Заключительная часть обзора Антона УТКИНА, изучавшего спрос на шины в Москве (начало - в № 3 и4 за этот год).На третий день я поехал в магазин при опытном заводе НИИШПа на улице Буракова. Здешние шины всегда считались лучшими из отечественных и были самыми дорогими. Нынче их цена в заводском магазине вполне сопоставима с аналогами: например, всего 200 тысяч летняя 13-дюймовая И-316 или И-394. Но в других местах, где появляются "накрутки", ниишповские изделия уже слишком дороги. Скажем, купить знаменитую "НИИШП-ралли-2" за 280 тысяч на заводе - куда ни шло, но выкладывать за нее 320 в другом месте, где рядом за те же деньги стоят "Матадор" или "Кумхо", уж вряд ли кто будет. Тем не менее, на определенный объем выпуска шин НИИШПа есть устойчивый спрос. Шесть часов я колесил по городу, заезжая в магазины, как специализированные шинные, так и универсальные. Среди первых, помимо ранее упоминавшейся торговой сети "Колесо", отмечу магазины "Росшина", где на пять-шесть моделей шин я зафиксировал наименьшие в Москве цены. Кстати, здесь встретил очень редкие на московском рынке диагональные шины последних моделей Нижнекамского завода. Москва пренебрежительно относится к "диагоналке", а в провинции эти симпатичные шины с торговым названием "Риола" наверняка найдут спрос. Например, всесезонная 6,45x13 стоит 150 тысяч. Универсальные магазины запчастей не лучшее место для покупки шин: цены здесь в полтора и более раз выше, чем в специализированных. Например, "нивская" ВлИ-10 в измайловском салоне "Росшина" стоит 240 тысяч. А буквально в трех минутах езды, на Щербаковской улице, в магазине с громадным ассортиментом запчастей, она же продается за 400! 80 ЗРЛМ 5/97 А УЕНо самые низкие цены (не только на шины, но и на любой товар), как водится, прямо у производителя. Кроме упоминавшегося НИИШПа, это Московский шинный завод (в магазинчике "Шинник" на 1-й Дубровской улице) и словацкий "Матадор" (в представительстве на улице Мневники). Скажем, зимнюю модель М-202 любитель "Таганки" может купить в "Шиннике" всего за 170 тысяч против 210 в "Колесе". А вот МИ-16 и МИ-180 ив "Колесе", и в "Росшине" стоят почти столько же, сколько ив заводском магазине - возможно, потому, что цены нивелирует Бобруйск, где тоже делают эти модели. Шины "Матадор" словацкого производства в Мневниках в среднем на 30 тысяч дешевле, чем в Южном порту. А разница в ценах "Матадора-Омск" порой ошеломляет. Например, модель МР-8 лежит в Мневниках по 165 тысяч, тогда как обычно умеренное в ценах"Колесо" просит аж 255! И наконец, импортная заводская некондиция, которой в Москве торгует сеть магазинов "Трек". Это шины известных фирм "Гудьир", "Кумхо" и др., которые по каким-то признакам (как уверяют продавцы, чисто косметическим) не прошли, так сказать, ОТК и были забракованы. Фирма, не желая нести за них ответственность, стирает свой логотип на боковине. Цена такой шины в полтора раза ниже, чем у кондиционной, и в магазинах "Трек", расположенных на оживленных улицах, шины неплохо раскупают. В тот день состоялся разговор с одним идейным противником покупки шин в магазинах. Увидев на колесах "сорок первого" "Москвича" новенькие МИ-180, я не удержался от вопроса хозяину, почему тот купил не лучшую из моделей. Заплатил бы, мол, побольше тысяч на тридцать за баллон и взял бы хорошую резину. - Разумеется, МИ-180 - это "не фонтан". Но я вовсе не покупал ее. а получил бесплатно. - Как это?!- Очень просто. Если шина выходит из строя по причине заводского брака, то завод обменивает ее на новую. Этим я впервые воспользовался еще лет пятнадцать назад, когда на моих тогдашних "Жигулях" "пошли винтом" первые два баллона МИ-16. Тогда я протоптал дорожку в отдел рекламаций Московского завода на 1-й Дубровской. А на этом "Москвиче" я за семь лет сменил два десятка покрышек, причем только одну купил. - Но ведь завод может не принять на рекламацию шину, если сочтет, что она вышла из строя по вине водителя. - Разумеется, но у меня такого не бывает. Езжу осторожно, избегая острых предметов, объезжаю люки, выбоины. Но несмотря на это, через двадцать-тридцать тысяч шина начинает выписывать красивую восьмерку. - Ну а почему именно МИ-180? Ведь МШЗ выпускает и более современные модели. - Да, но не исключено, что они и более долговечные, а мне как раз нужны именно ПЛОХИЕ шины - которые заведомо выйдут из строя, когда протектор еще будет почти новый. Так и езжу уже 15 лет на бесплатной резине - наказываю завод за низкое качество, точнее, недолговечность его старой модели МИ-180. Подведем итоги. Как и ожидалось, для массового потребителя ходовые качества шин менее важны, чем их стоимость и срок службы. Из десятков опрошенных мною покупателей ни один не мотивировал свой выбор какими-либо выдающимися сцепными качествами данной модели. Приведу перечень категорий шин в порядке убывания показателя "цена-качество", каким я его представляю, опираясь на данные опроса. Первая категория - шины зарубежных фирм, изготовленные в России. Как правило, они имеют прочный корд, почти не нуждаются в балансировке, хорошо держат дорогу и износостойки. Пока здесь монополист - "Матадор", но объем выпуска его шин Омским заводом невелик Вторая - шины НИИШПа, лишь немного уступающие лучшим зарубежным по сцепным свойствам и чуть больше по качеству, но зато стоящие в 2-2,5 раза меньше. Третья категория - "Матадор" из Словакии и дешевые модели "Кумхо". Четвертая - новейшие модели Белоцерковского завода. Пятая - шины Ярославского завода (имеют текстильный брекер, который с российского рынка не уходит). Шестая категория - шины именитых фирм "Мишлен", "Пирелли" и др. Неоспоримо их высокое качество, но лишь немногие готовы платить запредельную цену. И седьмая категория - шины прочих российских заводов.