130
ЛвтолюбителейIK ЛIV IB IКАК В КРЕСЛЕ ИЛИ... В КОРЫТЕВ автомобиле, даже самом современном, человек испытывает, мягко говоря, неблагоприятное воздействие множества внешних факторов вибраций, нагрузок и т. д. Однако конструкторы, рассчитывающие эргономику будущих машин, едва ли встретятся затем с жертвами своих неудачных решений. Чаще с ними имеют дело врачи. Доктор медицины, практикующий мануальный терапевт Александр ОЧЕРЕТ, многие пациенты которого страдают заболеваниями "автомобильного происхождения", отвечает на вопросы журналиста Евгения КУЛАКОВА.- Итак, каким должно быть автомобильное кресло "с точки зрения скелета"? - На ранних моделях отечественных автомобилей устанавливали сиденья, абсолютно не учитывающие того факта, что человек относится к классу позвоночных. Между тем автомобильное кресло - это, по сути, рабочее место: каждый водитель, даже не профессионал, проводит на нем десятую часть жизни. Самые большие нагрузки позвоночник испытывает именно в положении сидя. На поясничный отдел при этом падает вес буквально всего тела (даже, как это ни покажется странным, тех частей, что ниже пояса). Не случайно, например, после травм позвоночника пациенту разрешают стоять, лежать - но запрещают сидеть. Позвоночник имеет ряд физиологических изгибов: шейный прогиб вперед (шейный лордоз), грудной горбик назад (грудной кифоз), поясничный лордоз и крестцовый кифоз. Сбоку позвоночник напоминает латинскую букву S или, даже, точнее, знак доллара - $. Вертикальная линия здесь показывает вектор тяжести, и именно на пересечении этого вектора находятся критические узлы, где нагрузка максимальная. Поскольку у позвоночника есть физиологические изгибы, сиденье должно этим изгибам "потворствовать". Спинка кресла на уровне лопаток должна быть как бы провалена. Поясничный отдел, напротив, нужно подпирать подушечкой. Желательно, если она будет еще и опоясывать туловище, обеспечивая поддержку его боковым поверхностям и препятствуя перемещению во время виражей. Хорошее автомобильное кресло должно иметь регулируемую поясничную подушку, регулируемую кривизну спинки и, конечно, валик под шею. Последний служит для предотвращения хлыстовой травмы (при ударе в машину сзади) и для поддержания шейного лордоза; даже если валика нет на машине его надо купить и поставить. Отдельно хочу сказать о подушке сиденья, на которой мы сидим. Она обязательно должна быть жесткой. Этим славятся немецкие автомобили: вроде бы кресло под тобой как деревянное, а сидеть удобно. Есть даже выражение - "по-немецки жесткое сиденье". Американские автомобили, наоборот, оснащаются чрезмерно мягкими подушками кресел; кроме того, часто передние сиденья в них выполнены в виде одной "скамьи", что не дает достаточной опоры корпусу. Иногда та часть подушки, что находится под бедрами, имеет регулировку по высоте, а та, что ближе к коленям, - по длине. При "подгонке под се130 ЗА РУЛЕМ 4/97бя" по всем этим регулировкам надо руководствоваться, конечно, критерием удобства. - Но если человек уже привык сидеть в какой-то определенной позе - как он может определить, правильная ли у него посадка?Естественно, когда автомобиль тронется с места, вы не останетесь в этой позе, а чуть подадитесь вперед. Но на трассе, когда не нужно вертеть головой, я, например, позволяю себе откинуться в кресле и, придерживая руль, просто отдыхаю... - Принципиальны ли различия сидений в разных моделях автомобилей? - Мне довелось лет десять отсидеть за рулем классических "Жигулей" - и к сорока годам поясница у меня просто разваливалась. Страшно неудобное, надо сказать, кресло - обыкновенный стул. Как только купил подержанный "Опель", в ко ­ тором были сиденья с боковой поддержкой и поясничным валиком, безо всякого лечения спина прошла. Вот это и критерий, и результат. Правда, теперь и на наших "восьмерках" и "девятках" сиденья стали более удобные, чем на "классике"... - Отчего еще зависит правильная посадка? - Во-первых, в хорошем автомобиле, помимо регулировки кресла, есть регулировка рулевого колеса. Люди ведь все разного роста: высокий сделает сиденье пониже (чтобы не биться головой о потолок), а человек малого роста или женщина - повыше. ИНеобходимые, по мнению врача регулировки.Спортивное сиденье, удовлетворяющее современным требованиям. Обратите внимание на боковые валики на спинке и подушке, обеспечивающие боковой упор, а также передний валик, препятствующий "сползанию" водителя.- Когда дело доходит до привычки - тут возникает определенная трудность. Ведь есть то, что физиологически обусловлено, и то, к чему человек привык. У нас многие привыкли пить водку в немереных количествах. Но разве это на пользу организму? - Как же проверить правильность посадки? - Сядьте в кресло и откиньтесь назад. При этом каждая часть тела должна как бы лечь в свой футляр. Голова (или шея) - на шейный валик, спина - в спинное углубление, поясница - на поясничную подушку; бедра при этом не сползают вперед. Вес тела не должен падать на какую-то одну его часть.если сиденье можно поднимать-опускать, то и руль тоже надо регулировать вверх-вниз. Кроме того, у людей разные посадки. Я, например, предпочитаю "спортивную" - когда#