27
28
29
МАЗ родился под грифом "секретно": 9 августа 1944 года Государственный комитет обороны постановил организовать автосборочный завод на юго-восточной окраине Минска. Собирали там американские грузовики и до конца войны успели отправить на фронт 5 тысяч "студебеккеров", "макков" и "шевроле". Завеса секретности вокруг этого факта продержалась почти полвека: у советской цензуры помощь союзников числилась в списке запретных тем.БОЛЬНОЙ СКОРЕЕ ЖИВ, ЧЕМ МЕРТВБыли у минского автомобильного и настоящие тайны, связанные с выпуском шасси для мобильных ракетных установок (об этом - в другой раз), но не странно ли: давно и полностью рассекреченный, завод вновь ушел в "информационную тень". Ходят слухи: белорусский богатырь умирает. и они, увы, не беспочвенны. После того как в 1990 году было выпущено 39700 грузовиков. объем производства покатился вниз по годам, как по гулким ступеням. Кто-то горько сострил, что не только зубр, но и завод, избравший его своей эмблемой, должен быть занесен в Красную Книгу... А какие были времена! Трудяги МАЗы слыли дефицитом покруче "жигулей" (и. кстати, стоили до конца 80-х не намного дороже). Завод не выпускал "безадресных" автомобилей - все до единого числились в разнарядках Госснаба СССР. Отдел сбыта осаждали экспедиторы с булькающими портфелями ис лихорадочным блеском глаз: ведь даже и по верховной разнарядке ждать "свою" машину можно было неопределенно долго. Но это цветочки. Настоящий ажиотажный спрос разбушевался лет семь назад после первых попыток либерализации экономики. Государство еще держало твердую цену на МАЗы (читай: отдавало за бесценок), а купить их уже можно было без разнарядки и затем продать по "договорной" цене. По республике ходил анекдот: "Ну, ты стал настоящим белорусом? МАЗы продаешь?..." При таких обстоятельствах маркетинг с его методами исследования и завоевания рынка казался с заводской колокольни буржуазной нелепицей, а главной задачей начальника отдела сбыта было не спиться...Этот рай рухнул в одночасье, как только цены комплектующих и самих автомобилей были отпущены. МАЗы по реальной цене мало соблазняли перекупщиков. Хуже, что и эксплуатационники стали терять к минскому автомобилю интерес: кто обеднел. а кого охмуряли западные компании, предлагавшие "еврогрузовики" на заманчивых условиях в лизинг (в аренду с правом постепенного выкупа). Заводу пришлось на ходу строить дилерскую сеть, создавая СП с автобазами. Но очень многие дилеры не платили за полученные машины и запчасти. В общем, состояние Минского автомобильного впору было охарактеризовать крылатой фразой: "Больной скорее мертв, чем жив".Самосвал 5516 с увеличенным (10,5 м3) объемом кузова. МАЗ-6430 (вверху).Чтобы не пойти во время урагана ко дну, на парусниках рубили грот-мачту. На МАЗе применили столь же отчаянный прием: сняли руководство. В освободившиеся кресла никто не рвался. "Дать год назад согласие стать генеральным директором было все равно, что петлю на шею себе надеть". - сказал мне нынешний руководитель завода Валентин Гуринович. Он ее надел, но поставил условие: новую команду подберет сам. Лично. З РЛМ 4/97 А УЕ 27 Вездеход 6317.Я общался с этой командой - главным конструктором Владимиром Корсаковым, коммерческим директором Виктором Калечицем и другими. Все они сравнительно молоды (да и генеральному всего 46). Но главное - слово "рынок" не вызывает у них уныния. Новая команда хорошо понимает, какие МАЗы нужны сегодня и как их продавать. "В 1996 году мы выпустили 10 тысяч автомобилей,- сказал Гуринович. - Наши мощности загружены всего на четверть, но Большое Падение остановлено. Отрадно, что мы сохранили конструкторский коллектив - 180 человек - и создаем сегодня новое поколение МАЗов". Так что. возвращаясь к теме о больном, можно охарактеризовать его состояние уже как "скорее жив, чем мертв". СЕМЕЙСТВО 6430 Генеральный имел в виду именно его. В течение ближайших пяти-семи лет оно постепенно вытеснит с главного конвейера нынешнее, с индексом 64221. Кстати, заводчане в устной речи не утруждают себя цифровыми обозначениями семейств и говорят проще: "новое" и "серийное". Узлы серийного семейства, по словам Корсакова, создавались пятнадцать, а то и больше лет назад. Резервы их модернизации исчерпаны, поэтому для скачка в техническом уровне автомобиля понадобились качественно иные. Один из важнейших - новая кабина. Мне дали возможность познакомиться с одной из трех ее модификаций на седельном тягаче МАЗ-6430. Первое, что замечаешь, - можно стоять в полный рост. Даже мой высокий (185 см) гид не упирался макушкой в потолок. Заняв место водителя, трудно не оценить удобное сиденье на пневмоподвеске и отличный обзор (ветровое стекло стало на 40 мм выше и на 140 шире). Над стеклом - магнитола. Под нижней спальной полкой небольшой холодильник. А если заТягач 64228 с полуприцепом-самосвалом может перевозить 26,5 т груза.казчик смекнет, что экономить на здоровье дальнобойщика себе дороже, завод установит и микроволновую печь Вспомнился тяжелый отечественный грузовик (не хочу называть его марку), где педаль газа игнорировала мою кроссовку, требуя могучего кирзового сапога, да и прочие органы управления неохотно поддавались "легковому" чужаку. Я поездил для сравнения по территории завода и, что называется, почувствовал разницу. Правая педаль и руль МАЗа оказались даже легче, чем у моей "Таврии". Зауважал яи тормоза, когда очень задумчивый пешеход стал, не глядя, пересекать дорогу по снежно-ледяной корке... Следует, правда, отметить, что "мой" тягач имел АБС (завод устанавливает ее по заказу за сумму порядка $1300). Кстати, о безопасности: прочность стоек новой кабины увеличена в полтора-два раза исходя из самых жестких в Европе шведских национальных требований. А еще кабину защищает передний брус, который даже скептики не назовут декоративной жестянкой: он выдерживает нагрузку до 16 тонн. Пора перейти к двигателю. 95% серийных МАЗов оснащаются ярославскими дизелями. Самый мощный из них - ЯМЗ-238Д - развивает 330 л.с. Для современных автопоездов полной массой 40 и более тонн этого мало. Недавно ярославские моторостроители передали МАЗу опытный образец ЯМЗ-7511. Потребители, прослышав об этой 420-сильной новинке, соответствующей экологическим требованиям Евро-2, готовы ее заказывать. Но. как выразился Валентин Гуринович, этот двигатель надо еще довести до ума, чтобы он сам себя не скомпрометировал. "Безадресных" МАЗов нет и ныне каждый собирают для конкретного заказчика. По его желанию можно установить импортный двигатель (фирм "Детройт-Дизель", "Перкинс", "Камминс", МАИ, "Навистар", "Рено", ЛиАЗ и др.), но тогда автомобиль обойдется дороже, в среднем на 7 тысяч долларов. Социологи выяснили: для 95% владельцев МАЗов решающим фактором при покупке была их сравнительно низкая цена. Неудивительно, что лишь 2-3% заказчиков просят зарубежный мотор. Но это сегодня. На заводе рассчитывают, что через год-другой этот процент значительно возрастет. На чем основан такой прогноз, скажу позднее. А пока о расходе топлива: у автомобилей нового семейства он будет на 10-15% ниже, чем у нынешних. Причем не только за счет более совершенных двигателей. Свой вклад в топливную экономичность внесут и бескамерные шины, и повышенный КПД новых мостов, и оптимальный подбор передаточных чисел.28ЗА РУЛЕМ 4/97 Возглавили новое семейство тягачи. Уже выпущена промышленная партия седельных МАЗ-6430 и 5440 с колесными формулами, соответственно, 6x4 и 4x2. Идут приемочные испытания бортовых МАЗ-6310 (6x2) и 5340 (4x2). За тягачами на конвейер встанут самосвалы. Сейчас разрабатывается "первенец" - самосвальный автопоезд грузоподъемностью 29 тонн, состоящий из тягача 6x4 с трехсторонней разгрузкой и двухосного прицепа.оборудование сами, чтобы не упускать значительную прибыль. К примеру, автокран стоит в 3-3,5 раза дороже "голого" шасси. Кроме кранов, намечено выпускать мусоросборщики, дорожную уборочную технику, пожарные машины, автомобили-эвакуаторы для ГАИ... В Белоруссии остается 5-7% выпускаемых МАЗов. 85% идут в Россию, где завод возлагает особые надежды на такого потребителя, как Сибирский нефтегазовыйНо как же без дилерской сети, которая настолько себя скомпрометировала, что с верхнего этажа государственной власти прозвучал настойчивый совет стряхнуть коммерсантов с тела завода! Сеть, возразили мне, удалось спасти, приведя ее в цивилизованный вид. Недобросовестных и случайных отсеяли, остальным выдали лицензии. Было несколько сотен дилеров, сегодня их 42. Для сравнения: КамАЗ имеет двести фирменных автоцентров от Бреста до Сахалина! Но они были изначально заложены в проекте завода, а МАЗ, рожденный в другую эпоху, полвека опирается в глубинке на автобазовских кулибиных. Хорошо, что их в достатке на Руси...ОТСТУПАТЬ НЕКУДА Известно ли вам, что МАЗ производит не только грузовики? Это единственный в мире автозавод, выU пускающий в комплексе и тягачи, и полуприцепы. А еще здесь делают по лицензии "Неоплана" городские автобусы на 100 пассажиров. А еще... Никакой мотор не потянет без надрыва всю эту махину. Новое руководство занялось реструктуризацией завода. Автоприцепное производство и автобусное стали дочерними предприятиями. То же самое ждет литейщиков, инструментальщиков и ряд других вспомогательГородские автобусы МАЗ уже работают на минных производств. Но с социальной сферой МАЗ - ОН ИВ АФРИКЕ МАЗ хозяйственный белорус Гуринович, родом На дебюте автотриала в Бронницах ских маршрутах. из могилевских крестьян, не спешит распод Москвой (ЗР, 1996. № 3) были предстаставаться: отдашь сегодня жилой фонд, а влены и два бортовых МАЗа 6x6 новейшей комплекс. И, конечно, на армию, по заказу завтра он начнет давать прибыль. Или модели 6317. Заводская команда заняла на которой создавался вездеход 6317. них лишь седьмое место, но объясняет это Минский автомобильный контролирует взять мясокомбинат: вы можете себе преднедостатком опыта и намерена взять реоколо четверти российского рынка больставить, чтобы западный автопроизводиванш. А пока утешается тем, что только их шегрузных автомобилей. В европейской тель держал его на своем балансе? Смешвездеходы прошли сложнейшую трассу без части страны эта доля снижается под давно! Но попади их менеджер в наши услоединой остановки. лением "мерседесов", "вольво", "еканий", вия, когда колхоз, не имея денег для оплаты запчастей, предлагает взамен пару быЗато в Африке опытный МАЗ-6317 по"рено". Западные фирмы предлагают здесь ков, ему было бы не до смеха... казал себя год назад во всем блеске. Я насвои грузовики в лизинг на 3-5 лет под низкие проценты (но потом, подчеркнул Гублюдал (не "живьем", а в видеозаписи), как На МАЗе строят масштабные планы суданский военпред предложил минчанам ринович, все равно возьмут с клиента свое типа создания СП с фирмой МАН для ежефорсировать неведомое озерцо в пойме за счет дорогих запчастей и сервиса). годного выпуска трех тысяч "гибридных" реки. Заместитель главного конструктора Новое руководство МАЗа старается грузовиков. Но при этом не брезгуют подАнатолий Овсянников, отгоняя мысли о организовать свой лизинг и активно ищет нимать деньги буквально с земли. Услыкрокодилах и болезнетворных микробах, для этого оборотные средства. Уверено, шал коммерческий директор от районного пошел проверять топкое дно... Вода поднячто найдет - не в этом году, так в следумэра, что коммунальщики ломят запрелась почти до ветрового стекла (глубина - ющем. Лизинг должен увеличить платедельную цену за уборку мусора, и задумал199 см), но МАЗ уверенно преодолел этот жеспособный спрос, а значит, и произся: а что мешает заводу сделать свои му"брод по-африкански". водство сразу на 25-30%. Вот тогда, месоровозы и подрабатывать их услугами? В общем, "хочешь жить - вертись". Как Модель 6317 выпускается и как полжду прочим, МАЗы с импортными двиганоприводное шасси. Между прочим, по телями могут пойти как горячие пирожки вертятся колеса вездехода в песках, снезаказу МЧС России на нем спроектирован - ведь разница в цене, разложенная на гах и болотной грязи. А впереди такой труспециальный экскаватор для расчистки несколько лет, станет малоощутимой для днопроходимый участок, как приватизация, - МАЗ до сих пор не акционировался и призавалов в районах бедствия. Сегодня потребителя. практически все шасси шестнадцати (!) Другой свой рыночный резерв мазовнадлежит государству. Это испытание бумоделей и модификаций уходят с завода цы видят за Уралом, где, по их словам, дет похлеще "африканского брода", но друпод комплектацию специализированным "западнику делать нечего" - за исключегого пути уже нет. оборудованием. Но в ближайшем будунием разве что "Татры", неплохо себя Леонид САПОЖНИКОВ щем мазовцы начнут монтировать это там зарекомендовавшей. Фото МАЗа и Владимира КнязеваЗА РУЛЕМ 4/97 29