22
23
24
25
26
В добрые старые времена, когда торжествовала инквизиция, добиться от клиента желаемого было проще простого. Каленое железо, клещи да "испанский сапожок" любимые орудия средневековых "испытателей" - быстро приводили к исповеди на заданную тему. Ныне нравы не те. Но нам, технарям, приходится порой прибегать к проверенным веками бесчеловечным методам. ЧТО ГРОЗИЛО ЖЕРТВЕ В этот раз под колпак современных инквизиторов-испытателей попала вазовская новинка - "десятка". За полгода вялотекущих расспросов она так и не раскаялась, не раскрыла своего истинного лица. Поэтому ответ на вопрос, надежна ли ты, дорогая, пришлось выбивать с пристрастием. И учинили автомобилю страшную пытку русской зимой. А чтобы не дать машине опомниться и перевести дух, постановили - даешь зиму за два дня! Да, да, именно столько, 48 часов кряду с короткими перерывами на смену водителей, дозаправку и мелкий ремонт, должна была крутиться "десятка" по льду Гребного канала в Крылатском. Олимпийский водоем в Москве, как известно. в морозы по прямому назначению не используется, зато он стал Меккой для автомобилистов с гоночными наклонностями. Совместными усилиями по замерзшему каналу натоптана извилистая замкнутая трасса длиной 4.6 километра. Это кольцо мы и решили назначить камерой пыток. Здесь есть почти все, что можно отнести к сложным ик тому же скользким препятствиям: голый лед, скоростные участки, широкие виражи, утрамбованный и рыхлый снег, бездорожье, колея, ухабы, гребенка, а в оттепель еще и глубокие лужи. Короче - полный набор "орудий" для издевательства над машиной в целом и многими ее узлами в частности. Хотя, конечно, подобные покрытия не редкость по всей России - от карельских снежников и городов средней полосы, где дороги не посыпают солью, как в Москве, до районов Дальнего Востока. Продолжительность теста - 48 часов тоже взята не с потолка. При расчетной средней скорости 62,5 км/ч машина за двое суток пройдет 3000 километров - столько проезжает за зиму среднестатистический автомобилист. Как видим, задуманный эксперимент довольно точно имитирует реальные условия. А раз так - пора готовить технику к марафону на выживание. ПРОВОДЫ В ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ? Оставалось лишь гадать, выдержит несчастная "десятка" предложенную программу или нет. Но наша позиция с самого начала была жесткой - все узлы и агрегаты стандартные, желательно отечественного производства. Никакой специальной подготовки и специфических спортивных комплектующих. Мало того, ледовый тест решили проводить на неошипованных покрышках! Модель, как ни странно, сомнений не вызывала - товарный "НИИШПРАЛЛИ-4" размерностью 175/70R13 производства Научно-исследовательского института шинной промышленности. Может быть и не самый оптимальный вариант, если иметь в виду чистый лед, но более универсальную резину для зимы отыскать трудно. В ее активе отменные свойства при езде по снегу, колее, а цепкие шашки протектора позволят выбраться из сугроба своим ходом, если, не дай Бог. вылетишь с трассы. К началу беспрецедентного для нас двухсуточного заезда редакционный ВАЗ2110 успел пробежать 13 тысяч километров, и потому перед началом эксперимента мы провели все регламентные работы, предусмотренные ТО-2. Чему уделили особое внимание? С пристрастием проверили тормоза, рулевое управление, натяжение ремней генератора и газораспределительного механизма, зазоры клапанов. Дотошно осмотрели ходовую, протянули крепеж. Тщательно продиагностировали электрооборудование - датчик Холла, коммутатор, блок управления принудительным холостым ходом, электромагнитный клапан и, конечно, генератор, регулятор напряжения, разъемы, электропроводку. Отрегулировали зажигание. Но не все в ходе подготовки машины шло гладко. За несколько дней до старта стал падать уровень охлаждающей жидкости, о чем регулярно напоминала контрольная лампа на диагностическом блоке. Причина неисправности нас откровенно огорчила. Не выдержав давления в системе, лопнул расширительный бачок. Времени на поиски нового почти не осталось, да, надо сказать, искать было нечего. Запасные части для "де-Из судейской машины с "десяткой" постоянно поддерживалась радиосвязь.сятки" пока еще в остром дефиците. Поврежденный бачок удалось запаять, использовав в качестве арматуры латунную сетку. Ремонт оказался более чем удачным. "Заштопанная" емкость стоит на машине по сей день. Задавшись целью максимально использовать отечественные материалы, мы резко ограничили себя в выборе масел. Нужно было подобрать смазку достаточно высокого качества, но под российской маркой. Проблему решили: в двигатель залили синтетический "Спектрол Галакс" SAE 5W50, а в коробку передач - "Спектрол Синакс" SAE 75W-90. Выбор синтетических масел вполне понятен, если учитывать предстоящие нагрузки на силовой агрегат и трансмиссию. Другой же "нашенской" продукции с синтезированной осно-На термометре по-прежнему "плюс З РУЛЕМ 4/97 А23 вой торговля пока предложить не может. К тому же фирма-производитель гарантирует совместимость своего трансмиссионного масла с коробками передач переднеприводных моделей ВАЗа. СУХОПУТНЫЙ "ЧЕЛЮСКИН" Трассу на Гребном канале мы накатывали с тех пор, как встал лед. За два месяца изучили, казалось, каждый поворот, каждую ямку на дороге. Знали, чего ожидать в ту или иную погоду, в мороз и ветер, при ярком солнце ив снегопад. Готовясь к заезду, договорились с начальниками и властями всех рангов. Одно оказалось не по силам: небесная канцелярия заказов на погоду от простых смертных не принимает. Как назло за день до старта подул теплый южный ветер и грянула оттепель. Да какая! Сугробы осели, под ногами захлюпало, вот только до глобального таяния почти метрового льда дело не дошло. В последний раз проинспектировав трассу, пробили обводку вокруг единственной серьезной лужи и ровно в "пятнадцать ноль-ноль" 12 февраля "десятка" отправилась наматывать круги -тест на выносливость начался. Сейчас, по прошествии некоторого времени, восстановить хронологическую последовательность событий по памяти совсем не просто. После двух суток непрерывной гонки все смешалось в наших шумевших от напряжения головах. Чтобы точно передать, что происходило в те дни на канале в Крылатском, призовем на помощь судейский протокол и дневник механиков. 1500 12 февраля. Старт - ВАЗ-2110 уходит на трассу. После первых кругов становится ясно: средняя скорость будет несколько ниже, чем предполагалось, а значит, и километраж до трех тысяч не дотянет. Дорожка на глазах подтаивает, делается рыхлой и неровной. Ехать быстро значит преднамеренно убивать машину, а ведь наша цель - не спринтерский рекорд скорости. Главное - финишировать через двое суток. Такова в общем-то стратегия всех продолжительных заездов. 2 300 12 февраля. За бортом ночь, на термометре по-прежнему "плюс". На ледяной дорожке все глубже и длиннее лужи, все чаще приходится пользоваться стеклоочистителями. Они-то и подложили первую свинью. Левый "дворник" на очередном взмахе вылетел за пределы стекла и завис где-то там, за стойкой. Оказалось, ослабло крепление поводка к валу. Устранение поломки заняло пару минут. 7 00 13 февраля. ("Чертова дюжина", черт ее побери!) К утру все-таки чуть подморозило, дорожка стала менее вязкой, и скорость слегка возросла. Позади уже 880 километров. Вдруг по радио техничка получает сообщение - двигатель не сбрасывает обороты. Этот фокус карбюратора "Солекс" с автоматом пуска нам хорошо известен: воздушная заслонка должна отслеживать температуру охлаждающей жидкости. И как назло именно в пусковом автомате частенько появляется паровая пробка. Циркуляции жидкости нет, температура падает, заслонка, приняв ложную команду, послушно прикрывается. Пустяковое, вроде бы, дело - спускаем немного "Тосола", и... через пару кругов все повторяется. Ничего не поделаешь: удаляем строптивую воздушную заслонку, деревянной щепкой подклиниваем детали, связывающие ее с заслонкой дроссельной, чтобы прикрыть последнюю. Уф! Вроде бы все заработало. Знать бы, что это лишь начало великой карбюраторной эпопеи. 10°° 13 февраля. Трасса очень "мокрая". При проезде очередной лужи вода залила катушку зажигания и высоковольтные провода - мотор захлебнулся. Электрику протерли и обработали водоотталкивающим составом MASTER WIRE DRYER больше подобных фокусов не случалось, хотя глубина луж и увеличивалась. Однако сам факт столь легкого проникновения влаги под капот озадачивает - моторный отсек ВАЗ-2110 снизу защищен огромным штампованным брызговиком-поддоном. цЗО 1з февраля. Опять карбюратор! Двигатель конвульсивно дергается, на педаль газа откликаться не желает - глохнет. Топливному прибору устроена полная ревизия, результаты которой не радуют: в карбюраторе самопроизвольно полностью вывернулись обе эмульсионные трубки. Какая уж тут устойчивая работа двигателя! Неисправность устранили и заодно продули все жиклеры и каналы. Наконец, карбюратор водрузили на место и мотор зажужжал ровно. До поры до времени, как выяснилось через пару часов. 13 30 13 февраля. Опять на холостом ходу не падают обороты, стала тугой педаль акселератора. В пусковом устройстве заклинивает какую-то хитрую тягу. Попытки избавиться от этой неприятности ни к чему не приводят. Пусковое устройство попросту снимаем с карбюратора, но не демонтируем полностью, поскольку через автомат циркулирует охлаждающая жидкость. "Хитрый механизм", висящий на шлангах, заворачиваем в пакет, отводим от карбюратора и проволокой закрепляем на толстом жгуте штатной электропроводки. Опережая события, заметим, что на этом борьба с пусковым автоматом завершилась нашей победой. 15 00 13 февраля. Полпути пройдено. Прибегая к терминологии автогонщиков, отметим, что по чисто временным параметрам свой первый ледовый "Ле-Ман" мы, несмотря ни на что, успешно преодолели. "Десятка" отмерила 276 кругов или 1269 километров. Протираем глаза, поздравляем друг друга с промежуточным финишем и... начинаем все сначала. Незадолго до окончания суток "десятка" побывала-таки в24З РЛМ 4А УЕ сугробе. Обошлось без последствий. С чрезмерно горячим водителем проведена беседа о надежных методах поддержания высокой средней скорости и недопустимости несанкционированных действий. Жертва наших педагогических наклонностей, хлопая воспаленными глазами, внимала голосу рассудка... 19°° 13 февраля. Подтаяло за день основательно. Глубина луж и их длина в колеях увеличились. Правда, заливных озер на трассе еще нет и на скорость прохождения дистанции эти водоемы почти не влияют... А вот ближе к ночи ударил легкий морозец. Раскисшая дорога превратилась в ледяной желоб-колею, заполненную водой, а близкие сугробы обрели угрожающую твердость. С трассы к механикам поступило сообщение - греется двигатель! Оказалось, воздухозаборник радиатора наглухо закупорен льдом. Жаль, на автомобиле не предусмотрен аналог авиационной противообледенительной системы. 01 00 14 февраля. Стоп, машина, "Челюскин" вмерз во льды! При очередной смене водителя чуть ли не "выколачиваем" из автомобиля долотом. "Десятка" напоминает мамонта, восставшего из вечной мерзлоты, - вся обросла толстым слоем льда, на "морде" слой не меньше десятка сантиметров. Радиатор, естественно, опять забит. Замки дверей не работают, прутик антенны радиостанции превратился в ледяную сардельку. Поскользнувшись, "десятка" опять попробовала сугроб - на этот раз более твердый. Пока механики и гонщик вызволяли ее из плена, дверь успела основательно примерзнуть к проему кузова, не пуская водителя за руль! Еще чуть-чуть и пришлось бы так зимовать до весны. Но самое неприятное: набитая за тридцать с лишним часов дорожка между колеями окаменела и кое-где автомобиль садится на брюхо. Езда становится небезопасной. Общим решением трассу закрываем, а чтобы не прерывать забег, машины обслуживания пробивают маленькое запасное кольцо - всего 1,3 километра, зато без водных процедур.- Правда, новая дорожка не столь ровная, но что поделать. Оставшиеся 14 часов ВАЗ-2110 трясся как на стиральной доске. Для полного счастья скончался стартер. Буксирную проушину долго пытались очистить ото льда, но, плюнув, растолкали "десятку" методом матерых таксистов - бампер в бампер. 09°° 14 февраля. Снова машина захандрила! Отказывает ускорительный насос - завис обратный клапан (шарик) распылителя. Донором назначили стоящую рядом "девятку". Клапан позаимствовали оттуда и снова в путь. цзо 14 февраля. Автомобиль покидает круг и замирает рядом с техничкой. Замигала лампа аварийного давления масла. Обидно, до финиша всего три часа! Беглый осмотр. Поддон не замят, уровень масла в норме, в газораспределительный механизм оно поступает, посторонних звуков в двигателе нет. А вот проводка в блоке контрольных ламп на панели приборов вызывает сомнения. Датчик температуры охлаждающей жидкости уже отказал, теперь, похоже, дребезжит контакт лампы аварийного давления. Но с давлением шутки плохи. Принимаем все меры пре«--isiaEsai; досторожности, и "десятка", сбросив скорость, движется к финишу. Красный глазок на панели продолжает подло помаргивать. 1500 14 февраля. Все кончено, но сил радоваться нет. Оказывается, от долгих пыток устают и сами инквизиторы. Позади 2131 километр, секундомер остановлен, механики, еле передвигая ноги, собирают инструмент, а зануда фотограф требует изобразить счастливую улыбку. Куда там! Собрав остатки сил, оскалились в камеру теперь до дому, спать! "Десятка" тоже отдыхает - для нее зимний марафон на выживание завершен. Предстоящее вскрытие в лабораторных условиях определит, чем она больна.Стартер "Искра" ремонту не подлежал. Заменить обгонную муфту аналогичным российским узлом невозможно - деталь оригинальная. Импортный агрегат уступил место отечественному, казанскому. Снизу ничего глобального у "десятки" мы не повредили. Самое серьезное - люфт подшипника левого переднего колеса. Видимо, вскоре фядет его замена. Грустно выглядит кронштейн стабилизатора - резинки вылезли из оправки, а сам он перекошен. Поддон заводского изготовления оказался, скорее, развитым брызговиком, чем защитой. После контактов со снежным бруствером он выглядел как смятая консервная банка. Отрихтовали, подварили и установили назад, пусть ив дальнейшем прикрывает двигатель от потоков воды. В левой передней нише после полетов в сугробы откололась часть пластмассового подкрылка. Оторвались с обеих сторон крепления троса ручного тормоза к кронштейнам задней балки. Хотя, признаться, и без них трос чувствует себя неплохо. В остальном днище автомобиля не пострадало. Нет вмятин, царапин, антикоррозионное покрытие не повреждено. Благодаря специальной пластиковой защитной накладке уцелели тормозные трубки и магистрали бензопровода. В салоне обычная для вазовских машин картина: от тряски разболталась обивка, все скрипит и грохочет. Сняв комбинацию приборов, выяснили, почему не работал указатель температуры охлаждающей ВСКРЫТИЕ ПОКАЗАЛО... Как выяснилось, больной был скорее жидкости и как бы отсутствовало давление жив, чем мертв. Начали с самого вредного масла. От тряски открутилась маленькая прибора - карбюратора. Его сняли, разогайка, соединяющая печатную плату панебрали, промыли, продули, собрали, постали приборов с "массой". Для порядка мы, вили на место, отрегулировали, и он, подконечно же, слили масло, сняли поддон лый, как ни в чем не бывало, заработал. картера и лишний раз убедились в полной Пусковой автомат тоже угомонился и переисправности масляной магистрали. стал хандрить. Причиной всех дефектов И еще несколько замечаний: с первого питания однозначно была отвратительная дня эксплуатации в нашей "десятке" с засборка карбюратора на заводе. труднением включалась вторая передача. 26 ЗРЛМ 49 АУЕ /7Пробег это явление усугубил - теперь без перегазовки она входит с резким "хрюканьем". В багажник попадает вода, и много. Поводки стеклоочистителя приходилось подтягивать каждые 10-12 часов. Один "дворник" даже развалился, не выдержав обледенения. Появился стук правой передней стойки. Что же в итоге? Под ледяной пыткой обвиняемая созналась во многих грехах. Но мы решили быть объективными и признать саму конструкцию "десятки" в большинстве грехов неповинной. К одним поломкам ее подтолкнули поставщики комплектующих (карбюратор, стартер). Другие - на совести сборщиков (грохот в салоне, незатянутые поводки стеклоочистителя, электрика). И все же полностью оправдывать машину еще рано. Помилование временное. В зимнем тесте мы основательно нагрузили узлы подвески, коробку передач, электрооборудование, кузов, протрясли детали интерьера. Но на самом деле долгосрочный тест ВАЗ-2110 только начинается. На очереди - двигатель, сцепление, тормозная система, рулевое управление. "Десятка" должна преодолеть еще несколько сложнейших испытательных этапов общей протяженностью 50 тысяч километров. 16 тысяч уже пройдено, и мы гото\ вим летний арсенал для пыток, чтобы продолжить допрос с пристрастием. Откровенно говоря, перед началом испытаний мы не ставили спортивных задач. Но знатоки сообщили, что за всю историю гонок на выносливость, похоже, еще никто не отъездил 48 часов кряду без шипов по ледяной трассе на стандартном автомобиле. Не исключено - показанная средняя скорость 44,39 километра в час является своего рода рекордом. И если специалисты подтвердят это предположение, постараемся зарегистрировать достижение журналистов "За рулем" и, главное, отечественного автомобиля ВАЗ-2110. Вадим КРЮЧКОВ, ИгорьТВЕРДУНОВ Фото Владимира Князева и Сергея Иванова Редакция благодарит дирекцию ОУСЦ "Крылатское", отдел муниципальной милиции Западного округа города Москвы, Лабораторию коммуникационных систем, Торговый дом "За рулем" за помощь в проведении теста.