124
125
ЖЕЗЛУВчера ездили на "горбатом" "Запорожце", сегодня пересели в "Жигули", а завтра вас останавливает инспектор на патрульном "Мерседесе". Прогресс! Но вот закавыка: "Мерседес" - современная машина, а инспектор остался прежним. Как и его методы работы. Не дошел пока прогресс в актуальные области безопасности дорожного движения, доказательств вины водителя, розыска похищенного транспорта и т. д. Конечно, есть "положительные моменты". К примеру, пермский опыт радиомодемной связи (о нем журнал рассказывал в прошлом году). В столице, на МКАД, установлены фотокамеры, фиксирующие превышение скорости, время и номер машины нарушителя. Угнанные автомобили нередко заносят в компьютер (правда, бывает, что с ошибками). Есть, есть прогресс. Нет четко работающей системы. Такой, которая объединила бы современную технику с желанием должностных лиц облегчить жизнь себе и, главное, гражданам, которым и должны служить их ведомства. Первую попытку (рискну сказать - максимально возможное приближение) предприняла ГАИ Краснодара еще в 1990 году. Тихо, без эмоций и парадной шумихи был разработан план развития до 2000 года. Под этот план рассчитали вместе с краевой администрацией 124 ЗРЛМ 5197 А УЕ бюджетные расходы. Вообще, начало девяностых стало началом коренного изменения самой структуры УВД (в рамках края) и, как следствие. ГАИ. Если попытаться в двух словах объяснить суть преобразований: "сосредоточение всех сил в подразделениях ДПС с четкой вертикальной подчиненностью", то получится очень просто - каждый занимается своим делом (и оттого эффективно). Спросите любого краснодарского водителя, есть ли у него "временное разрешение". Есть, но штрафных баллов в нем нет! Потому что учет нарушений ведет компьютер. На следующий день после составления протокола информация о нарушителе "сидит" в базе данных. (В прошлом году за систематические нарушения ПДД попрощались с "правами" 20 тысяч человек.) Все подразделения ГАИ соединены между собой электронной почтой. СчиСамый обычный пост ГАИ недалеко от Новороссийска (фото вверху). Дежурная часть отдела ГАИ. транспорта, похищенных машин, лиц, находящихся в розыске, карту края, очагов аварийности, техосмотра, дислокации дорожных знаков..., „ервь« год работы вовых ^ j £ ^ Jш ихГАИ - на 15%, V ^ J "Ч«лось н. 28%. преступлен.» у.еля „о,Что получилось? Автоматизированное рабочее место (АРМ) сотрудника ГАИ, которое, по словам начальника отдела розыска краевого Управления ГАИ Анатолия Степанова. "позволяет конкретному инспектору получать оперативную информацию для решения любых задач и четкие рекомендации, как действовать в данной обстановке". Результаты? % В пять раз больше стали находить похищенных машин. (Причем две из трех объявлены в розыск другими регионами.) Представьте - угон десяти машин по области за один день считается ЧП! За прошлый год на 700 (!) процентов возросло количество задержанных сотрудниками ГАИ преступников всех мастей Ну, скажет кто-нибудь, это прямо какой-то 37-й год: наверное, хватают всех без разбора... Ничего подобного! Здесь помнят, что нельзя нарушать права человека. Поэ- • тому, если нет неопровержи-танные секунды - и "циркулярная" информация (от разбойного нападения до поздравления с8 Марта) попадает на экраны постов и отделов ГАИ. Разумеется, инспектор имеет возможность проверить водителя, запросив базу данных по рации. Ответ он получит без долгого ожидания и по всем интересующим его "параметрам". Естественно, любой запрос - через компьютер, поэтому посторонний получить информацию не может. Кстати, подобные беседы "по рации" в Краснодарском крае доживают последние дни. Уже в будущем году патрульные наряды получат более сотни переносных компьютеров, оборудованных радиомодемами. У местного компьютерного учета есть свои удобные особенности: в базу данных (БД) сразу заносят не только госномер машины, но и номера кузова, двигателя и документов, Объединяем БД владельцев БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯмых доказательств, что машина ворованная, перебиты номера - только у инспектора "появились основания полагать..."автомобиль отдают владельцу. Вину доказывает задержавший, а не водитель! Справедливости ради скажем, что к столь тщательному подходу краснодарцев подтолкнула близость "горячих точек". Взгляните на фотографии: такое оснащение рядового милицейского поста мы видели разве что в зарубежных фильмах. Компьютеры, модемы, современная связь плюс эстакады для осмотра машин и четкая слаженная работа инспекторов. Технический прогресс ко многому обязывает. Но и освобождает от набившей оскомину рутины, давая возможность инспектору РАБОТАТЬ. Да - головорезы, пытающиеся провезти оружие и наркотики. будем надеяться, не пройдут (вернее, не проедут). Но не в них дело, не в чрезвычайных ситуациях. Предположим, обычный водитель потерял талон о прохождении техосмотра. За такую "промашку" с виновного в два счета снимут номера - у нас. А на Кубани запросят БД и узнают, проходил ли владелец машины ТО. Да проезжайте, но учтите, что об отсутствии талона отныне помнит компьютер: вернувшись домой, обратитесь в ГАИ и восстановите утраченный. Еще пример. Как известно, на каждое нововведение российскийшваум придумает противоядие. Во Словом, классные специалисты, ники. Вымогают ли взятки, хавременном разрешении скопипричем находящиеся в штате мят ли... В Краснодаре создан лось критическое количество ГАИ. От такой благодати появмеханизм четкого контроля за штрафных баллов? В ГАИ заявляются не имеющие российских работой сотрудников ГАИ. Скаляем о пропаже, сдаем экзамен аналогов программы, с поможем так: практически любое - и заветный свеженький, чисщью которых улучшается, к принарушение законности автоматенький "талон предупреждемеру, работа светофоров, кототически "высвечивается" контний" в кармане. Или другой сюрые управляются по радиоканарольно-профилактическим отжет: "талон" испачкался. Сто лу! Добавим, что каждый месяц делом. В результате около 500 процентов, что в ГАИ вас обвина городских магистралях появсотрудников привлечено к диснят в подчистке и попытке исляется новый светофор. АСУ циплинарной ответственности, правления штрафных записей. действует с 1986 года, более а 46 человек уволено. КрасноПосле этого дорога одна - на 80% светофоров (100 перекредарский отдел "собственной переэкзаменовку. Позавидуем стков) управляется этой систебезопасности" тесно сотрудникраснодарцам: у них такое в мой. В ближайших планах - внечает с аналогичными службами дрение радиоканалов в Новососедних регионов. Например, принципе невозможно. Как позавидуем и отсутстроссийске, Сочи и Анапе. А дав прошлом году было девять совместных проверок. вию очередей в краснодарских лее. как говорится, везде. подразделениях ГАИ, отвечаюМожет создаться впечатРазумеется, совместный (с щих за учет и регистрацию авкомпьютером) труд требует от ление, что в Краснодарском тотранспорта и прием экзамесотрудников ГАИ некоторых крае ГАИ идеальна и нет никанов по ПДД. У них нет привычзнаний, выходящих за рамки ких проблем и трудностей. Это ного нам аврального режима "Наставления по ДПС". Для этоне так, а все сказанное отнюдь работы. Впрочем, сами кубанцы го создан учебный центр и прине "хвалебная песнь". Просто не считают, что достигли идеанято решение систематически там, где хотят работать по-нала. Ведь и технический прогресс проводить переподготовку кадстоящему. там есть результаты. не стоит на месте, за ним нужно ров. Занятия нелегкие (особенВсе-таки технический прогресс поспевать. Поэтому скоро на но практические), но актуальдолжен быть не только на бумакраснодарских дорогах появятные: например, освобождение ге в отчетах и докладах. Прися приборы контроля скорости заложников, задержание вооручем не в отдельно взятом реги(ПКС) и телевизионные фиксаженных угонщиков, доврачебоне, а всюду. "Краснодар" долторы нарушений (ТФН). а на женая помощь пострадавшим в жен стать нормой. Я спросил лезнодорожных переездах - ДТП, работа со служебными сонескольких водителей: "Как жи"Фотоком-1". Разумеется, они баками (поиск наркотиков, орувется на кубанских дорогах?" будут "завязаны" в общую комжия, взрывчатых веществ). Как правило, ответ был один: пьютерную сеть. Кто же заниКто-то возразит: все это, ТАИ у нас строгая (суровая, мается программным обеспечеконечно, хорошо... но водитесерьезная), но ездить легче, нием, контролирует работу комлю-то важно не то. как оснащечем в других областях". пьютерной сети? Сергей ИГОНИН, на ГАИ, а каковы ее сотрудСпецподразделест. инспектор ние, куда входят 15-го отдела ГАИ Москвы системщики, программисты, мон«ленных плтктоГт^! " ^ ™ ° " «тажники и т. д.Центральный пульт АСУ Краснодара. На переднем плане - телевизор, на котором изображена карта города и режим работы светофоров.•* " 43* yJr„,"^^Р^женносгь доЬ«ь»ше среднер«сснй«2 гГ " " ^ *•* * — « се*. р * ^ Г ^ Г<ПЛОТВОт"-От редакции. Взгляд специалиста на работу коллег интересен. Разумеется, автор публикации тактично избегает конкретных сравнений и оценок. Беда в том, что почему-то в автоинспекции не принято перенимать опыт... Вроде бы каждый сам по себе, хотя все делают одно дело. Но прослышав о поездке инспектора в Краснодар, интерес к тамошним новациям проявили в Управлении ГАИ Москвы. Будем надеяться, что интерес не праздный.ЗА РУЛЕМ 5/97125