36
37
"МЕХАНИКА""Коробка передач - механическая" слова уже до скуки привычные в технической характеристике современных легковых автомобилей. Кажется, потеснить ее не могут ни гидромеханические автоматические трансмиссии, ни вариаторы, бесступенчато изменяющие передаточное отношение. Имидж "активного водителя" неразрывно связан с ней, доброй старой "механикой". И не только потому, что никакая управляющая электроника не в состоянии предугадать все желания и капризы требовательного водителя. Те же гидромеханические трансмиссии, способные принудительно включать передачи в особом, спортивном режиме (их устанавливают "Порше", "Ауди", БМВ, "Хонда". "Крайслер"), позволяют немного "поиграть в гонщика", но не в силах преодолеть того, что изначально заложено в конструкцию: двигатель не связан жестко с колесами. А если прибавить к этому и ощутимое запаздывание при переключении, то общее впечатление для мастера "спортивного стиля" может оказаться даже тягостным. Не случайно для такого динамичного автомобиля, как БМВ-МЗ, баварская фирма даже и не предлагала автоматической коробки передач. Исключение, правда, составил американский рынок, но тамошнюю машину, скорее, следовало бы назвать БМВ332i, нежели МЗ. Взрывной темперамент двигателя европейской версии оказался бы просто убит "бездушным автоматом". Конечно, далеко не все владельцы БМВ-МЗ - классные гонщики (хотя их и немало), и общение со столь мощной машиной не у всех обходится без сложностей. А ошибка может стоить дорого, если, скажем, водитель попытается "воткнуть" пониженную передачу на слишком высокой скорости или даже просто резко отпустит газ в повороте на мокрой дороге. Инженеры нашли решение этой проблемы - как известно, переключение передач осуществляется простым перемещением рычага вперед-назад без выжима сцепления. Это очень заманчиво и для серийных высокоскоростных машин - возможность водительской ошибки в выборе передачи практически исключается. И пусть наличие аналогов в мире мото- и автоспорта несколько снижает ореол оригинальности вокруг новой разработки БМВ, главное в 36 ЗА РЛМ 4/97 УЕ^it"АВТОМАТ"Желтая лампа сигнализирует о том, что необходимо включить шестую передачу.S 120 О ^100 "О\.Ш200'Дизайн рычага не оставит равнодушными приверженцев спортивного стиля - кожа и полированный алюминий.другом - понравится ли она обычным водителям? Время покажет. SMG - "Секвеншл М Гирбокс" или порусски "коробка передач с последовательным включением" - это обычная шестиступенчатая механическая коробка передач. на крышке которой смонтирован гидравлический исполнительный механизм, управляемый электроникой. Ей же подчинен и гидропривод сцепления, так что привычная педаль сцепления здесь отсутствует. На первый взгляд, все просто. На самом деле потребовались годы исследований и проб в автоспорте, выбор наиболее современных компонентов, чтобы система оказалась готова к серийному производству. Познакомимся с ней поближе. Органы управления БМВ-МЗ с новой трансмиссией аналогичны тем, что иу машин с гидромеханическим "автоматом". Рычаг переключения передач не связан механически с исполнительным механизмом, а всего лишь замыкает и размыкает электрические выключатели. У него четыре основных положения: R, О, Е, S - задний ход, нейтраль, экономичный и спортивный режим. В экономичном переключение полностью автоматическое - по мере разгона система сама выбирает передачу в зависимости от степени нажатия педали газа и дорожных условий. Для скользкой дороги предусмотрен "зимний" режим, когда троганье с места происходит на второй передаче, а переключение более плавное. Если сдвинуть рычаг левее, в положение S (спортивный режим), то электроника уступит водителю право решать, какая передача ему необходима. Перемещение рычага вперед (-) задает включение одной передачей ниже, а назад (+) - одной выше. Чтобы водитель не запутался, на панели приборов, под тахометром, где располагался указатель температуры масла, помещен специальный дисплей, на котором постоянно отслеживается режим работы трансмиссии. Небольшой логотип "БМВ Моторшпорт" служит "по совместительству" индикатором - желтая лампоч- ка сигнализирует, что пора включать следующую передачу. Вас, конечно, интересует, как быстро коробка сможет отреагировать на действия водителя. Примерно за 0,25 с - на уровне мастера очень высокой квалификации. При разгоне можно не отпускать газ электроника управления двигателем во время переключения передач сдвинет момент зажигания назад или отключит один из цилиндров. При переключении "вниз" и торможении двигателем система автоматически делает "перегазовку", облегчая работу синхронизаторов и препятствуя рывкам в трансмиссии. Более того, при торможении двигателем на скользкой дороге она отреагирует на разницу в скорости вращения передних и задних колес и уменьшит тормозной момент мотора, препятствуя развитию заноса.Дополнительные функции, повышающие безопасность движения, этим не исчерпываются. Во-первых, перевести рычаг в положение S, Е или R можно только при нажатой педали тормоза (как на большинстве "автоматов"), а во-вторых, система не позволит уехать с открытой дверью или капотом. Кто-то может обратить внимание на отсутствие традиционной для гидромеханических трансмиссий позиции Р (стоянка). Объясняется это просто: при механической коробке передач в этом нет нужды при выключенном двигателе система оставляет автомобиль, как говорится, "на скорости", препятствуя случайному скатыванию под уклон или попытке отбуксировать автомобиль без разрешения владельца. Как все это работает? В общем-то, довольно несложно. Перемещение рычага включает один из режимов работы трансмиссии, а электроника примет единственно правильное, на ее взгляд, решение, предварительно "опросив" системы управления двигателем и диагностики, замок зажигания, датчики АБС, выключатель стоп-сигналов, "концевики" дверей и капота, датчик температуры масла в коробке передач, датчик скорости вращения ведомого диска сцепления и потенциометр педали газа. Конечно, включить первую передачу на скорости 100 км/ч будет невозможно, но, похоже, си-стема никак не ограничивает действия водителя при движении в управляемом заносе, позволяя ему полностью контролировать пробуксовку ведущих колес. Наряду с лучшей активной безопасностью, "механика" плюс "автомат" обеспечивают плавное и быстрое переключение даже "на полном дросселе" и при высоких оборотах двигателя, давая возможность полностью реализовать его потенциал 236 кВт/321 л. с. при 7400 об/мин - при том, что ограничитель оборотов срабатывает всего на 200 об/мин выше. Способствует система и повышению долговечности мотора, коробки и сцепления, поскольку ударные нагрузки на эти узлы снижаются. Испытатели фирмы, среди которых несколько бывших пилотов формулы 1, утверждают: на трассе длиной примерно 1 минута и 25 секунд БМВ с новой коробкой, по спортивной терминологии, "привозит" стандартному 5 секунд с круга. Непосвященным может показаться, что это совсем немного, но только не для гонок, где и одна секунда - огромная разница. Преимущество достигается в первую очередь тем, что водитель предельно сосредоточен на выборе оптимальной траектории прохождения поворотов, а не на поиске нужной передачи и процессе переключения. В обычных же условиях движения, по утверждению специалистов БМВ, новая коробка ничем не уступает гидромеханическому адаптивному "автомату". И даже удобнее, так как на светофоре не нужно придерживать педаль тормоза. Неужели ив самом деле у новой конструкции нет недостатков? Мы надеемся узнать об этом при непосредственном знакомстве. Анатолий ФОМИН ЗРЛМ 4/97 А УЕ 37