98
99
11ИШ1М" amРедко бывает, чтобы чья-то авария будила в сердцах болельщиков столько... надежд. Вице-чемпион мира Жак Вильнев на Гран-при Австралии прекратил борьбу еще на первом круге, сошел и его партнер по команде "Вильяме" Хайнц-Харальд Френтцен. Теперь к финишу на всех парах неслись два "МакЛарена" и "Феррари". О таком начале сезона в последние шесть-семь лет можно было только мечтать. Уж больно надоели всем преимущество одной команды и постоянные триумфы одних и тех же пилотов. Двенадцать побед пилотов "Вильямса" в 16 этапах сезона-96 заставили руководителей остальных команд крепко поломать голову. И вот в первые недели нового года перед публикой предстали автомобили, которые, по замыслу их создателей, должны были догнать и перегнать чемпионские машины. К счастью, в межсезонье не про- I изошло никаких внезапных изменений в технических требованиях, потому кон- % структоры могли сосредоточиться на совершенствовании существующих мс- j] делей. Лозунг "Эволюция вместо рево- ' люции" в середине 90-х приобрел особую популярность среди разработчиков гоночной техники, и машины формулы 1 сезона-97 стали очередной к нему иллюстрацией. "Новый "Тиррел" - это дальнейшее развитие прошлогодней модели 024 с некоторыми аэродинамическими изменениями", - говорил конструктор английской команды Майкл Гаскойн. "В "Лижье-иЗ-45" мы постарались развить концепцию JS-43, появившейся в прошлом году, - вторил ему французский коллега Луак Бигуа. - Мы теперь работаем в точности как в "Вильямсе" и "Бенеттоне", постепенно внося небольшие изменения, которые иногда очень трудно заметить". И все же внимательный взгляд может ухватить основные отличия машин нового сезона. В первую очередь, стала значительно изощреннее аэродинамика, отчего автомобили формулы 1 приобрели еще более агрессивный вид, ощетинившись многочисленными антикрыльями, спойлерами, закрылками и дефлекторами. Второе - тщательнейшая проработка формы воздухозаборника над головой пилота, что, как считается, позволяет добавить несколько десятков лошадиных сил. И, наконец, третье - "талия" машин 98 ЗА РЛМ 5/97 УЕ торцевые пластины переднего антикрыла парой малюсеньких (шириной 3-4 см) "антикрылышек", нос же машины украсили короткими "плавниками". Не менее интересны воздухозаборники. Чтобы устранить турбулентность потока за шлемом пилота (это явление ухудшает коэффициент наполнения цилиндров двигателя; как следствие, снижается мощность), инженеры тщательнейшим образом про% работали конфигурацию боковин кокпита (кабины пилота), форму подголовника и собственно воздухозаборника. Несмотря на то, что все решали абсолютно одинаковую задачу, машины формулы 1 теперь легко различимы по форме верхней части: высокий треугольник "Мак-Ларена", горизонтальный овал "Джордана", грушевидный воздухозаборник и заходящий далеко вперед подголовник "Вильямса" и так далее. И все же, думается, наиболее интересные новинки сезона-97 скрыты от посторонних взглядов. Прежде всего это моторы, чьи характеристики хранятся под грифом "совершенно секретно". Правда, мы в состоя- ф нии делать какие-то выводы на основании скудных официальных данных. Так, новые двигатели "Рено", "Пежо" и "Илмор/Мерседес-Бенц" ниже и легче своих предшественников. К примеру, "PeHO-RS9" ниже RS8 на 25 см и "похудел" аж на 11 кг. Именно это позволило уменьшить "талию" машины, но главное - сместить вниз и вперед центр тя-стала заметно ниже и изящнее. Последнее сделано, чтобы достичь идеальной организации воздушного потока в задней части машины, максимально использовать возможности антикрыла, а значит, увеличить прижимающую силу и, в конечном счете, скорость прохождения поворотов. Для этого почти всем командам пришлось разработать новые, более компактные коробки передач, иначе расположить рычаги задней подвески и изменить форму заднего аэродинамического диффузора, ответственного за создание прижимающей силы. О том, насколько далеко может зайти инженерная фантазия при разработке всевозможных аэродинамических приспособлений, красноречиво говорит пример "Бенеттона". Его переднее крыло состоит теперь из четырех (!) плоскостей с закрылками сложной формы. А конструкторы маленькой итальянской команды "Минарди" снабдилиПятилетнюю монополию американской фирмы "Гудьир" нарушил "Бриджстоун", предоставивший свои шины пока что самым слабым командам - "Эрроузу", "Лижье". "Минарди", "Стюарту" и "Лоле". Специалисты считают, что японские покрышки особенно хороши на мокрой трассе. жести! Некоторые специалисты, в том числе инженеры японской фирмы "Муген-Хонда", поставляющей моторы команде "Лижье". считают такую "диету" вредной, опасаясь, что она приведет к снижению надежности. Кроме того, пилоты "Бенеттона", испытав новые "рено", поначалу жаловались на недостаток мощности. Но Патрик Хед, технический директор команды "Вильяме", давно использующей эти французские моторы, заметил: "Силовой агрегат располагается в машине ниже, сам по себе легкий и имеет низкий центр тяжести. Некоторые из этих качеств для автомобиля в итоге более важны, чем лошадиные силы'. А Жак Вильнев, попробовав на трассе новейший "ВильямсFW19" с таким двигателем, просто пришел в восторг и без промедления признал: внесенные изменения самым благоприятным образом сказались на управляемости машины. Результаты тренировочных и квалификационных заездов Гран-при Австралии полностью подтвердили мнение канадца. А заодно вылили ушат холодной воды на горячие головы из "Феррари", "Бенеттона", "МакЛарена", "Джордана", грозившихся задать "Вильямсу" если не хорошую трепку, то хотя бы жару. В квалификации Вильнев был на две с лишним секунды быстрее ближайшего соперника из другой команды! Для формулы 1, да и любых кольцевых гонок это гигантский разрыв. Между тем, все главные соперники "Вильямса" сохранили своих прошлогодних пилотов. Значит, скидок на то, что гонщикам необходимо привыкнуть к новым машинам, уже не сделаешь... Остальным командам не помогла и "свежая кровь". Беспомощным выглядел зарулем "Эрроуза" чемпион мира Деймон Хилл. Его новый работодатель, шотландец Том Уокиншо, надо признать, сколотил весьма амбициозный коллектив. Но из-за крайней ненадежности сверхлегкого (всего 105 кг вместо привычных 120-130) мотораНовый "Феррари-ЗЮВ" внешне чрезвычайно похож на прошлогодний "Вильямс-FWie". Но вот поедет ли он столь же быстро? Михаэль Шумахер после первой гонки стоял на подиуме в числе призеров. Как-то сложатся дела дальше?тивный показатель, позволяющий сделать кое-какие выводы. Подсчитаем среднее время прохождения круга мельбурнской трассы во время тренировок и квалификаций Гранпри Австралии год назад ив нынешнем мар"Ямаха" ни Хиллу, ни его напарнику, брате. Получаются любопытные цифры: пилоты зильцу Педрупаулу Динису, даже не уда"Мак-Ларена". например, сбросили со своего лось пройти необходимое количество испрошлогоднего результата 2,3 секунды пытательных километров. Так что, видимо, больше, чем кто-либо. Так что победа Дейпредсезонным надеждам поклонников Дей- вида Култарда отнюдь не выглядит чистой мона сбыться не суждено. случайностью. Значительно шустрее поехаНамного ли больше перспектив у моли гонщики "Заубера", чьи машины оснащалодежи, которой в формуле 1 заметно приются теперь моторами "Феррари", - им удабавилось? Замечательный тандем в лось скинуть более полутора секунд. Чуть "Джордане" - 24-летний Джанкарло Физи- меньше сэкономили на каждом круге гонщикелла и младший брат Михаэля Шумахера ки "Вильямса", "Джордана", "Лижье". Немно- Ральф, ему всего 21. Оба, как и новобраго отстают от общего ритма "Феррари" (1,2 с) нец "Минарди", двукратный чемпион мира и "Бенеттон" (1,0 с). И совсем плохи дела у по картингу Ярно Трулли (по его имени и "Эрроуза" - он проехал круги всего на 0,03 с фамилии непросто определить, что он робыстрее, чем в прошлом году. Теперь посмодом из Италии), заставили о себе говорить трим на результаты первой гонки сезона после побед в национальных и междунапервая за три с лишним года победа "Макродных гонках формулы 3. Однако едва ли Ларена", уверенное шестое место "Заубера". этим талантливым парням удастся произА вот "бенеттоновец" Герхард Бергер, зимой вести скорую революцию: возможности их во всеуслышанье заявлявший: "Теперь или автомобилей пока, увы, никогда!" о своей готовности завоевать тиневелики. Как, впрочем, тул, лишь четвертый на финише. и у Рубенса Баррикелло Что ж, быть может, нынешняя весна и Яна Магнуссена из ностала предвестницей долгожданного обовой команды "Стюарт", стрения борьбы в формуле 1. А если нет, Йоса Ферстаппена и Миболельщикам остальных команд останется ки Сало из "Тиррела". надеяться лишь на аварии фаворитов из Все эти ребята, скорее, "Вильямса". будущее формулы 1, чем Александр МЕЛЬНИК, настоящее. зам. главного редактора Что же в настоящем? журнала "АМС-Автомотоспорт" Есть достаточно объекФото DPPIОбратите внимание на хитроумную конструкцию переднего антикрыла "Минарди". Среди других козырей итальянской команды - шины "Бриджстоун" и талантливый молодой пилот Ярно Трулли. "Мак-Ларен-МР4/12" победителя Гран-при Австралии 1997 года Дейвида Култарда. Передняя часть машины стала заметно ниже, чем у предшественницы, посадка пилота - более пологая.