146
147
(воимиАлами"КОНЧИЛАСЬ" 1 V ПОМПА...ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ Наиболее распространенные у нас насосы охлаждающей жидкости представлены на рис. 1 и 2. Насос "Жигулей" (рис. 1) имеет крышку 4и корпус 1. В насосах, как правило, применяются специальные двухрядные подшипники, внутренним "кольцом" которых служит сам валик. Но следует заметить, что для "Жигулей" в запасные части Так в обиходе автомобилисты говорят об отказе насоса охлаждающей жидкости. О том, как его ремонтировать, ведет разговор Валентин ГРИГОРЬЕВ. Конструкция сальника (рис. 3), как принято говорить, устоялась и практически не меняется. Как отодвинуть сроки ремонта насоса? Долговечность подшипника и сальнитянут слабее, но по мере уменьшения натяжения ремень начинает проскальзывать относительно шкивов, особенно при резком увеличении нагрузки на генератор. Например, при включении фар неопытно-Рис. 2. Насос охлаждающей жидкости ВАЗ-2108; 1 - крыльчатка; 2 - корпус; 3 - сальник; 4 - валик; 5 - стопорный винт; 6 - наружное кольцо подшипника; 7 - зубчатый шкив. Рис. 1. Насос охлаждающей жидкости ВАЗ-2101...2107: 1 - корпус насоса; 2 - крыльчатка; 3 - сальник; 4 - крышка; 5 - валик; 6 - стопорный винт: 7 - наружное кольцо подшипника; 8 - ступица.поставлялись и крышки 2101-1807020, в которых применялись два обычных подшипника 203 (17x40x12 мм), в отличие от "родной" крышки 2101-1307045. На ВАЗ2108 крышка превратилась в корпус, который крепится непосредственно к блоку цилиндров - см. рис. 2.\пtoка в значительной степени зависит от натяжения ремня привода. На "Жигулях" клиновой ремень должен быть натянут так, чтобы в середине его ветви между насосом и генератором прогиб от усилия 10 кгс составлял 10-15 мм. В сущности, для подшипников лучше, если ремень на-9.вБ"11 . 1...4-тт~h1 vs ^ ЩА-U2 /1ЛВen SРис. 3. Сальник ВАЗ-2101...2107: 1 - корпус; 2-резиновая манжета; 3 - пружина; 4-графитовое кольцо; Б - контролируемый размер 11 мм при запрессовке.го владельца "Жигулей" может озадачить резкий свист под капотом - это признак проскальзывания ремня. В результате не только ухудшаются охлаждение и работа генератора, но и быстро изнашиваются сами шкивы и ремень (последний порой даже обугливается). Еще важнее добиться правильного натяжения зубчатого ремня (на автомобилях "Таврия", "Ока", "Самара"). Здесь его проскальзывание относительно зубчатых шкивов совершенно недопустимо. При этом вы, как минимум, лишитесь самого ремня (срезаются зубцы); одновременно нарушатся фазы газораспределения. Беда не в том, что их потребуется вновь устанавливать - на очень многих современных двигателях, включая ВАЗ-2108 и 21081,Рис. 5. Съемник крыльчатки ВАЗ-2101...2107.318,5 20.34Рис. 4. Снятие крыльчатки: 1 - съемник; 2 - крыльчатка; 3 - крышка насоса.щщщштцтщпщттщтгVF ilHlllllHlllHHUillllllHillllUlllllli146ЗА РУЛЕМ 5/97 йоимибламиПри сильном износе подшипника крыльчатка помпы может задевать корпус (рис. 1) или блок цилиндров (рис. 2), что порождает характерный шум. На "Жигулях" можно убедиться в этом, временно сняв ремень и пустив двигатель, Рис. 6. Оправка для запрессовки сальника прекращение скрежета поди подшипника: 1 - оправка для подшипника; 2 твердит задевание. Разумеет3 - оправка для сальника; 4 - заглушка. ся, на "Самаре", "Таврии" или Рис. 7. Снятие ступицы универсальным съемником (а): "Оке" это делать нельзя. 1 - крышка насоса; 2 Заменить помпу на любой отечест"сбой" фаз приведет к "встрече" клапанов специального съемника.ступица; 3 - съемник; б - детали венной машине особого труда не составс поршнями. Погнутые клапаны и разбиляет. Насосы в сборе всегда есть в продатые направляющие втулки - это уже повод же, хотя и стоят недешево. При покупке для серьезного и дорогого ремонта двигаследует помнить, что только помпы "Сателя. мары" и "Оки" одинаковы, у остальных маНатяжение зубчатого ремня считается шин разных марок они невзаимозаменяенормальным, если в средней части ветви мы и, как правило, не имеют даже одинамежду шкивами ремень можно закрутить Д^ гнт„тммт„„ттч.' ковых деталей. Импортные изделия стоит на 90° усилием пальцев 1,5-2 кгс, прило3x45° приобретать только в том случае, если женным к кромкам ремня. Дело это при помпа действительно изготовлена, скакажущейся простоте требует опыта. Пежем, для "Самары" - совет сомнительного ретянуть ремень тоже нельзя (правда, это легко обнаружить по характерному "реву" значит, сальник потерял герметичность продавца "подходит" или "должна подойти" из-под капота при повышении оборотов). вследствие износа его манжет или из-за может лишить вас круглой суммы. А тем, Вернемся к помпе. Довольно часто нарушения "геометрии контакта" при изкто желает сэкономить, предлагаем нееще при пробеге до 100 тысяч километров ношенных подшипниках. Пути жидкости сколько советов по ремонту насосов разее подшипник заявляет о масляном голоорганизованы так, что обходят подшипник личного типа. дании характерным резким скрипом. Если снизу, как видно на рисунках. Это позвототчас добавить смазки, насос при удаче ляет в ряде случаев при ремонте ограниЗАМЕНА САЛЬНИКА Случается, что подшипник в порядке, прослужит еще столько же. Для этого читься заменой негодного сальника, не обычно выворачивают стопорный винт, трогая подшипник. Если же требуется заа заменить нужно только сальник. Для крепящий подшипник (например, винт 6 мена подшипника, оставлять старый сальэтого снимают крышку 4 (см. рис. 1) или на рис. 1), заменяют его пресс-масленкой ник бессмысленно. Чрезмерный износ корпус насоса 2 (см. рис. 2). Крыльчатку и шприцем подают в подшипник смазку подшипника проявляется в том, что, приспрессовывают с валика съемником (рис. "Литол-24". Кстати, в дорожных условиях ложив к валику осевое усилие 5 кгс, вы 4). "Жигули" предоставляют еще одну (временно) сюда можно "закапать" любым ощущаете значительный люфт (если извозможность: в центре крыльчатки есть способом хотя бы моторное масло. мерить. то более 0,13 мм). После этого отверстие с резьбой М18х1,5 - оно позвоПостоянный и неустранимый шум снимите ремень и проверьте равномерляет воспользоваться съемником, покаподшипника означает, что он сильно поность вращения валика - характерный занным на рис. 5, или использовать в каврежден или изношен и замена его неиз"хруст" в подшипнике означает, что в нем честве съемника регулировочный болт и бежна. Другой признак необходимости развивается процесс разрушения - пит- его втулку из "жигулевского" газораспреремонта насоса - подтекание охлаждаютинг. А это явление всегда идет по нарасРис. ю. щей жидкости из-под валика привода: тающей и порой заканчивается поломкой Напрессовка на валика по первой канавке для шариков валик ступицы , и > Рис. 8. Вылрессовка (или запрессовка) подшипника с 023,5 ' подшипника. и крыльчатки: л валиком: 1 - оправка; 2 - подшипник; 3 - крышка. 08 г*——*1 1 - опора; 2 - валик; 14 Рис. 9. Запрессовка сальника: А3 2Л1 - оправка; 2 - сальник; 3 - крышка.016-0•1чГ\tОf1rСМт Е3 - крышка; 4 - крыльчатка; 5 - прокладка (фанера).ЗА РУЛЕМ 5/97147