителей!

На каждой развязке, вдоль трассы, на каждой бензоколонке стояли люди!

Хотелось бы сказать пару заключительных слов тем, кто писал Дорожную книгу. Очень много проблем «писатели» создали в гонке спортсменам, так еще и на заключительных 5 км устроили «рак мозга» в стиле ралли третьей категории! Недобой по дистанции, неверные позиции, не полностью достоверная информация и т.д. Хорошо, что мы заранее знали куда ехать, хоть и сделали небольшой крюк, чтобы не отклоняться от маршрута. Один из мотогонщиков при въезде в закрытый парк просто рвал и метал — заблудился на этих пяти километрах и получил штраф!

Машину сразу поставили в закрытый парк, не заезжая в сервис.

Когда ехали в такси, молчали, разглядывая забытый мир за окном.

«Да, — говорю я, — немаленький бивуак отгрохали. Как же мы теперь техничку и столовку найдем?» Все трудное уже позади. Привыкаем к обычной жизни.

Вечером отужинали всей командой в ресторане и двинули в клуб, где Red Bull проводил вечеринку для участников гонки. Надолго нас не хватило, через пару часов уехали в гостиницу отдыхать. Прилетаем в Москву 21 января в 6.35 утра рейсом SU300 в Шереметьево-2 из Мадрида.

Экипаж Воликова передает привет из Аргентины.
Экипаж Воликова передает привет из Аргентины.

Тринадцатый этап: Загадки командной тактики Двенадцатый этап: Пустыня поглотила Сайнса Одиннадцатый этап: Минус Букатов, минус Мироненко Десятый этап: Петля, упершаяся в ночь Девятый этап: Битва с пустыней Восьмой этап: Жара и горы, день тяжелый День отдыха: Отдых не для всех Седьмой этап: Плохой день для Mitsubishi Шестой этап: Спринт погубил лидеров Пятый этап: Хроника пропавших экипажей Четвертый этап: Песок по-аргентински Третий этап: Настоящий марафон Второй этап: Жара, пыль и первые потери Первый этап без потерьПресс-конференция команды «КАМАЗ-мастер» 3 января

Автоновости на нашем канале в Яндекс.Дзен

Автоновости на нашем канале в  Яндекс Дзен

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые