117
йоимийлами•Г ^ПРИСПОСОБЛЕНИЯМИ ИЛИ БЕЗ НИХЗаменить сайлент-блоки задних амортизаторов и балки задней подвески "Таврии" несложно. Некоторые успешно выполняют эти операции, вооружившись простейшими устройствами - обычно это достаточно длинный болт с гайкой и набором различных шайб. Но лучшего результата можно достичь, подготовив приспособление или купив что-то подобное на рынке. Рассказывает Валентин ГРИГОРЬЕВ.Задняя подвеска "Таврии" довольно простая, зависимая. К балке, объединяющей колеса, приварены кронштейны, которыми она шарнирно крепится к кронштейнам кузова. Шарниры в соединениях балки с кузовом резинометаллические (сайлент-блоки). Задние колеса теоретически имеют параллельные плоскости вращения (схождение равно нулю). Но реальный автомобиль всегда в чем-то отклоняется от идеала, поэтому для "Таврии" существует определенный допуск на погрешность установки задних колес - 0°±20'. В этом диапазоне "сход" колес практически не проявляется в виде дополнительного износа шин на протяжении всего срока их службы. Однако вследствие того, что резина сайлент-блоков балки обминается, происходит ее естественное старение, схождение колес может выйти за указанные пределы, проявляясь в ухудшении устойчивости автомобиля и ускоренном износе протектора шин. Естественно, на положение колес могут влиять и другие факторы например, ослабление креплений подвески, усталостные повреждения деталей, их деформация. Пригодность сайлент-блоков для дальнейшей эксплуатации обычно оценивают при внешнем осмотре. Явно нарушенную концентричность деталей, растрескивание или выдавливание резины уже можно считать веской причиной для замены сайлент-блока. Совершенно недопустимо доводить дело до такого состояния, когда из-за полного износа резины в нем начинают соударяться металлические детали. В этом случае движение автомобиля по неровной дороге сопровождается резкими, хорошо слышимыми стуками. Посадочные места шарниров могут быть настолько повреждены, что это обернется более сложным и дорогим ремонтом. Выпрессовывают старый сайлентблок приспособлением, показанным на рис. 1. (Порой его просто выбивают молотком или другими подручными средствами). Посадочную поверхность для шарнира во втулке рычага подвески очищают от ржавчины и налипшей резины. Новый сайлент-блок запрессовывают, как показано на рис. 2, а. Заметим, что при разо-вой работе можно обойтись без изготовления шайбы 2, имеющей довольно сложную форму (см рис. 2, а). Ее можно заменить несколькими тонкими шайбами с различными внутренними диаметрами - так, чтобы вместе они составили необходимый для сайлент-блока упор (рис. 2, б). Или же использовать одну шайбу с подходящей прокладкой из плотной резины (рис. 2, в). Опору 6 тоже можно заменить простой шайбой достаточной толщины {не меньше 3 мм). Для мастерской лучше изготовить детали по приведенным здесь эскизам. При запрессовке нового сайлент-бло-Рис. 1. Выпрессовка старого сайпенг-бгкжа: 1 - винт; 2 - шайба; 3-рычаг подвески; 4 - сайлент-блок; 5 - втулка; 6 - опора (размеры опоры в скобках для рис. 2): 7-гайка М12.наружную стальные втулки, разделенные резиновой {рис. 3). Это, очевидно, сложнее, чем на классических "Жигулях" или "Москвиче", зато такой "монолитный" сайлент-блок, запрессованный в проушину, исключает какие-либо отклонения жесткости шарнира от требуемой, как это случается с конусообразными резиновыми кольцами на "Жигулях". (Жесткость шарнира в этом случае зависит не только от материала этих колец, но и от степени их износа и от затяжки болта.) Старый или негодный для использования сайлент-блок можно выпрессовать и самыми примитивными способами - с помощью тисков, молотка, подходящей оправки. Важно лишь не повредить проушину и посадочное место для сайлентблока. При разовых работах, как правило, так и действуют. Подобным же образом поступают и при запрессовке нового сайлент-блока. Если же вы хотите основательно оснастить свою мастерскую, то лучше обзавестись приспособлениями, ускоряющими и облегчающими работу. Их можно купить или изготовить самому. Как видно из рисунков, необходимый комплект включает в себя опорную втулку 1и две оправки 4 (см. рис. 3 и 4), одна из которых помогает выпрессовать сайлент-блок, а другая - запрессовать. Непосредст-ка полезно воспользо ваться мыльным раство ром, чтобы снизить на пряжения в резине и из бежать ее повреждения. Теперь о сайлент-блоках проушин задних амортизаторов "Таврии". Они включают в себя внутреннюю и_^ —1б вРис. 2. Запрессовка нового сайлент-блока: 1 - винт; 2 - шайба; 3 - сайлент-блок: 4 - рычаг подвески; 5 - втулка; 6 - опора; 7 - гайка;а - приспособление для мастерской; б ив - варианты для разовой работы.ЗА РУЛЕМ 4>97117