ДЛЯ ВАС И ВАШЕЙ МАШИНЫТеперь до поры до времени о нем можно забыть - герметичность системы охлаждения не нарушена и дополнительная деталь совершенно не мешает. Как в случае необходимости организовать промывку? Да очень просто! На холодном двигателе выполняем следующие операции. Снимаем пробку радиатора и вставляем в горловину сливную трубку "Престон". Вместо пробки тройника навинчиваем переходник из комплекта. К нему, в свою очередь, присоединяем обычный садовый шланг или трубку, надетую на водопроводный кран. Не пуская двигатель, подаем под напором воду. Каким путем она потечет, видно на рисунке. Омыв протоки внутри бпока через нижний шланг (верхний перекрыт термостатом), вода попадет в радиатор, поднимется вверх и выльется из горловины. То есть, в отличие от антифриза, подаваемого насосом двигателя, в данном случае поток идет в обратном направлении. Минут через пять-десять мощный напор воды вымоет грязь из всех закоулков и вынесет наружу. Промывка окончена, можно снять трубку с радиатора, водопроводный шланг, переходник, удалить воду через штатные сливные пробки и заполнить систему свежим антифризом. Тут-то тройник пригодится снова. Напомним - он расположен в верхней точке системы и прекрасно подходит для устранения воздушных пробок как во время заправки охлаждающей жидкостью, так и потом, в процессе эксплуатации. Антифриз заливают до тех пор, пока он не потечет из тройника. После этого на тройник навинчивают пробку и окончательно заполняют систему, добавив немного в радиатор и расширительный бачок. Как видим, в Америке, стране с развитым сервисом, не брезгуют выпускать мелочевку для самостоятельного обслуживания автомобиля. А вообще говоря, клеймо фирмы "Престон" на упаковке промы веч но го комплекта немой укор отечественной промышленности. Уж очень "по-нашенски" решена проблема - оригинальная идея, недорогие комплектующие, минимум переделок. Правда, остались неохваченными не получившие распространения за океаном системы охлаждения с нижним термостатом, как в "жигулях" и "москвичах". Так что - сами придумаем остроумные приспособления или будем ждать помощи от западных компаний? Вадим КРЮЧКОВПРОМЫВКАБытует мнение, что американские водители самостоятельно автомобили не обслуживают и по любому пустяку обращаются в сервис. Однако иногда на прилавках отечественных магазинов встречаются довольно любопытные изделия заокеанского происхождения, которые заставляют в этом усомниться. Речь пойдет об одном из них - комплекте для промывки систем охлаждения производства компании "Престон". Обычно промывку рекомендуют проводить при замене отслужившего положенный срок антифриза свежим, поскольку накопившаяся грязь ухудшает теплообмен и может вызвать перегрев двигателя. К тому же циркулирующие вместе с жидкостью твердые частицы способны забить трубки радиатора. Возникают и нештатные ситуации. Многие автомобилисты уже обожглись, применяя тот или иной герметик-присадку, призванный устранить течи охлаждающей жидкости. Причина неудачи - в попытке обойти один из пунктов руководства к применению большинства подобных препаратов (как порошковых, так и жидких). А именно тот, где указано, что герметик работает эффективно лишь в чистых системах охлаждения. Как видим, в ряде случаев промывки не избежать, но дело это хлопотное. Надо слить антифриз, залить воду, запустить и прогреть двигатель, чтобы насос прокачал ее как по малому, так и по большому кругу, остудить мотор, сменить воду, повторить промывку еще раз и лишь потом заправить свежий антифриз. Так вот, американцы предложили существенно облегчить процедуру. Правда, метод для нашей техники не универсальный и пригоден только для автомобилей, где термостат сообщается с верхним шлангом радиатора, как в ИЖах, "волгах" и УАЗах. Комплект "Престон" состоит из переходника, снабженного обратным клапаном,76 ЗА РУЛЕМ 5/97пробки с резьбой, пластмассовой трубки для слива жидкости, тройников разных размеров и двух хомутов. Предварительный монтаж заключается в том, чтобы правильно вживить тройник в систему охлаждения. Для этого выбираем один из шлангов, сообщающийся с водяной рубашкой двигателя и расположенный как можно выше - не подходит лишь магистраль от термостата к радиатору. В разрез шланга устанавливаем подходящего калибра тройник из набора (оставшиеся больше не понадобятся), затягиваем хомуты, на выход тройника с резьбой навинчиваем пробку.Детали комплекта для промывки: сливная трубка радиатора, тройник с пробкой и переходник, навинченный на тройник. Схема циркуляции воды при обратной промывке. Красным цветом выделены сливная трубка и врезанный в шланг тройник.\\-ПТ77cm•*— -*—-*-X