Легендарные автобусы СССР — сходство и отличия двух ЛАЗов

Названы особенности конструкции автобусов ЛАЗ‑695Б и ЛАЗ‑695Е

Первые, еще мелкосерийные ЛАЗ‑695 во Львове собрали в 1956 году.

Пуск очередного завода и появление нового большого автобуса стали для страны важными событиями.

Уже в 1958 году начали производство модернизированной версии ЛАЗ‑695Б. А в 1963‑м развернули выпуск ЛАЗ‑695Е, внешне почти неотличимого от предыдущей модели. Но важные изменения в нем все-таки были.

ЛАЗ-695

  • Длина – 9220 мм
  • Колесная база – 4190 мм
  • Число мест для сидения – 32
  • Общая вместимость – 55 пассажиров

По габаритам и вместимости ЛАЗ‑695Б и ЛАЗ‑695 не отличались. Позднее в справочниках стали указывать максимальную вместимость – 65 пассажиров. Но оба автобуса были не очень удобны для больших городов, поскольку не имели накопительной площадки, а проход был узким из-за сдвоенных сидений по обеим сторонам.

Легкий каркас кузова на мощном основании для ЛАЗ‑695 спроектировали по лекалам немецких автобусов Mercedes-Benz и Setra (Setra – от selbsttragend – самонесущий). Профили (основные – из стали толщиной 1,5...2 мм), из которых делали каркас, и у ЛАЗ-695Б и ЛАЗ-695Е они были одинаковыми.

ЛАЗ‑695Б

  • Снаряженная масса – 6300 кг
  • Полная масса – 10 300 кг

Дизайн заднемоторного ЛАЗ‑695Б создали под заметным влиянием автобусов Magirus-Deutz серии Saturn. Передок ЛАЗ‑695Б украсили фирменный буквой Л, по стилистике очень похожей на литеру М на Магирусах. На ЛАЗ‑695Б появились воздухозаборники на крыше, которых на ранних ЛАЗ‑695 еще не было.

ЛАЗ‑695Б
Для ЛАЗ‑695Б сделали оригинальную панель приборов, характерной чертой которой стали часы.

ЛАЗ‑695Е

  • Снаряженная масса – 6200 кг
  • Полная масса – 10 820 кг

Внешне от предшественника ЛАЗ‑695Б отличался лишь округлыми колесными арками. Но снаряженную массу снизили на 100 кг.

ЛАЗ‑695Е
ЛАЗ‑695Е получил новую, более рациональную панель приборов с увеличенными циферблатами спидометра и манометром пневмосистемы, совмещенным в одном блоке с другими приборами.

От Б до Е

ЛАЗ‑695Е делали до 1969 года, изготовили около 32 тысяч машин. По сути, автобус представлял собой ЛАЗ‑695Б с новым силовым агрегатом. Рост мощности почти в полтора раза улучшил динамику и упростил управление машиной. Не менее важно для эксплуатационников было то, что мотор V8 был заметно надежней и долговечней.

  • О самых популярных советских автобусах читайте тут.
  • «За рулем» можно читать и в MAX