СМОТРИТЕ, КТО ПРИЕХАЛ!ВАШ"КОГДА НУЖЕН СОВЕТ, ИЩУ В ЗР И НАХОЖУ"енного детства - автомобили тех лет. Лучшим, естественно, казался тот, шофер которого разрешал побибикать... А вот интересно взглянуть на них глазами фронтовика. - О легковых, особенно трофейных, ничего не скажу: ездить на них было прерогативой начальства. Помню, командир полка пользовался "Хорьхом" - черным, лощеным... А мы имели дело с грузовиками и больше всего ценили "Студебеккер". Отличная проходимость (три ведущих моста), удобная кабина, великолепный кузов с откидными скамейками вдоль бортов. - Скамейки - вроде бы не такое уж какие коврижки - только по особому разретехническое достижение? - Но в отечественных машинах расчет, шению-распоряжению. Теперь - пожалуйста. но на что? У меня нет таких денег, чтопогрузив ящики со снарядами, был вынужден забираться на верхотуру... У "Студебекбы купить сносную машину. кера", на котором я ездил, шофер был - А что у вас сейчас в гараже? вдвое старше меня, с большим довоенным - "Волга" модели 24-10. стажем, так он нарадоваться не мог, какой - Чем не нравится? - Расход несусветный. И для езды по это надежный и удобный автомобиль. Тольгороду слишком большая, особенно в ширико однажды нас подвело сцепление. Так он ну. Неудобно маневрировать в потоке, да и наклепал подгоревший диск - "ферродо" гильзами от малокалиберной винтовки, и въезжать в гараж. - Много времени проводите за румы уверенно поехали дальше. А вот танки союзников были скверные. На нашем 2-м лем? - Раньше ездил очень много и далеко. Украинском фронте в конце войны появиА сейчас - в основном, на дачу под Минлись американские "шерманы" - чересчур ском. Главным образом потому, что накладвысокие, со слабой броней, огнеопасные. Я но с бензином. Он у нас за эту зиму подоролежал в госпитале с танкистами, которые матюгом крыли эти рузвельтовские подажал раза в два, если не больше. - У вас руки человека, имеющего дерочки. ло не только с бумагой и пишущей ма- Из ваших повестей самое сильное шинкой. Рискну предположить, что вы впечатление произвел на меня "Сотнисами себе автослесарь. ков" (большее, чем поставленный по не- Да, обслуживанием и ремонтом, в осму фильм "Восхождение"). Там вы пишеновном, занимаюсь сам. Известно, на каком те в конце: "Как и тысячи лет назад, чеуровне был наш сервис. По сути, он там же ловека снедает в первую очередь забота о самом себе, и самый благородный пои остался. рыв к справедливости порой кажется со - А навыки у вас откуда? - Сам постигал. С помощью литератустороны по меньшей мере чудачеством, ры и вашего журнала. У меня хранится комесли не дремучей глупостью". Можно ли плект "За рулем" лет за восемнадцать. Коготсюда заключить, что вы пессимист? - В общем, да. Но если появляются в да нужен совет, начинаю искать. И нахожу. жизни моменты, которые опровергают мой между прочим. пессимизм, то я безмерно радуюсь. Я песси- Вы осмотрительный водитель? - Езжу, тьфу-тьфу, практически без мист, который жаждет оказаться неправым. Взял интервью Леонид САПОЖНИКОВ аварий. - Но если кто-то, не дай Бог, побьет вам крыло или дверь, сможете самостоятельно отрихтовать, покрасить? - А почему бы нет? На СТО сейчас цены просто невозможные. - Подбираете ли на трассе голосующих? - Когда-то подбирал. А теперь боюсь слишком много хищников... - Василий Владимирович, среди немногих светлых воспоминаний моего воЗА РУЛЕМ 5/97 67- Василий Владимирович, вы писатель-фронтовик, бывший артиллерист. И хотелось бы начать наш водительский разговор не с банальных "жигулей", а с машин, которые буксировали ваши пушки. - Сначала это делали лошадки. Позже, когда я командовал взводом в противотанковой артиллерийской бригаде, тягачами наших орудий калибра 57 и 76 миллиметров были грузовики - от полуторки и трехтонки до "Студебеккера". - Вы пробовали управлять? ф - Когда мы ехали колонной, то, конечно. вел шофер. Но иногда в полевых условиях он разрешал мне проехать "вон до того бугра". Однажды при развороте я задел траншею, и "Студебеккер" завалился на бок. Побежали за другой машиной, и все это рядом с передовой, во время боя... С тех пор, помня свой промах, я руль в руки не брал. - Как долго? - До 1976 года. У меня тогда была моторная лодка. И мой друг, с которым мы вместе осваивали реку, сумел купить "Жигули", а лодку забросил. "Автомобиль, - сказал он, - лучше, на нем на любую речку Ф можно поехать". Ну, тогда ия начал думать о машине. Подал заявление, ходил в облисполком, просил... Ой, Боже мой!.. - За свои деньги народный писатель Белоруссии должен был просить? - Ну, я тогда еще не был народным, но дело не в этом. Конечно, просить, а как же! И мне в конце концов дали "Жигули" третьей модели, выделенные перед этим по разнарядке одному району, который успешно справился с какими-то заготовками. - В современной жизни хватает мерзостей, но хотя бы нет этих унизительных комедий. - Да, конечно... Обидно, что из моих двадцати водительских лет благоприятны• ми были года три, ну, может, пять. До конца 80-х автомобиль нельзя было купить ни за