44
45
Долгие разговоры о том, что издательству ну просто необходимо нечто универсальное - побольше и повместительнее, чем ВАЗ-2104, но поменьше грузовика, желательно импортное, но, конечно, не очень дорогое, закончились тем, что в один прекрасный день под окнами появился новенький "кореец" - микроавтобус "Хёндэ-Н-100".Белоснежное чудо азиатской техники немедленно подвергли самому придирчивому осмотру, ощупыванию и "объездке". Стало ясно: мы купили неплохой автобус, но никак не грузовик. Конечно, можно его использовать и для перевозки грузов, удалив сиденья, но стоило ли покупать для этого автомобиль с двумя "печками". кондиционером, ковром на полу? Конечно, коробкам, ящикам и пачкам на сером ворсе будет очень удобно, не холодно зимой и не жарко летом. Логика, однако, подсказывает, что из определения "грузопассажирский" к нашему приобретению куда больше подходит вторая часть. Этих самых пассажиров, вместе с водителем, в машине должно помещаться, согласно инструкции, двенадцать. Реально лишь два средних ряда сидений, установленных "лицом к лицу", годятся, чтобы сидеть по трое. Задний диванчик, достаточно удобный проход к которому можно проложить, откинув правое кресло третьего ряда, тесен и удивительно неудобен. Мало того, что коленки девать некуда, так еще спинка стоит почти вертикально. О человеке, усевшемся там, скажут: "аршин проглотил" чем не тренажер для исправления осанки! Так что ездить сзади втроем теоретически можно, но только недалеко. Итак, шестеро глядят в глаза друг другу, трое изгоев поджимают коленки на корме - итого девять. Десятый - водитель, который не должен быть ни слишком рослым, ни слишком плечистым, иначе работа для него превратится в муку - тесно! По нашим наблюдениям. "максимальный" водитель для Н-100 не выше 180 см роста при средней упитанности. Ну. ладно, вернемся 44 ЗРЛМ 5/97 А УЕк пассажирам. Десять уже сели, еще двоих рекомендуют усадить справа от водителя. Если это дети (но старше 12-ти!) - проблем нет. А вот ежели мужики, да в зимней одежде - то сидеть им друг на друге! Итак, реально. не стесняя друг друга, в "Хёндэ лучше ездить вдесятером. (На предполагаемые возражения ответим, что при желании ив "'Оку'" можно запихнуть шестерых. Пробовали - едет!) Чтобы пассажиры не скучали, им предоставлена возможность вдоволь порегулировать "климат" в салоне. Панель управления вторым отопителем (первый впереди, у водителя) на певой боковине. Автобус. между прочим, теплый, а кроме того. тихий и не очень тряский, даже при неполной загрузке. Кроме необязательных, но приятных люксовых атрибутов - второй "печки", плафончиков, пепельниц и прочей мелочевки, каждому обитателю салона законом предписан ремень безопасности, на всякий случай. Но случая такого на машинах вагонной компоновки лучше не допускать. Недаром любители черного юмора прозвали автомобили подобной схемы "полметра до смерти". Не зря современные микроавтобусы и мини-вэны имеют какой-никакой капот или его подобие. Все же. когда между бампером и ногами есть двигатель (в "Хёндэ" он стоит под передними сиденьями), чувствуешь себя как-то спокойнее. Зато у нас есть "кенгурятник". Красивый, хромированный. почти как на Паджеро". Этот блестящий кусок трубы выполняет две функции. Первая - защищает (до известных пределов) красивый белый бампер от повреждений после неудачного маневра. Вторая - служит атрибутом красивой жизни и придает машине "дорогой" вид. Итак, под передними сиденьями автобуса установлена 2,4-литровая рядная бензиновая "четверка" с системой впрыска топлива. Нейтрализатора нет. Сначала мы не нашли в заправочной горловине клала- АВТОПАРКЗРна под пистолет с тонким стволом для неэтилированного бензина. После чего осмотрели систему выпуска и окончательно убедились, что в эту машину можно лить ну не всякую дрянь, но, по крайней мере, этилированный бензин. При первой же заправке немало удивились. Цедим бензин гомеопатическими дозами, но даже при этом он норовит выплескиваться наружу, пока какая-то его часть с "канализационным" звуком проходит в бак. Похоже, и на автомобилях солидной фирмы "Хёндэ" случаются наши, "расейские болезни" - бак плохо вентилируется. Поскольку автобус купили зимой, универсальные шины "Кумхо" решили заменить на сезонные, ощетинившиеся шипами. В ходе замены колес отметили еще одну особенность автомобиля. Первая же гайка на левом колесе откручиваться не пожелала - пытались даже попрыгать на баллонном ключе. Но вскоре сообразили: крепеж на левых колесах имеет левую резьбу. Вопрос был, как говорится, снят. Теперь посмотрим на машину из смотровой канавы. Тотчас взгляд утыкается в несуразно висящий сразу за бампером горизонтальный радиатор кондиционера. Он уже забит снегом - переезжали через небольшой сугробчик. А ежели вместо снега будет контакт с чем-то более твердым? Особых технических новаций не заметили - скорее встречались анахронизмы, правда полезные. Например, пресс-масленки в шаровых опорах передней подвески. Сама подвеска - поперечные рычаги. Упругий элемент - продольный торсион, выполняющий функцию оси верхнего рычага. Задняя подвеска - зависимая, рессорная. Привод переключения передач - тросовый. И, надо сказать, манипулировать рычагом удобно, передачи включаются четко - "искать" их не приходится. Рулевое управление - реечное с гидроусилителем, тормоза - дисковые вентилируемые у передних колес и барабанные - у задних. Все очень просто и, по первым впечатлениям, крепко и надежно. Хотя по-настоящему судить о качествах корейского микроавтобуса можно будет, когда одометр отсчитает не один десяток тысяч километров.§Рабочее место водителя оборудовано как у легкового автомобиля. Интерьер пассажирского салона.ФДвигатель "спрятался" под передним сиденьем.Упругий элемент передней подвески - торсион.А где же запасное колесо? Вот оно снизу, под кормой, как у "сорок первого" "Москвича". Решение спорное: там грязно все-таки, а водитель подобной машины вряд ли будет сидеть за рулем в кирзовых сапогах и ватнике. Управлять "корейцем" приятно и неутомительно. Достаточно мощный двигатель сообщает автомобилю изрядную динамику. Руль образцово легкий. АБС работает четко и надежно. Тем. кто поездил на аналогичных отечественных машинах, "Хёндэ" покажется просто воплощением рая. Водителя, незнакомого с микроавтобусами, поначалу может преследовать "автобусная болезнь" - слишком ранний вход в поворот и, как следствие, контакт колес с бордюром. А лихач, решивший потягаться на "вагоне" с легковушками, должен помнить. что это все-таки автобус, особенно на скользкой дороге В общем, аппарат мы купили вполне достойный. Правда, двенадцать мест в салоне требуют от водителя автобусной категории "D" - так ведь знали, на что шли! Кому не нужен пассажирский "люкс", тот может выбрать любую из многих модификаций "Хёндэ-Н-100": автобус попроще, грузопассажирский вариант, грузовой фургон или что-нибудь еще. можно ис дизелем. Мы свой выбор уже сделали. Попав в издательство "За рулем", "Хёндэ" обрел хозяина строгого и придирчивого - ни один промах новичка не останется без внимания. Игорь ТВЕРДУНОВ, Антон УТКИН Фото Сергея ИвановаХорошо забытое старое - пресс-масленка в шаровой опоре.Техническая характеристика автомобиля "Хёндэ-Н-100" Общие данные: число мест - 12; максимальная скорость - 150 км/ч; емкость топливного бака - 55 л; радиус поворота - 4,9 м. Размеры: длина - 4790 мм; ширина - 1690 мм; высота - 2020 мм; база - 2440 мм; колея спереди/сзади - 1445/1380 мм. Двигатель: четырехцилиндровый, рядный, бензиновый, диаметр цилиндра и ход поршня - 86,5x100 мм; рабочий объем - 2325 см3, мощность - 84 кВт/114 л. с. при 4500 об/мин; максимальный крутящий момент - 186 Нм при 2400 об/мин. Степень сжатия - 8,5. Трансмиссия: ведущие колеса задние, коробка передач - механическая пятиступенчатая (I - 3,967; II - 2,136; III - 1,360; IV - 1,000; V - 0,866; з. х. - 3,578); главная передача - 4,222. Подвески: передняя - независимая торсионная на поперечных рычагах; задняя - зависимая рессорная. Тормоза: передние - дисковые вентилируемые; задние - барабанные; привод с АБС. Шины: 195/75 R14.ЗА РУЛЕМ 59745