133
134
ЛвтолюбителейIK JИУ IB• ПРОСТЕЙШАЯ ДИАГНОСТИКА: 1 Х ЧТО СТУЧИТ?Многие водители, обратив внимание на необычный звук, проявляют известное беспокойство, но, выяснив вскоре, что на скорость это не влияет, так и продолжают ездить. Смеем заверить - до поры до времени. Даже плохо закрепленная крышка воздухофильтра, соскочив в конце концов со своих шпилек, может такого натворить! А потому лучше все же выявить и устранить причину странных звуков, не откпадывая это в долгий ящик. Итак, что же может в машине стучать, скрипеть, визжать? Исправный автомобиль должен работать тихо. А если из-под капота и слышно "журчание" двигателя, то желательно, чтобы оно было ровным, без вызывающих звуков: свиста, визга, скрежета и, особенно, стука. Однако сплошь и рядом встречаются машины именно с такими вот звуковыми эффектами. О том, что за этим может последовать, размышляет Андрей ЛАДЫГИН.*СОВСЕМ НЕ СОЛОВЬИНАЯ ТРЕЛЬСвист чаще всего носит аэродинамический характер, то есть появляется при движении с опредепенной скоростью и усиливается, когда она возрастает. "Свистеть" могут антенна, багажник на крыше или перевозимый на нем груз. Если эти причины исключены, но свист досаждает, найти его источник будет сложнее. Проверьте плотность прилегания дверей к кузову, стыки и надежность крепления декоративных деталей передка, посмотрите, нет ли висящих на "пути" воздуха проводов. Иногда в передке обнаруживаешь отверстия, назначение которых остается загадкой: все необходимые приборы (фары, подфарники, "поворотники", звуковой сигнал и др.) вроде бы на месте, а для вентиляции эти дырочки слишком уж малы. Заклейте их изолентой, вставьте в них винты с гайками или подходящие пластмассовые пистоны вполне возможно, что назойливый свист пропадет. Иное дело, если звук проявляется не на скорости, а хорошо слышен даже при низких оборотах холостого хода. В поисках его источника соблюдайте осторожность: повредить руку вращающейся крыльчаткой вентилятора или шкивом приводного ремня можно совершенно неожиданно. А тут еще высоковольтные провода... Особенно опасно совать голову в моторный отсек, пока двигатель не выключен. Словом, старайтесь быть аккуратными. При открытом капоте источник свиста обычно сразуФвыдает себя. Если же нет, советуем проверить состояние и натяжение всех клиновидных ремней: не проскапьзывают ли в ручьях шкивов, не замаслены ли они, не перекручены пи. Еспи начинающему водителю досталась сильно подержанная машина, он может стать свидетелем того, как резинотканевый ремень способен постепенно "проесть" металлические шкивы едва не до дыр. В ручье, утратившем клиновидное сечение, ремень наверняка будет проскальзывать и свистеть. Другой возможный источник свиста подшипники качения навесных агрегатов: генератора, водяного насоса, а на иномарках - еще и гидроусилителя руля или насоса кондиционера. Утратившие смазку подшипники "просвистят" недолго - вскоре они начнут издавать резкий визг, за которым последует их разрушение. Неисправные выявить несложно: достаточно снять ремень, приводящий данный агрегат, и пустить двигатель. Исчезновение свиста подскажет, что несмазанные подшипники, к примеру, помпы вы определили верно. Но этот способ проверки исключен для машин, у которых помпа приводится в действие зубчатым ремнем привода распредвала ("Самара", "Ока", "Таврия", "Опель-Кадет","Фольксваген-Гольф II" и др.). Износ подшипников здесь можно проверить, сняв ремень и провернув помпу за шкив рукой. Она должна проворачиваться легко и беззвучно. Конструкция подшипников в большинстве такова, что без разборки агрегата пополнить смазку невозможно. Впрочем, снятый подшипник лучше заменить новым - он прослужит дольше старого со свежей смазкой. А вот нетипичный случай. Проявившийся на двигателе "Запорожца" осенью, когда похолодало, свист пропал сам собой, когда заменили густое моторное масло на "жигулевское" всесезонное. Видимо, густая смазка не поступала к шариковому подшипнику балансирного механизма.ЭТИ "НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПЧЕЛЫ"Жужжание, зудящие звуки могут быть вызваны чересчур сильно натянутыми приводными ремнями навесных агрегатов. Опытные впадельцы "самар" знают, что зубчатый ремень привода распредвала начинает прямо-таки реветь при перетяжке. На высокой ноте может выть и стартер, шестерня которого не вышла из зацепления с зубчатым венцом маховика. Обычно это кончается аварийной поломкой - "разносом" стартера. Обращаем внимание новичков и неопытных, выезжающих в путь с таким дефектом: в следующий раз вы уже не сможете пустить машину стартером. И еще кое-что для "чайников". До сих пор можно услышать, что электровентилятор системы охлаждения включается в работу только при перегреве двигателя. Заверяем (хотелось бы верить, в последний раз), что это заблуждение и пугаться звука работающего пропеллера вовсе не стоит - если только он за время эксплуатации машины не стал издаЗА РУЛЕМ 4/97 133gpa//**• ЛвтолюбителейIK Л1V1ItsДовольно частая причина стука (вернее сказать, грохота) из-под капота - разрушение одной из опор силового агрегата. В январском номере нынешнего года мы писали о замене "подушки" двигателя на КАНИСТРА? "Мерседесе" ("Жестко спать", стр. 121), а в ПОДВЕСКА?! КОЛЕНВАЛ??! этом номере - о последствиях разрушения Запомните правило: какой бы неопасправой опоры двигателя на ВАЗ-2108, ной или даже смешной ни казалась вам 2109 ("Самара" глазами механика", стр. причина стука, не определив ее, не про107). Есть и другие примеры. Владелец должайте движения. Не раз пугали нас пу"Таврии" был озадачен странным стуком стые канистры, домкрат, насос, что-нибудь (вернее, ударом) при троганье автомобиля из инструментов, прыгающих по пустому с места. Так проявилось отсоединение багажнику, или запасное колесо, небрежно правой опоры двигателя от кузова: отклотуда брошенное. Но иногда стук, припиняясь по инерции назад, мотор ударялся санный канистре, оборачивался весьма корпусом воздушного фильтра о щиток серьезными неприятностями. Что бы вы передка. Когда дефект, наконец, вскрылсказали, например, по поводу ослабленнося, пришлось еще и помятую "кастрюлю" го крепления бензобака, пусть он и заполменять. А вот как проявило себя разрушение задней опоры силового агрегата на нен едва на четверть? "Запорожце" (хотя, по сути, она является Обнаружив причину стука, непременно передней...) - при выжиме сцепления маустраните ее. Иногда, впрочем, диагностишина словно бы получала сильнейший ровать это непросто: на ходу стучит, а оста"пинок под зад". Дефект устранили, подлоновишься - "молчит". Особенно коварна жив вместо штатной "подушки" толстое подвеска - не у всякого водителя хватит резиновое кольцо... от холодильника сил так раскачать машину, как она сама се(амортизатор компрессора) - ничего, слубя раскачивает на неровной дороге. Преджит уже не одну сотню километров. ставьте, что у вас плохо закреплен аккумулятор: на ходу он будет прямо-таки прыНаиболее серьезную опасность предгать, но сколько бы вы ни качали стоящую ставляет стук работающего двигателя. В машину за крыло, он даже не шелохнется. руководствах по эксплуатации отечестКстати, стучит он глухо, можно и не уловить венных автомобилей нередко подробно в общем шуме езды, но следить за его креописывается, как распознать стук изнопежом надо постоянно: вибрация и толчки шенных коренных или шатунных вкладыне продлевают срок службы батареи. шей, поршней, клапанного механизма и Всем известно, что неисправные др. Не думаю, что средний автомобилист амортизаторы стучат. А вот автору довеобязан четко различать стуки - достаточлось как-то больше двухсот километров но помнить, что любой из них потенципроехать, пока он наконец обнаружил приально опасен. чину неприятного звонкого "молоточка" отИзвестно, что основной признак скорой куда-то спереди. "Виновата" была ослабкончины мотора - горение лампы аварийленная гайка штока амортизатора (на ного давления масла на любом из режимов "Таврии"). Покачивание кузова за крыло работы. Появившийся при этом отчетливый ничего не показало (и неудивительно), так стук - уже не предупреждение, а требовачто пришлось подвергнуть ревизии рычаги ние немедленно остановиться и больше не подвески, их сайлент-блоки, даже шаропускать двигатель до разборки и ремонта. вую опору. Дефект обнаружился соверМногие покупались на том, что, немного шенно случайно... В другой раз ослабла остыв, двигатель начинал стучать менее затяжка обеих гаек передних ступиц. Этот отчетливо, даже сохранял подобие давлестук не выявить даже энергичным покачиния в масляной магистрали (лампочкаванием колеса в вертикальной плоскости - "масленка" иногда гасла). Как правило, за 134 ЗРЛМ 49 А УЕ /7вать оглушительный вой или визг. В этом случае моторчик надо снять, чтобы отремонтировать или заменить. Активно шуметь на ходу могут и близко расположенные, но не закрепленные жестко металлические детали: оболочки тросиков, тормозные трубки и топливопроводы, а иногда и просто утратившие крепеж части. Плохо закрепленная "защита" картера на любой из отечественных машин также может вибрировать и даже бренчать. Однажды на "Москвиче" "запела" крышка воздушного фильтра (открутилась гайка крепления) - словно под капотом бензопилу включили... На "тавриях" нередко "напевают" штампованный из металла или пластмассовый кожух плоскозубчатого ремня, а также металлическая облицовка передка.надо попытаться подтянуть гайку либо подергать за полуось (которую на переднеприводных машинах принято называть ШРУСом). Трещины в деталях подвески, износ резинометаллических шарниров (сайлентблоков) сначала проявляется скрипом и скрежетом. Заметив это, не доводите дело до полного их разрушения: трещину можно хотя бы временно заварить в любой придорожной мастерской, а сломанную деталь поскорее заменить.УДАР, ЕЩЕ УДАР...этим следовало разрушение или заклинивание деталей. Если же сразу прекратить попытки пуска и эксплуатации машины, можно немного сэкономить на ремонте. Но бывают случаи, когда лампочка не горит, а посторонний звук в двигателе все же слышен. Что ж, есть в моторе детали, которые не "завязаны" напрямую на систему смазки. Встречаются, например, случаи ослабления крепления маховика. Поршни и клапанный механизм при износе также вряд ли "зажгут" лампочку, однако могут заявить о себе достаточно громко. Но это не надо путать с холодным ("утренним") перестуком клапанов в двигателях, оборудованных гидрокомпенсаторами. Здесь после прогрева перестук обязан исчезнуть. Итак: в случаях появления стука одновременно с падением давления в системе смазки двигатель надо безоговорочно останавливать, а при сохранении давления можно еще некоторое время проехать - до ближайшего сервиса, где выяснить причину.НАЙДЕТЕ СЭКОНОМИТЕИз нетривиальных случаев стука известны, например, такие. У владельца "Жигулей" расслоился ремень привода помпы и генератора. Образовавшийся "хвостик" звонко стучал о защиту картера. О неисправности водитель догадался лишь по мелким частицам резины, которыми покрылось подкапотное пространство,- а хотел уже было мотор разбирать. А один владелец "Запорожца", услышав стук мотора в пути, обнаружил, что с торца стержня одного из выпускных клапанов слетела "шапочка", отчего клапанный зазор вырос сразу в несколько раз. Но, несмотря на то, что клапан фактически перестал открываться, мотор почему-то не потерял в мощности и продолжал как ни в чем не бывало катить груженую машину со скоростью около 90 км/ч. Впрочем, водителю улыбнулась удача: злополучная "шапочка" не успела закупорить отверстие для стока масла из головки цилиндров в картер. Так, вовремя обратив внимание на стук из-под капота, удалось предотвратить действительно серьезные поломки и дорогостоящий ремонт. Некоторые скажут: "Опять о "Запорожце"! А у меня "Форд"... Тем читателям, которые откладывают статью в сторону, если речь в ней идет не конкретно об их моделях, хотелось бы сказать: сходные узлы и детали есть на многих автомобилях, так что при желании нетрудно провести нужную аналогию. ...Весна на дворе. Все мы заждались ее и рвемся ездить, ездить, ездить. Счастливого пути! Но не забудьте, что он должен быть без стуков, скрипов, свистов.