89
90
спортЯИШШЯЯШ• В это трудно поверить, но думать о создании трассы для кольцевых гонок в России начали в... 1925 году. В стране, еще не оправившейся от тяжелой разрухи, эту тему разрабатывали в своих проектах студенты-дипломники на дорожной кафедре инженерно-строительного факультета МВТУ. Первые реальные шаги на пути к Большому призу формулы 1 были сделаны лишь сорок лет спустя. В 1965-м кафедра проектирования дорог МАДИ по просьбе ЦК ДОСААФ СССР разработала проект строительства в Москве спортивного автомотодрома. Идеальным участком для этого уникального сооружения - гоночной трассы длиной 5-6 км, трибун на 120 тысяч зрителей и прочего - признали пойму реки Сходни в районе Тушино, справа от Волоколамского шоссе, если ехать из центра города. Все инстанции проект утвердили, дело стало за "малым" - требовались большие деньги. ДОСААФ, весьма богатая в те времена организация, расстаться с ними не решилась, а понятий "спонсор", "инвестор" в те времена не существовало. Момент был упущен, и сегодня на месте автомотодрома раскинулся жилой массив. Вслед за этим проектом в долгий ящик легли многие другие. Гоночную трассу чуть было не начали строить по соседству с аэропортом "Шереметьево". Местный совхоз согласился поделиться территорией, но руководство аэропорта выдвинуло веский аргумент против участок находился прямехонько по курсу взлета-посадки авиалайнеров и представлял собой опасную зону. Еще один подмосковный вариант - возле Каширского шоссе, в заброшенном карьере неподалеку от дома-музея В. И. Ленина. На сей раз камнем преткновения стал некий объект, присутствие посторонних близ которого оказалось крайне нежелательно. Еще большей атмосферой секретности окружен розыгрыш Гран-при СССР 1983 года, благополучно непроведенный в Эстонии на, естественно, непостроенной трассе около Пярну. Участники тех событий рассказывают что-то невероятное. Дескать, весь эстонский проект формулы 1 был не чем иным. как... операцией ЦРУ, направленной на отделение Эстонии от СССР, но умело пресеченной сотрудниками КГБ. Можно этому верить или нет - решайте сами. На особом счету год 1988-й. За решение вопроса о проведении гонки формулы 1 взялось советское правительство, издав соответствующее постановление и поручив ЦК ДОСААФ подготовить проект сооружения в Москве автоспортивного комплекса, отвечающего самым высоким международным требованиям. История несоздания кольцевой трассы, сделав круг, вернулась в Тушино. Правда, не в застроенную уже пойму Сходни, а в пойму реки Москвы, где базируется авиационный центр ДОСААФ. Дело, как водится, "ушло в песок", причем на самой начальной стадии. Однако постановления надо выполнять, и в 1990 году объявился лихой подрядчик - фирма "Дорна" из Лихтенштейна, обязавшаяся воздвигнуть в Москве комплекс для гонок формулы 1 и, соответственно, всех проЗнакомый многим москвичам спортивный аэродром в Тушино занимает сегодня часть той самой территории, где могла бы быть построена трасса для шоссейно-кольцевых гонок.чих машин. Взамен "Дорна" потребовала "всего лишь" полные права на проведение этапа чемпионата мира лакомый кусочек в плане баснословных барышей. На эта условия согласиться было нельзя. Наверное, у читателя сложилось впечатление: где-то в кабинетах сидели начальники и чиновники, исправно отметая один вариант Большого приза за другим. Они и виновны в том, что в России ив Москве в частности до сих пор нет трассы для кольцевых гонок. Это не так. Просто все инициаторы различных проектов повторяли одну и ту же ошибку Остала Бендера. Помните, речь шла о миллионе? "Я бы взял частями, но мне нужно сразу". Прежде чем отправить в космос Юрия Гагарина. ученые и конструкторы долгое время практиковались на "неживых" спутниках и собачках. Это нормальный порядок вещей - большие деяния начинать сформулой 1в другой город, а 95% - поддержать строительство комплекса своими средствами. Отвечая на вопросы, читатели газеты и не предполагали, что речь идет о... Калининграде, отрезанном от России двумя границами. В комплекс "Кенигсберг Кроун" (рабочее название) входили сама трасса длиной 6830 м, трибуны, стоянки на 12 тьюяч машин и тысячу автобусов, выставочный павильон и 11-этажная гостиница "люкс" на 269 номеров. Оценивался весь проект в 192 миллиона долларов, и такая обстоятельность в планах IABC, признаться, впечатляла Но что получило бы большинство россиян от этой "короны" (англ. crown - корона)? Впрочем, это вопрос риторический, потому что никакой гоночной трассы в Калининграде до сих пор нет и вряд ли будет. Значительно дальше пошла ярославская компанияфЕсть ли шансКарринг е уда Йформулу 1в России?малого. Еще в середине 80-х Федерация автоспорта (ФАС) СССР разработала (конечно, оставшуюся чисто теоретической) программу "внедрения" формулы 1в нашей стране. И главной идеей ее было создание не трассы (!), а условий... К желаемому итогу - Гран-при - можно прийти лишь через планомерное развитие национальных кольцевых гонок. Ведь понадобится не только трасса - кусок асфальта с трибунами, а и умелые организаторы, опытные судьи. Не помешал бы и наш, российский гонщик в составе команды формулы 1. Однако после распада СССР обнаружилось, что в России вообще нет ни одной стационарной трассы для кольцевых гонок - все они оказались за границей. Какая уж тут формула 1, если даже наш скромный национальный кольцевой чемпионат пять лет не имеет постоянного пристанища. Мыкается то по московским улицам на Воробьевых горах, то по дорожкам вокруг петербургского стадиона им. Кирова, то по асфальту Дмитровского полигона. Но вернемся к нашей главной теме. Год 1992-й ознаменовался постановлением правительства Москвы о проведении в столице гонки формулы 1. "Вильямсы", "бенеттоны" и "мак-ларены" должны были промчаться по маршруту Манеж-Моховая-гостиница "Метрополь'-Лубянка-Малый театр-Манеж. Боксы команд и "пит-лайн" расположились бы в Александровском саду. Проект настолько же грандиозный, насколько и невыполнимый, и его тихо "спустили на тормозах". В 1993-м одна из московских газет опубликовала анкету, в которой россиян дотошно расспрашивали: хотят ли они посетить гонку формулы 1в России; не смутит ли их, если до будущей кольцевой трассы придется какое-то время добираться? Так началась деятельность на российской арене еще одной фирмы из Лихтенштейна - на этот раз IABC. Выяснилось: 99,3% опрошенных считают, что трасса нужна 61% готовы отправиться заФлось привлечь в качестве инвесторов многие отечественные автозаводы. Правда, некоторые из них предпочитали делать взносы "натурой" - собственно автомобилями и даже автобусами. К несчастью, как раз на эти годы пришлась обвальная инфляция. Собранных денег хватило только на земляные работы на участке в 155 гектаров близ деревни Телегино в семи километрах от Ярославля. В настоящее время строительство трассы для срормулы 1 здесь полностью заморожено. А вот Новосибирский автомотоклуб в 1994 году получил всего 15 га но зато, как утверждалось, почти в самом центре города. Здесь каким-то немыслимым образом собиралиа разместить трассы для кросса, картинга, трековых и кольцевых гонок. Последнюю - с дальним прицелом на формулу 1. Боюсь разочаровать сибиряков, но очередь претендентов на проведение чемпионатов мира годами обивающих пороги ФИА, ныне очень длинна. В этой очереди терпеливо стоят такие города, как Пекин, Гонконг, Сингапур, Лас-Вегас и... Ни за что не угадаете - Москва! Правда, в Международной автомобильной федерации, возможно, об этом еще не знают. Постановление правительства Москвы "Об устройстве трассы и проведении соревнований Гран-при формулы 1в районе Гребного канала в Крылатском" вышло совсем недавно, в ноябре прошлого года. Основывалось оно на предложениях инициативной группы российских акционерных обществ, в числе которых всем известные "Аэрофлот" и Общественное российское телевидение. Организации весьма серьезные, и это вновь позволяет надеяться... Что ж, пусть сначала Большой приз, а уж потом развитие нашего кольца, чем вообще никакого развития. Сергей ЗИНОВЬЕВ Автор благодарит ответственного секретаря РАФ Сергея Ушакова за помощь в подготовке материала.* 1ИТАЙТЕ В ЧЕТВЕРТОМ НОМЕРЕ ЖУРНАЛА " АМСАВТОМОТОСПОРТ"КОГДА"ВОЛГИ"Бывает, полнейшее безразличие спортивных начальников сопутствует неожиданному успеху той или иной дисциплины. Характерный пример - трековые автогонки на "волгах". Несколько лет назад взглянули на ветеранов русского трека специалисты из Российской автомобильной федерации и поставили диагноз - не жильцы. После чего махнули на них рукой - дескать, протянут еще пару лет, а потом потихоньку сами собой исчезнут... На деле вышло наоборот. Не потрясаемый техническими революциями и постоянными изменениями в правилах, класс "волг" за пару лет превратился вдруг из "умирающего" в самый благополучный на российском треке. В то время как чемпионаты России на "восьмерках" Вы считаете себя знатоком формулы 1 ? Вы можете предсказать имя будущего чемныне сократились до одного этапа, в пиона? Вы мечтаете своими глазами увидеть самые знаменитые автогонки на планете? Тогда есть прямой смысл принять участие в конкурсе, проводимом журналом "АМС - Автомотоспорт" совместно с фирмой "Кастроль". Вопросы первого тура будут опубликованы на страницах апрельского номера журнала. А главный из множества призов, приготовленных "Кастроль" и редакцией журнала, - поездка на один из этапов чемпионата мира в сезоне-97! Дерзните, ведь кто не рискует, тот не сможет увидеть, как лучшие гонщики мира пьют призовое шампанское на пьедестале Гран-при! Удачи вам, друзья!ГЛАВНЫЙПРИЗ-БОЛЬШОЙ ПРИЗ!В ПОГОНЕ ЗА ЗУО ВК М"Ты знаешь, Дик, Бридлав повернулся к своему собеседнику, - я тут по случаю приобрел два реактивных мотора J-79. Собираюсь, видишь ли, построить третий "Дух Америки". Что ты на это скажешь?" Ричард Ноубл только хмыкнул в ответ: "О'кей, Крейг значит, мне придется построить "Траст-3"!" Так вот буднично и несколько несерьезно семь лет назад началась, быть может, самая безрассудная и, вполне возможно, наиболее интересная и уж наверняка быстрейшая гонка двадцатого столетия - гонка за скоростью звука. На заре автомобилестроения каждый капиталист считал своим долгом показать, что его компания лучше других уже на том основании, что его машина самая быстрая. С тех пор боссы автомобильных корпораций прекрасно поняли: скорость - далеко не единственное, что нужно для повышения престижа марки. И абсолютными рекордами скорости занимаются сегодня разве только самые неисправимые романтики. Такие, как Ричард Ноубл. 90 ЗА РЛМ 49 УЕ /7 "волгах" за эту зиму, помимо трехэтапного первенства, прошел еще и Кубок России, и несколько традиционных соревнований. И на все про все - хватает и гонщиков, и организаторов. А ТАКЖЕ: Технические новинки формулы 1 Ралли "Швеция": только для шведов "Индикар" теряет имя Как собрать "Лотос" своими рукамиАВТОМ€>ТОл