САУНЫза покупками - на какие-то товары цены в Финляндии ниже, чем в России. (По непроверенным данным, в некоторых магазинах расчет возможен даже (!!!) за рубли. Это касается в основном приграничных городов Хамина. Лаперанта и других.) Вот уже года четыре владельцы иномарок "первой" и "второй свежести"' - "Ауди", "Фольксваген" и пр. - целенаправленно ездят ремонтироваться к финнам. По слухам, там и цены пониже, и качество ремонта отменное. Если же вы не относите себя к вышеперечисленным группам туристов, то, скорее всего, вас смогут привлечь музеи, которых в Финляндии предостаточно. Они, конечно, малы по размерам, зато в каждом из них есть свой неповторимый шарм. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ Попав на дороги Финляндии, попытайтесь сбросить всю ту агрессию, которая накопилась в вашем существе за трудные километры отечества. Пропускайте всех и вся, где это положено, - в этом залог благополучного путешествия. Помните, что вас тоже везде пропустят. Здесь стиль езды преимущественно "нордический, выдержанный..." Если вы. не дай Бог. попали в аварию, правила поведения таковы: ни в коем случае не скрывайтесь с места происшествия. Вызовите полицию по телефону 112 или 10022 и окажите посильную помощь пострадавшим,иначе понесете уголовную ответственность. Не забывайте, что "Зеленая карта" поможет вам решить все проблемы, связанные с аварией. И хотя полицейских в Финляндии увидеть можно редко, большинство тех, кто регулярно посещает эту страну, подтвердят: в случае беспорядков стражи закона появляются, как по мановению волшебной палочки. И действуют достаточно жестко. Зато в последнее время стал возможен даже диалог с полицейским на русском! Штрафы по нашим меркам велики, их исчисление для россиянина выглядит очень странно, поскольку размер зависит от заработной платы. А с безработным вообще разговор отдельный. Платить штраф можно до истечения указанного в штрафной квитанции срока. Некоторые соотечественники вообще не платят, и зря - это может воспрепятствовать очередному получению визы: один раз попав в полицейский компьютер, вы рискуете стать "невъездным". В городах стоянки платные - 10 "фимок" за один час. Большинство городских жителей используют абонементы - специальные карточки, купленные заранее. Если вам это не подходит, знайте: метрах в 100-150 от платной стоянки можно найти место, где и за сутки с вас никто копейки не потребует. Конечно, оставляя, лучше закрывать свой автомобиль. Но если воздух свободы ударит в голову и только среди ночи вы вскочите с кровати от мысли, что забыли закрыть стекло задней двери спите спокойно, ограбление не состоится. В Финляндии случаи воровства крайне редки. И вообще, страна Суоми - место, где можно чувствовать себя спокойно и хорошо. Если вы этого хотите - в путь! Игорь ЛАГУТИНС МАШИНОЙ ПО ЧЕРНОМУ МОРЮСолнце вот-вот повернет на лето. Вместе с подснежниками появляются первые отпускные планы. Не всем любителям черноморских пляжей нравится в Крыму. Тем, кто собирается на машине в Болгарию, стоит знать: туда можно попасть на пароме, минуя Румынию. А совсем недавно стало возможным доплыть с автомобилем и до Закавказья. Паром в Варну отправляется из порта Ильичевск, что под Одессой, каждые три дня. Раньше он был рассчитан на автопоезда. но теперь, после реконструкции, берет на борт и легковые автомобили. Сколько штук, точно сказать нельзя: лимитировано не количество машин, а число мест в каютах для их водителей и пассажиров. Таких мест на пароме всего 30. Паром идет до Варны 18 часов. Обитателей кают кормят три раза в день. Чуть было не сказал "бесплатно", но спохватился: каждое место в каюте стоит $75 и столько же надо уплатить за автомобиль (за микроавтобус - $125). К автомобилю предъявляется единственное требование: он должен въехать на паром своим ходом, поскольку грузить некому. Расписание движения парома по дням непостоянно: дважды в месяц оно согласуется с болгарской стороной. Поэтому и заявки на билеты диспетчер государственной судоходной компании "Укрферри" принимает за две недели. Из того же Ильичевска на пароме "Герои Шипки" можно попасть в город Поти, связанный сетью автодорог со всеми районами Закавказья. Отход парома - по вторникам в 18-00, прибытие на берег Золотого Руна - в четверг. На борт принимают легковые автомобили и микроавтобусы длиной до 6ми общим весом до 2 тонн. Стоимость перевозки -$85 за каждый метр длины автомобиля и по $150 с человека. Людей размещают в каютах и кормят три раза в день. За такие деньги еда и сервис должны быть отменного качества. "Но гурманам лучше не строить иллюзий", - сказал мне знакомый одессит и ввернул анекдот. "Что за рыбу вы мне принесли? Она же воняет!" - возмущается в ресторане клиент. Официант отступает с тарелкой на два шага: "А сейчас?.." Шутки шутками, но тем, кого укачивает, на пароме в шторм будет не до еды и не до смеха. В общем, как поется в известной песенке, "думайте сами, решайте сами"... А если все же решитесь на морской вариант, вот телефон, по которому можно заказать билеты: (0482) 25-20-80. Леонид САПОЖНИКОВ ЗА РУЛЕМ 4/97 93Немного статистики •Больше всего на машинах в Финляндии ездят водители в возрасте от 20 до 30 лет. •"Права" получают около 82% мужчин и 72% женщин в возрасте 18-19 лет. •У мужчин чаще происходят наезды на впереди идущий автомобиль. •У женщин больше всего аварий при подаче задним ходом. •Меньше попадают в ДТП относительно новые автомобили с объемом двигателя 1300-1600 см3. •Меньшая степень риска аварии у сравнительно больших автомобилей, работающих преимущественно на дизельном топливе. •Женщины предпочитают небольшие легковые автомобили: к примеру, на "Ниссане-Микра" ездит 63,1% женщин и только 36,9% мужчин, зато на "Мерседесе" (в среднем) - 91,3% мужчин и только 8,7% женщин. На "Ауди" - 14,5% женщин и 85,5% мужчин. •В 66% домашних хозяйств (семья или одинокий человек) имеется машина. 92% семей, в которых есть дети, имеют автомобиль. •Семьи с детьми эксплуатируют автомобиль в пять раз чаще, чем одинокие. •В последние годы наблюдается старение автопарка. В 1960 году средний возраст автомобилей в Финляндии составлял 5,6 года, в 1970-м - 4,8, в 1980-м - 6,7, а в 1990-м - уже 7,4 года. В 1994 году средний возраст увеличился еще больше и достиг 9,2 года. •Вазовские машины получили распространение в Финляндии еще в начале 70-х годов. В конце 70-х ив 80-е годы они че раз входили в число наиболее покупаемых: например, в 1989 году было зарегистрировано 13 359 новых "лад", что соответствовало четвертому месту. Потом популярность волжских автомобилей стала падать: в 1994 году - лишь восьмое место среди новых автомобилей, поставленных на учет, в последующие годы - еще меньше. (По данным Автомобильного союза Финляндии и газеты "Северный торговый путь")