УАЗ Патриот — оцениваем ремонтопригодность — журнал За рулем

УАЗ Патриот: тест-ремонт

Обслуживаем УАЗ Патриот, оцениваем трудоемкость операций и сравниваем с другими автомобилями.

УАЗ Патриот дебютировал в далеком 2005 году. У отечественных машин период смены поколений заметно больше, чем у зарубежных, но Патриот уже несколько раз обновляли. Каков немолодой, но молодящийся Патриот на фоне более свежих конкурентов из-за бугра?

Ремонтопригодность мы оцениваем в баллах. Они соответствуют суммарным нормочасам (по официальной сетке), затраченным на проведение определенных операций.

УАЗ Патриот
УАЗ Патриот

УАЗ Патриот

Дебют август 2005 года, Москва

Кузов 5‑дверный универсал (SUV)

Двигатели бензиновый 2.7, 135 л.с.; дизельный 2.2, 114 л.с.

Коробка передач М5

Привод полный

Комплектации Classic, Comfort, Limited

Цена 779000–1099990 руб.

Сила и мощь

Под капотом бензинового Патриота живет хорошо знакомый атмосферный мотор ЗМЗ‑409, который нынче выдает 135 л.с. Он прошел несколько модернизаций, чтобы соответствовать современным нормам токсичности, но сохранил простоту конструкции — в частности, необслуживаемую цепь ГРМ, ресурса которой теоретически должно хватать на весь срок службы мотора и которую по-прежнему можно поменять в гаражных условиях.

На Патриотах с кондиционером навесное оборудование приводится одним ремнем. Для его натяжения применен ролик-автомат. Проще всего ослабить и заменить ремень снизу автомобиля. При обратной установке важно не забыть протащить ремень между вентилятором и кожухом, иначе он не встанет на место. Регламент ТО не устанавливает интервалов замены ремня, но обычно он живет около 45 000 км.

Для снятия магистралей с бензинового топливного фильтра нажимаем на квадратный фиксатор [стрелка]. На Патриоте эти быстросъемы посажены очень туго, поэтому не удивляйтесь, что придется приложить усилие.
Для снятия магистралей с бензинового топливного фильтра нажимаем на квадратный фиксатор [стрелка]. На Патриоте эти быстросъемы посажены очень туго, поэтому не удивляйтесь, что придется приложить усилие.

При первой замене свечей зажигания индивидуальные катушки тяжеловато выходят из колодцев. Не бойтесь прилагать усилие — ничего не сломаете. Потом извлекать катушки будет проще.
При первой замене свечей зажигания индивидуальные катушки тяжеловато выходят из колодцев. Не бойтесь прилагать усилие — ничего не сломаете. Потом извлекать катушки будет проще.

Фильтр в металлическом расширительном бачке ГУРа выполняет и функцию масляного щупа. Уровень должен доходить до края сетки.
Фильтр в металлическом расширительном бачке ГУРа выполняет и функцию масляного щупа. Уровень должен доходить до края сетки.

При обратной сборке воздушного фильтра снимаем резиновый уплотнитель [стрелка] с основания и переставляем его на кожух. Иначе он не встанет ровно и не обеспечит герметичность соединения.
При обратной сборке воздушного фильтра снимаем резиновый уплотнитель [стрелка] с основания и переставляем его на кожух. Иначе он не встанет ровно и не обеспечит герметичность соединения.

Навесное оборудование у версий без кондиционера приводят два ремня. Основной — через шкивы генератора, насоса системы охлаждения и коленвала. Его натягивает ролик-автомат, который расположен примерно в том же месте, что и ремень на модификации с кондиционером. Дополнительный ремень предназначен для насоса усилителя руля и вискомуфты вентилятора охлаждения. Этот ремень обделен роликом, для его натяжения нужно ослаблять и перемещать кронштейн крепления насоса.

Доступ к катушкам зажигания свободный. Они закреплены гайками «на 10», а их разъемы снабжены удобными язычками-фиксаторами. Регламент замены свечей — через каждые 30 000 км. Для них потребуется головка «на 16».

Бензиновый мотор снабжен выносным топливным фильтром. Он установлен на раме кузова рядом с раздаточной коробкой и закреплен обжимным хомутом с парой болтов «на 10». Замена фильтра — дело нехитрое. Сначала отсоединяем две топливные магистрали на стандартных быстросъемах, а затем хомут. Интервал обновления фильтра — каждые 30 000 км.

Сливная пробка [стрелка] радиатора охлаждения двигателя расположена в нижней части его правого бачка. Регламент замены антифриза — через каждые 60 000 км. При сливе жидкости грязез­ащитные щитки двигателя можно не снимать.
Сливная пробка [стрелка] радиатора охлаждения двигателя расположена в нижней части его правого бачка. Регламент замены антифриза — через каждые 60 000 км. При сливе жидкости грязез­ащитные щитки двигателя можно не снимать.

Доступ к масляному фильтру двигателя (бензинового или дизельного) ограничен, но надеть на него съемник или цепь не составит особого труда.
Доступ к масляному фильтру двигателя (бензинового или дизельного) ограничен, но надеть на него съемник или цепь не составит особого труда.

Сливные и заливные пробки [стрелка] в переднем и заднем мостах сделаны под шестигранник «на 12». Интервал замены масла — каждые 45 000 км. Нормальный уровень смазки — под кромку заливных отверстий.
Сливные и заливные пробки [стрелка] в переднем и заднем мостах сделаны под шестигранник «на 12». Интервал замены масла — каждые 45 000 км. Нормальный уровень смазки — под кромку заливных отверстий.

Пробки на коробке передач: сливная [желтая стрелка] — «на 24», заливная [зеленая стрелка] — «на 23».
Пробки на коробке передач: сливная [желтая стрелка] — «на 24», заливная [зеленая стрелка] — «на 23».

Дизель ЗМЗ объемом 2,2 литра пришел на смену агрегату Iveco в 2012 году. По словам сервисменов, «иностранец» был значительно надежнее и проще в обслуживании. Привод ГРМ отечественного мотора имеет две цепи. Регламентом их обслуживание не предусмотрено, но живут эти цепи недолго, а их замена очень сложна. В гаражных условиях лучше не лезть в этот мотор. Для выставления меток и фиксации валов обязателен специнструмент.

Дизельные версии Патриота идут только с кондиционером, поэтому привод навесных агрегатов имеет единую схему. Отдельный ремень для привода ТНВД, генератора и насоса охлаждения необходимо менять каждые 45 000 км. Он имеет автоматический ролик-натяжитель, как на бензиновой версии. Дополнительный ремень предназначен для компрессора кондиционера, вискомуфты вентилятора охлаждения и насоса ГУРа. Для его натяжения использованы два ролика с эксцентриковым механизмом. Их позаимствовали из привода ремня ГРМ двигателя ВАЗ‑2112. Для регулировки ролика ослаб­ляем центральную гайку «на 17» и спецключом поворачиваем эксцентриковую шайбу. Регламент замены этого ремня — каждые 60 000 км.

Чтобы было удобно устанавливать воздушный фильтр, не разбирайте полностью стяжной хомут корпуса [стрелка]. Достаточно ослабить его, немного открутив болт «на 12», и отвести вниз.
Чтобы было удобно устанавливать воздушный фильтр, не разбирайте полностью стяжной хомут корпуса [стрелка]. Достаточно ослабить его, немного открутив болт «на 12», и отвести вниз.

Патроны всех ламп в задних фонарях закреплены поворотом по часовой стрелке.
Патроны всех ламп в задних фонарях закреплены поворотом по часовой стрелке.

Прижимная пластина передних тормозных колодок закреплена двумя болтами «на 10» [стрелка].
Прижимная пластина передних тормозных колодок закреплена двумя болтами «на 10» [стрелка].

Ролики-натяжители [стрелка] с эксцентриковым механизмом для ремня навесных агрегатов дизельного двигателя.
Ролики-натяжители [стрелка] с эксцентриковым механизмом для ремня навесных агрегатов дизельного двигателя.

Топливный фильтр дизельного двигателя ЗМЗ удобно расположен в моторном отсеке (справа), его модуль снабжен обогревом, ручным насосом, а сам сменный элемент — датчиком наличия воды. Основание фильтра закреплено на кронштейне двумя болтами «на 14», разъем устройства обогрева имеет простой фиксатор. После отсоединения топливных магистралей, зафиксированных обычными хомутами, вынимаем модуль в сборе. Не забудьте снять колодку с датчика наличия воды, стоящего в нижней части. Этот «контролер» по совместительству является пробкой для слива нежелательной жидкости. Датчик вкручен в сменный элемент фильтра, а он, в свою очередь, - в металлическое основание. Интервал замены — каждые 15 000 км.

Блоки цилиндров бензинового и дизельного моторов очень похожи внешне, схожа и компоновка подкапотного пространства. Для слива масла из двигателя откручиваем унифицированную пробку поддона под ключ «на 15». Доступ к ней свободный. А вот чтобы добраться до масляного фильтра, стоящего на блоке справа, нужно снять соответствующий боковой элемент заводского металлического пыльника, который закреплен болтами «на 10» и саморезами под головку «на 8». Интервал замены масла — 15 000 км, но на пробеге 2500 км предусмотрено так называемое нулевое ТО, в ходе которого смазку необходимо обновить.

Эксцентрики механизма подвода задних тормозных колодок к барабану [зеленая стрелка]. Смотровые окошки для оценки износа колодок и зазоров расположены симметрично, одно из них показано желтой стрелкой.
Эксцентрики механизма подвода задних тормозных колодок к барабану [зеленая стрелка]. Смотровые окошки для оценки износа колодок и зазоров расположены симметрично, одно из них показано желтой стрелкой.

Сливная пробка раздаточной коробки [зеленая стрелка] — под головку «на 24», а заливная [желтая стрелка] — на «23».
Сливная пробка раздаточной коробки [зеленая стрелка] — под головку «на 24», а заливная [желтая стрелка] — на «23».

Для слива антифриза из блока мотора (бензинового или дизельного) на его левой стороне преду­смотрена пробка [стрелка] под головку «на 14». Доступ к ней свободный.
Для слива антифриза из блока мотора (бензинового или дизельного) на его левой стороне преду­смотрена пробка [стрелка] под головку «на 14». Доступ к ней свободный.

Автоматический ролик-натяжитель [стрелка] ремня навесного оборудования ослабляем ключом «на 15».
Автоматический ролик-натяжитель [стрелка] ремня навесного оборудования ослабляем ключом «на 15».

Материалы по теме
UAZ-RZHEV zr07-15-HDR UAZ Hunter и Patriot: спасибо, дед!

Воздушный фильтр как у бензиновой версии, так и у дизельной расположен в правой части моторного отсека. Патрубок его воздухозаборника закреплен хомутом под шлицевую отвертку или головку «на 10», а выходная магистраль — хомутом «на 7». Далее ослабляем большой стяжной хомут с болтом «на 12» и вынимаем корпус с фильтром. Его кожух зафиксирован гайкой «на 17», как и сам сменный элемент на основании. Интервал замены — 30 000 км.

На Патриоте установлены коробка передач и раздатка корейской фирмы Dymos. По словам сервисменов, у этих агрегатов высокая надежность и большой ресурс. В обеих коробках предусмотрены удобные сливные и заливные пробки. Требуемый уровень масла — по кромку заливных отверстий. Регламент предусматривает замену масла каждые 45 000 км.

От колес до приборов

Для Патриота регламентирована замена масла ГУРа через каждые 45 000 км. А большинство других производителей декларируют, что смазка рассчитана на весь срок службы автомобиля.

Увы, магистрали системы на Патриоте не имеют соединений на хомутах, всё завальцовано, поэтому сервисмены предпочитают поэтапную, частичную замену масла. Сначала его откачивают из расширительного бачка, затем заливают свежую смазку и прогоняют систему при работающем моторе, а потом повторяют эту процедуру несколько раз.

Классическое исполнение топливного фильтра дизельного двига­теля. Топливные магистрали закреплены разными хомутами [желтая стрелка] — меньше шансов перепутать их при установке. Ручной подкачивающий насос показан зеленой стрелкой.
Классическое исполнение топливного фильтра дизельного двига­теля. Топливные магистрали закреплены разными хомутами [желтая стрелка] — меньше шансов перепутать их при установке. Ручной подкачивающий насос показан зеленой стрелкой.

Механизм регулировки стояночного тормоза расположен снизу машины на поперечине рамы рядом с передними креплени­ями рессор. Можно подстраивать длину троса рычага ручного тормоза [желтая стрелка] и тросов, идущих на задние колёса [зеленая стрелка]. Все гайки — под ключ «на 24».
Механизм регулировки стояночного тормоза расположен снизу машины на поперечине рамы рядом с передними креплени­ями рессор. Можно подстраивать длину троса рычага ручного тормоза [желтая стрелка] и тросов, идущих на задние колёса [зеленая стрелка]. Все гайки — под ключ «на 24».

Для доступа к лампе передней противотуманки частично демонтируем подкрылок, откручиваем его снизу и отводим в сторону. Лампа Н11 зафиксирована поворотом. Чтобы снять разъем, нажимаем на язычки замков [стрелка] на боках.
Для доступа к лампе передней противотуманки частично демонтируем подкрылок, откручиваем его снизу и отводим в сторону. Лампа Н11 зафиксирована поворотом. Чтобы снять разъем, нажимаем на язычки замков [стрелка] на боках.

С заменой АКБ всё предельно просто. Батарея зафиксирована металлической планкой на двух шпильках и гайках «на 13». Клеммы стандартные.

Подкапотный блок предохранителей расположен за АКБ. Его крышка зафиксирована защелкой с одной стороны и выступами — с другой. На крышке есть обозначения цепей на английском и русском языках. Жаль, не предусмотрели запасных предохранителей.

Салонный блок предохранителей спрятан в панели приборов, чуть ниже и левее рулевой колонки. Его крышка закреплена тремя защелками сверху и тремя выступами снизу. На ней есть обозначения цепей, а в блоке — запасные предохранители.

Замки крепежной пружины лампы дальнего света Н1 [стрелка]. Разъемы — без фиксаторов.
Замки крепежной пружины лампы дальнего света Н1 [стрелка]. Разъемы — без фиксаторов.

Лампа ближнего света Н7 закреплена пружиной, имеющей два замка [стрелка]. Разъем — без фиксаторов, просто снимаем его на себя.
Лампа ближнего света Н7 закреплена пружиной, имеющей два замка [стрелка]. Разъем — без фиксаторов, просто снимаем его на себя.