121
GOHMHGABMHколес и тормозных цилиндров задних колес (объединенный контур), а задний * поршень - большими тормозными ци ­ линдрами передних колес, что напоминает схему тормозов "Москвича-2141". Рисунки 2и3 дают представление об особенностях итальянской конструкции. Итак, вы сняли главный цилиндр с автомобиля и задали себе первый вопрос: как разбирать? Некоторые мастера поступают просто: зажав в тиски шток заднего поршня, бьют по корпусу цилиндра. Не испытывайте судьбу - при этом частенько ломают корпус или полый шток, толщина стенки которого на конце не больше миллиметра (см. рис. 3). Мы поступим иначе. Подходящей отверткой (без острых кромок!) о сто ­ рожно удалим из корпуса цилиндра уп лотнительное кольцо 12 (см. рис. 3). Д аФ лее вас ждет "сюрприз": пластмассовое стопорное кольцо 11 "защелкнуто" в ка ­ навке корпуса и извлечь его совсем не просто. Но не огорчайтесь: оно одноразовое и его можно удалить любым спо ­ собом. Мы, например, нагреваем в пламени горелки обломок ножовочного по ­ лотна (опиленного до ширины 8 мм) и проплавляем в кольце радиальную щель, после чего его легко вынуть. Одновременно пружина вытолкнет из кор ­ пуса цилиндра уплотнение 10, упорную втулку 9и задний поршень 7в сборе с уплотнительным кольцом 4и латунной Ф распорной втулкой 5. Чтобы извлечь из цилиндра передний поршень и связанные с ним детали, отворачиваем стопорный болт 13. Т е ­ перь вы можете осмотреть передний поршень 2, распорную латунную втулку 5, уплотнительное кольцо 4, пружины 3и 15, тарелку пружин 16 иупорную шайбу 14. В комплект запасных частей (Hauptzylinder Teile-Nr 9941367), поставляемый в продажу, входят резиновые детали 2, 5, 7 (см. рис. 2), уплотнительные кольца высокого давления, тарелки пружин, медная прокладка стопорного болта. Но вместо пластмассового сто ­ порного кольца 11 (здесь и далее все ссылки на рис. 3) вы найдете стальное, причем его толщина 1,2 мм вместо 3 мм у пластмассового. Поэтому для пра ­ вильной сборки гидроцилиндра нужно изготовить дистанционную шайбу аи установить ее между уплотнением 10 и новым стальным стопорным кольцом. Требования к технологии сборки почти ничем не отличаются от изложенных в многочисленных изданиях, например. по ремонту автомобилей ВАЗ. К числу особенностей данного тормозного цилиндра можно отнести уплотнительные кольца 4 высокого давления с "во• ротниками". При сборке важно правильно их установить. Среднее кольцо ставят "воротником" к торцу плавающего ( п е ­ реднего) поршня. Два других повернуты "воротниками" назад. Торцы, в которые упираются "воротники", должны быть отполированы до блеска. Наружный диаметр уплотнительного кольца равен 22,4 мм. Не допускается его износ (уменьшение диаметра) ниже 22.1 мм. Кромка "воротника" выступает на 0,3 мм за торцевую плоскость нового кольца, а у предельно изношенного - до 0,7 мм. Важно помнить об этих размерах, чтобы внешний вид кольца (буквально блестящий) не ввел вас в заблуждение. Узел прижимной пружины уплотнительного кольца включает детали 14,15, 16. Тарелка 16 напрессована на шток поршня, упорная же шайба 14 свободно перемещается. На рисунке положения поршней показаны в исходном состоянии, когда автомобиль расторможен. "Воротники" уплотнительных колец 4 отведены от соответствующих торцов поршней, передняя распорная втулка 5 упирается в стопорный болт, а задняя во втулку 9. При этом через переднее подпиточное отверстие можно увидеть показанный на рисунке зазор 1,5 мм. В рабочем положении поршней (при торможении ) распорные втулки 5с кольцами 4 не контактируют (обратите внимание на размеры - 4 и 4,1 мм). Так как ход пружин 15 ограничен упорными шайбами 14, сжатие кольца 4 между торцем поршня и упорной шайбой задается размерами деталей. При замене уплотнительных колец приходится снимать с поршней тарелки 16. Делают это обычно отверткой, но очень аккуратно , чтобы не погнуть шайбу 14. Для сборки поршня требуется простейшее приспособление, например до ­ ска с отверстием диаметром 6 мм. Передний шток поршня (с предварительно надетыми деталями) опускают в отверстие и легкими ударами напрессовывают на шток тарелку 16. (Можно воспользоваться и приспособлением в виде об ­ резка подходящей трубки и т. п.) Внимание: возвратные пружины поршней 3и8 не одинаковы! Проволока передней имеет диаметр 2,2 мм, а задней - 1,9 мм. Не перепутайте. Опорную втулку 9 устанавливают пазами вперед, при этом положение пазов относительно подпиточного от ­ верстия не играет роли. Если через это отверстие вы не увидите паза во втулке, вновь разбирать цилиндр нет на ­ добности.ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬЗачем на автомобили "Газель" устанавливают ремни безопасности? Нужны ли они в грузовике? Сидя за рулем грузовика, не стоит считать себя неуязвимым. Во-первых, потому, что столкновение возможно не только с менее тяжелой машиной, но ис равной, и даже превосходящей по массе ваш автомобиль, или просто с твердой преградой, например деревом. Более того, для сидящих в кабине грузовика столкновение даже с легким транспортным средством, но движущимся с большой скоростью может иметь самые тяжелые последствия. Не будем приводить расчеты, поверьте в их правильность. Например, вы едете на "Газели" массой 2т со скоростью 70 км/ч, а вам в лоб на скорости 140 км/ч выходит ВАЗ-2109 массой 1 т. Произошло столкновение. С теми, кто находится в "Самаре", все ясно. Но и сидящим в "Газели" не позавидуешь, если они не пристегнулись ремнями. Ведь они ударяются о внезапно остановившиеся части машины (панель приборов, ветровое стекло, руль) со скоростью почти 20 м/с. Шансов выжить мало. Возьмем иной пример. По двухполосной дороге со скоростью 70 км/ч едет порожний ЗИЛ-130 (масса 5 т). Ему навстречу, обгоняя вереницу автомобилей (как это часто теперь бывает), несется "Mepceflec-SL600" (масса 2 т). Если в момент лобового столкновения его скорость была 200 км/ч, то ЗИЛ после удара почти мгновенно отскочит назад со скоростью 7 км/ч. Кабина ЗИЛа пострадает мало, но непристегнутый водитель грузовика, ударившись о жесткий руль со скоростью около 90 км/ч, скорее всего, получит смертельные повреждения. Наконец, самый наглядный пример. Вы едете на огромном КрАЗе, скорость всего 40 км/ч. Перед вами три метра прочного металла (рама, двигатель и пр.), создающие уверенность в полной безопасности. Навстречу выходит груженая "Газель" со скоростью 110 км/ч. Допустим, вес вашей машины 10 т, а "Газели" 3,5 т. Скорость КрАЗа в доли секунды снизится на 39 км/ч, а водитель ударится о руль со скоростью 11 м/с. Если даже его телесные повреждения будут не опасны для жизни, то велика вероятность, потеряв сознание, сгореть в огне: ведь бензобак "Газели" неминуемо взорвется. Так что ремни безопасности и на КрАЗе бы не помешали. Кстати, за рубежом ремнями комплектуют все грузовики, в том числе и крупнотоннажные. З РЛМ4 97 121 А УЕ•